Что такое набивная ткань?

Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

Набивна́я ткань — ткань, поверхность которой украшена печатным рисунком. Первоначально набивная ткань вырабатывалась ручным способом — набивкой (набойкой). Впоследствии термин «Набивная ткань» стали применять также для тканей, на которых рисунок наносится тканепечатающими машинами.

История

Искусство набойки, по мнению исследователей, зародилось в Индии, где издревле развито культивирование хлопка и не было недостатка в природных красителях. Об индийских набивных тканях упоминают Страбон и другие римские авторы. Производство набивных тканей распространилось по другим странам Азии и Африки. Особенно прославилась египетская набойка, Плиний Старший в «Естественной истории» описывает способ нанесения египтянами краски на ткани с помощью воскового резервирующего состава[1].

Европа. Средние века

Известно, что первые европейские набивные ткани появились в Италии. О способе окрашивания ткани «набивным трафаретом» рассказывает Ченнино Ченнини в «Трактате о живописи» (конец XIV века), рекомендующий набивные ткани для шитья детской одежды и церковных аналоев. Ченнини сообщает о набивке узоров по цветным фонам с дорисовкой деталей вручную кистью. Итальянские набойщики ткани входили в гильдии живописцев[1].

В XIV—XV веках набойки стали изготавливаться и в Германии. Так как в Германии шёлковых тканей выделывалась очень мало, а привозные итальянские стоили дорого, местные набивные ткани из-за своей дешевизны пользовались популярностью. Судя по немецкому трактату (конец XV — начало XVI века), особое внимание уделялось изготовлению набоек с серебряными и золотыми узорами (рисунок, набитый чёрной клеевой краской покрывался серебряным или золотым порошком, иногда на него наносили толчёное стекло), так как они заменяли дорогие шёлковые ткани. Выполнялись также набойки в несколько цветов масляной краской. Поначалу набойки производились в монастырях (в основном Нижнерейнской области) и лишь позднее их изготовлением занялись городские ремесленники. Немецкие набойки выполнялись как по льну, так и по привозным однотонным тканям (тафте, атласу). При изготовлении ранних немецких набоек применялись небольшие деревянные штампы, иногда узор набивался несколькими досками[1].

Все сохранившиеся образцы средневековых набоек исследователи условно делят на произведённые в Германии (Рейнская область) и «интернациональные» (большей частью итальянские, а также происходящие из Нидерландов и других стран). Итальянские набойки отличаются от немецких, выполненных на дорогих материях, в то же время для них характерна тонкая проработка рисунка, более сложные композиции[1].

С середины XIV века появляются набивные ткани с сюжетными композициями (в том числе изображениями библейских эпизодов.)

Новое время

В конце XVIII века швейцарец Кристоф-Филипп Оберкампф значительно усовершенствовал механический способ печати на тканях. Для печати стали использовать медные гравированные доски с углубленным рисунком, более качественной стала и печать с цилиндрического вала.

Главная опасность для набивных тканей — выцветание рисунка под воздействием солнечных лучей[2] и линька при стирке, если для набойки применяются нестойкие красители.

Распространение набивных тканей в России

См. также

Бязь — плотная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, бурметь, бумажный холст.

Несмотря на то, что в последнее время выпускается множество разных материалов, большинство людей предпочитают натуральные. До сих пор популярной остается ткань бязь. Именно из нее шьют постельное белье, рабочую одежду, детские вещи. Этот материал приятен на ощупь, хорошо впитывает влагу, долговечен. Вещи из бязи доступны по цене и выглядят привлекательно.

Содержание

История появления

В России о том, что за ткань бязь, узнали еще в 16 веке. Такой материал привозили купцы из Азии, а название произошло от арабского слова bazz, что означает плотную х/б ткань. Уже к 18 веку эту ткань стали делать в нашей стране. Популярна стала материя, произведенная на ткацкой фабрике в Кинешемском уезде. Из нее шили подкладку для верхней одежды, белье для солдат. Она пользовалась спросом, так как была натуральной и стоила недорого.

С 19 века бязь стала более разнообразной. Ее научились отбеливать и окрашивать. Из нее стали делать детскую и женскую одежду, постельное и столовое белье. До сих пор эта ткань популярна. Она является самым распространенным материалом для пошива постельных принадлежностей, скатертей, занавесок, детской и летней одежды, халатов. В большинстве медицинских, военных и детских учреждений используются вещи именно из бязи.

Свойства и характеристики

Уже давно во всем мире популярна бязь, что это за ткань знают многие. Она представляет собой натуральное полотно из хлопка с плотным переплетением нитей. Оно называется полотняным и представляет собой чередование нитей через одну или крест-накрест. Поэтому плотность бязи довольно высока. По ГОСТу, принятому в России, она должна составлять 142г/м². Это значит, что в каждом сантиметре ткани присутствует не менее 80 нитей. А так как они обычно толстые, даже с небольшими утолщениями, полотно получается довольно плотным.

В последнее время требования к производству ткани не такие строгие. Теперь производят бязь с менее плотным переплетением нитей 125 г/м². Она мягче и более прозрачная. А в некоторых странах к хлопку при ее производстве добавляют синтетику. Такая ткань тоже называется «бязь», так как сохраняется способ переплетения нитей. Но многие предпочитают пользоваться традиционным хлопчатобумажным полотном, состав которого на 100% натуральный.

Структура ткани может просматриваться на свет – видно переплетение нитей. На ощупь она немного шероховатая, с обеих сторон одинаковая по качеству и внешнему виду. Поверхность материала ровная и матовая.

Все, кто знает, что такое бязь, ценят эту ткань за ее качество. Натуральный хлопок, из которого ее делают, придает бязи такие свойства:

  • воздухопроницаемая;
  • хорошо впитывает влагу;
  • краски не выгорают и не линяют;
  • легко отстирываются загрязнения;
  • очень прочная и износостойкая;
  • не накапливает пыль;
  • не электризуется и не прилипает к телу.

Виды бязи

Если раньше вся производимая бязь была одинаковой и могла отличаться только расцветками, сейчас существует большое ее разнообразие. Прежде всего, отличаются полотна по плотности. Эта характеристика определяет вес ниток, которые используются в одном квадратном метре ткани. Чем больше плотность ткани, тем она качественнее.

Полезная информация:

Футер с лайкрой что за ткань

Кулирка что за ткань?

По этому параметру различают три разновидности бязи. Самая качественная – плотная, производимая по ГОСТу 29298-2005. Ее плотность от 142 г/м². Она очень прочная и износостойкая. Менее качественной является ткань с плотностью от 120 г/м². Именно она используется чаще всего для производства домашнего текстиля. Самой мягкой, но и самой недолговечной является ткань с плотностью менее 120г/м². Сейчас выпускаются даже ткани, плотность которых меньше 100 г/м².

Кроме того, разные виды бязи существуют также в зависимости от толщины и способа обработки нитей. Они используются для разных целей, так как обладают не одинаковыми характеристиками.

  1. Самая прочная – это бязь суровая.

    При ее производстве соблюдаются все требования ГОСТа, и полотно меньше всего подвергается обработке. Масса ниток составляет от 142 до 160 г/м². Эта ткань не отбеленная и не крашенная, имеет желтоватый оттенок. Она самая грубая и прочная. Применяется для обивки мебели, шитья спецодежды. В последнее время ее стали использовать для производства натяжных потолков.

  2. Более тонкая ткань – это отбеленная бязь.

    Ее плотность от 125 до 142 г/м². При ее производстве используют безопасные для человека отбеливатели. Она обладает воздухопроницаемыми свойствами, хорошо впитывает влагу, приятная на ощупь, не деформируется. Используется для шитья постельного белья, медицинской одежды, рубашек.

  3. Бязь гладкокрашенная по структуре такая же, как беленная, только она окрашена в какой-либо один цвет.

    Такое полотно используется для подкладки верхней одежды или костюмов, производства столового и постельного белья.

  4. Бязь набивная самая распространенная.

    Это материал с каким-либо рисунком, который набивается машинным способом. Полотняное переплетение нитей лучше всего подходит для этого, краска хорошо держится, не линяет при стирке и не выгорает на солнце. Именно из такой ткани шьют летнюю одежду, детские вещи, постельное белье, скатерти, занавески. Сейчас в продаже можно встретить бязь с самыми разнообразными рисунками: горошком, полосками, цветочными принтами, узорами. Разновидностью этого вида является бязь белоземельная, в которой рисунок наносится на белый фон.

Плюсы и минусы

Основные характеристики бязи относятся к 100% натуральному полотну. Ткань с добавкой синтетики может иметь другие свойства. Но большинство производителей соблюдает традиционный состав и способ ее изготовления. Ведь плюсов ее использования перед другими материалами много.

Натуральная бязь имеет такие преимущества:

  • у нее хорошие гигиенические качества – не вызывает аллергии, впитывает пот, воздухопроницаема, приятна на ощупь;
  • она комфортна при использовании, так как не липнет к телу, не накапливает статическое электричество;
  • согревает в холод и не допускает перегрева в жару;
  • она долговечна, устойчива к износу и выгоранию красок, выдерживает большое количество стирок;
  • это одна из самых прочных хлопчатобумажных тканей;
  • за вещами из этого материала легко ухаживать, ведь он хорошо отстирывается, быстро сохнет и легко разглаживается;
  • в процессе использования изделия не подвергаются усадке или деформации;
  • стоимость этой ткани невысока, она доступна каждому из-за широкой распространенности.

Но не всем нравится бязь именно из-за ее свойств. К недостаткам этого материала можно отнести его жесткость, ведь переплетение нитей довольно плотное, поэтому мягкости добиться сложно. Кроме того, эта ткань мнется, со временем на ней появляются катышки. Многие считают ее непривлекательной, ведь она не блестит и не очень гладкая.

Сравним с другими х/б тканями

Не все люди, которые пользуются бельем и другими вещами для дома из бязи, знают, что это такое. Многие считают, что хлопковое полотно все одинаково. Но на самом деле существует несколько видов тканей, содержащих хлопок.

У них у всех есть небольшие отличия от бязи:

  • Ситец имеет такое же полотняное переплетение, но делается из более тонких нитей. Он не такой прочный и плотный, поэтому недолговечен.
  • Сатин делается из скрученных нитей, они переплетаются особым образом, из-за чего этот материал имеет гладкую и блестящую поверхность.
  • Поплин изготавливают из нитей разной толщины. В его составе кроме хлопка может быть шерсть, шелк, синтетика.
  • Перкаль очень похож на бязь, но намного тоньше и мягче.

Что шьют из бязи

Многие мастерицы интересуются, что можно сшить из бязи. Ведь эта ткань доступна и стоит недорого. И поэтом используют ее для самых разных целей. В промышленных масштабах из плотного полотна шьют одежду для военных, медицинских работников, делают подкладку для пальто и костюмов, мебельную обивку. Это основной материал для производства спецодежды. Ведь он не выгорает, износостоек и комфортен в носке.

Самой распространенной является набивная бязь. Она широко распространена в легкой промышленности для пошива одежды и домашнего текстиля. Чаще всего из нее делают постельное белье, так как простыни и наволочки из нее приятны на ощупь, а пододеяльники обладают высокими гигиеническими качествами. Такие комплекты выпускаются сейчас с самыми разнообразными расцветками.

Для производства одежды используется бязь плательная, она более яркая и мягкая. Из нее шьют халаты, летние платья, детские распашонки, рубашки. А в ателье широко применяется макетная бязь. Это отбеленное плотное полотно, из которого делают предварительный макет будущей одежды.

Используется эта ткань также для производства домашнего текстиля. Это скатерти, занавески, шторы, покрывала, салфетки. Она идеальна для уборки, так как хорошо впитывает, не оставляет разводов и ворсинок.

Производители бязи

В продаже сейчас можно найти бязь российских и зарубежных производителей. В нашей стране особенно ценится ткань, выпущенная в г. Шуя или в г. Иваново. Ивановский текстильный комбинат выпускает все разновидности бязи, которая на 100% состоит из хлопка. Они имеют широкий выбор расцветок и доступную цену. Шуйская бязь более плотная и качественная, полностью соответствует ГОСТу.

Зарубежные производители тоже выпускают бязь. Доверие потребителей заслужила пакистанская ткань, турецкая и китайская. Турция – лидер по производству хлопчатобумажных тканей. Турецкая бязь имеет яркие расцветки, не садится после стирок, не скатывается. Обычно она имеет полностью натуральный состав, но иногда добавляют до 15% синтетики. Пакистанская бязь только на 80% состоит из хлопка, но тоже очень популярна. Она легкая и мягкая, хорошо пропускает воздух, прочная и износостойкая.

Правильный выбор

При покупке изделий из бязи важно обращать внимание на производителя. Разные фирмы выпускают изделия с разными характеристиками. Выбор разновидности зависит от целей, с которыми будет использоваться изделие. Для детских вещей лучше приобретать более мягкие полотна с набивным рисунком. Для постельного белья предпочтительно выбрать бязь премиум, которая имеет высокое качество.

Более дешевые комплекты делают из разреженной бязи. Их особенность в том, что они легко стираются, доступны по цене, но менее долговечны и могут деформироваться после стирки. Но это идеальный вариант для дачи, поездки или приема гостей. Если нужно приобрести белье, которое дольше сохраняет форму и цвет, можно обратить внимание на ткани, в состав которых входит синтетическое волокно. Обычно его добавляют не больше 15%, поэтому это не снижает качество бязи, но делает ее более износоустойчивой.

Как ухаживать за бязью

После покупки или шитья изделия из бязи рекомендуется постирать его, можно просто прополоскать в теплой воде. Это сделает материал мягче и удалит посторонние запахи. Бязь можно стирать в автоматической стиральной машине обычным порошком, качественная ткань устойчива к таким воздействиям. Но полотна с ярким рисунком рекомендуется вывернуть наизнанку. Это поможет сохранить цвета.

Чтобы изделия из бязи служили дольше, лучше стирать их при температуре 30°-40°.

Не окрашенные разновидности можно стирать при более высокой температуре. Режим в стиральной машине можно поставить обычный, но для стирки детских вещей или белья из набивных тканей лучше выбрать деликатный. Рекомендуется также не использовать слишком большую скорость отжима, так как вещи после него могут плохо разглаживаться.

После стирки вещи нужно встряхнуть. Обычно бязь не садится, но если это произошло, нужно мокрую вещь потянуть за уголки в разные стороны. Сушить белье лучше на свежем воздухе, а гладить немного влажным. Такие изделия хорошо разглаживаются без отпаривания.

Заключение

Большинство хозяек предпочитают постельное белье из бязи. Судя по отзывам, оно легко стирается, не линяет и сохраняет свои свойства после многих стирок. В такой постели спать комфортно. Много отзывов о замечательных качествах этого материала также от мастериц. Они отмечают, что из бязи легко шить. Разнообразный выбор расцветок и ширины рулона оставляет большой простор для творчества. Идеальна эта ткань для детской одежды и пеленок. Многие положительные отзывы отмечают ее невысокую цену и доступность.

Ткань бязь является самой популярной вот уже много лет. Натуральный состав, мягкость и прочность позволяет использовать ее с самыми разнообразными целями.

Главная / Смесовые ткани

Бумазея – ткань из волокон хлопка, которая ассоциируется у большинства покупателей с теплыми, красивыми халатами и пижамами. Такие ассоциации не случайны – найти материал, который был бы настолько мягким и при этом имел эстетичный внешний вид, сложно. На самом деле, стать «любимицей публики» бумазейной ткани помогают особые технологии производства.

Начало и особенности производства

Согласно историческим исследованиям и лингвистическим экспертизам, существуют две версии возникновения названия бумазеи:

  • от французского слова «bombasin»
  • от итальянского «bombazine»

поэтому материал именуют также бомбазином.

Что касается происхождения ткани, историки также расходятся во взглядах. Одни утверждают, что впервые ее производство было запущено в XIII веке в Валенсии. Другие уверены, что ее начали ткать в XIV столетии миланские мастера. Остальные склоняются к средневековой Франции. Наиболее распространено мнение, что бумазея появилась в Англии, в эпоху правления Елизаветы I. Широкую популярность этот текстиль получил в нашей стране в XVII веке под названием «бамбазея».

Однако бумазея не сразу имела вид, к которому мы привыкли. Изначально так именовали плотный шелк, а затем – материал с льняной основой, укреплявшей рыхлый текстиль, и хлопковым утком. Первые изделия из бомбазина были неброских цветов, чаще всего в темных тонах. Такую материю использовали для шитья бюджетных траурных платьев, в то время как светлые оттенки подходили для пошива повседневной одежды.

Позднее для обработки бомбазина стали применять отбеливание. Из такого материала изготавливали теплое белье для холодного времени года. Вскоре бумазейную ткань раскрасили разноцветные узоры – такие изделия отличались практичностью и плотно закрепились в повседневном гардеробе женщин и детей.

Когда на рынке появилось длинноволокнистое сырье перуанского происхождения, бумазея обрела полностью хлопковый состав. Тогда материал стали создавать в нескольких вариациях – с коротким, средним, длинным начесом.

Процесс производства бомбазина сводится к двум основным этапам:

  • переплетение хлопковых нитей саржевым или полотняным способом;
  • выведение на изнаночную сторону ворсинок, образующих начес.

Внешние и технические характеристики

Бумазея – это легкая, плотная и мягкая ткань с односторонним начесом. Плотность ткани составляет 160-265 г/м3. Ее текстура хорошо показана на фото ниже.

На современном рынке представлены два вида бомбазина – обычный и высокосортный. Ключевое отличие между ними – качество сырья. Материал высшего сорта производится полностью из натурального хлопка со средними волокнами – кардной пряжи.

Сырье с короткими волокнами используется для выработки обычной бумазеи – она имеет более пушистый односторонний ворс, но при этом более рыхлая. Естественно, ее прочность ниже, по сравнению с ее высокосортным аналогом, поэтому она чаще всего играет роль подкладочного материала.

Виды

Бумазея представлена в нескольких разновидностях, каждая из которых имеет свои особенности.

Гладкокрашенная

Это ткань насыщенных оттенков, имеющая однородную текстуру и привлекательный внешний вид. Покраска полотна осуществляется путем полного погружения материала в емкость с красителем на несколько часов. После этого материал извлекают, очищают от излишков краски.

Гладкокрашенный бомбазин хорош тем, что не теряет насыщенности своей окраски при стирке, потому идеально подходит для ярких красителей. Из него обычно шьют одежду, текстиль для дома, обивку для мебели.

Набивная

Набивная бумазея – это ткань, на одну/обе стороны которого наносят изображение. Процесс окрашивания осуществляется при помощи печати водостойкими чернилами, обладающими способностью закрепляться глубоко в текстуре ткани. В результате, на поверхности текстиля создается устойчивый рисунок, а структура материала остается неизменной.

Факт. Наиболее часто встречаемый вариант расцветки набивной бумазеи – узор, отражающий восточные мотивы, или цветочные принты.

Отбеленная

Нити, поступающие на предприятия для производства бумазеи, как и волокна, из которых их изготавливают, могут быть разных цветов. Для получения равномерного светлого оттенка на конечном материале сырье предварительно отбеливают.

Отбеленный бомбазин, не содержащий в своем составе красителей, не вызывает аллергии, благодаря чему идеально подходит для производства детского текстиля, постельного белья.

С резервным ворсованием

При ворсовании концы отдельных волокон извлекаются при помощи промышленных станков.

Резервный способ интересен тем, что при нем обработке подвергается не вся поверхность полотна, а его отдельные участки. Благодаря такому подходу на материале образуется необычный узор из гладких и ворсистых участков на лицевой стороне.

Бумазея-корд

Корд – это вид бумазейной ткани с саржевым переплетением, которая обработана специальными средствами, делающими материал более жесткими. Такой текстиль применяется для изготовления внутренних элементов обуви, сумок, рюкзаков.

Плюсы и минусы

Как любой другой материал, бумазея имеет свои преимущества и недостатки – они представлены в таблице.

Плюсы Минусы
Мягкость Сравнительно быстрое истирание начеса, что снижает теплоизоляционные свойства материала
Гипоаллергенность Неустойчивость окраса к солнечным лучам, что приводит к быстрому выгоранию
Высокие теплоизоляционные свойства Необходимость долговременной сушки ткани из-за густого ворса
Экологичность
Гигиеничность

Бумазейные изделия: что шьют из материала

Бумазея – настолько универсальный материал, что используется для пошива изделий самого различного назначения:

  • текстиль для дома (халаты, пижамы, костюмы, постельное белье);
  • детские принадлежности (одежда, пеленки);
  • армейское белье;
  • шторы;
  • внутренние детали обуви, основа под кожзаменители.

Отличие бумазеи от фланели

Зачастую бумазейную ткань путают с фланелью, а именно с байкой. Действительно, оба материала имеют хлопчатобумажную основу с ворсом. Однако при более близком знакомстве с этими тканями становится понятно, что бомбазин отличается большей плотностью и толщиной, а также более густым начесом.

Уход

Бумазея, к сожалению, не относится к самым износостойким материалам, поэтому требует соблюдения ряда правил в процессе эксплуатации:

  • стирка только в теплой (не горячей!) воде, лучше вручную;
  • применение стиральных порошков, подходящих для деликатных тканей;
  • отказ от использования отбеливающих средств;
  • сушка в расправленном виде на ровной горизонтальной поверхности подальше от источников тепла;
  • избегание попадания на изделие прямых солнечных лучей для сохранения яркости цвета;
  • глажка исключительно с лицевой стороны в сухом виде на режиме для хлопковых или деликатных тканей.

Важно! «Коварство» бумазеи заключается в том, что, на первый взгляд, она легко переносит машинную стирку и высокие температуры глажки. Однако такие действия могут привести к быстрой порче изделия.

Заключение

Изделия из бумазеи – это настоящий маст-хэв для тех, кто стремится окружить себя нежностью и уютом. Такие вещи не только согреют тело и душу, но и будут радовать своих владельцев долгие годы, при условии грамотного ухода и эксплуатации.

Добрый день!

Надеюсь, что этот день станет для вас действительно добрым!

Ничего мудреного в раскладывании выкройки на набивные ткани с крупным рисунком нет. Детали выкройки должны так располагаться на ткани, чтобы потом внешний вид вещи, сшитой вами, не вызывал не то что даже раздражение окружающих, а хотя бы как минимум недоумение.

Что это значит? Здесь, как и на тканях с другими рисунками (узорами) действует правило: общим впечатлением от такой вещи должно быть ощущение гармонии,  целостности, непрерывности рисунка (узора).

Подготовка ткани к раскрою.

Декатирование ткани.

Как разложить выкройку на ткани?

Как разложить выкройку на ткани в клетку?

Как разложить выкройку на ткани в полоску?

Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком?

Как разложить выкройку на ткани с купонами?

Как разложить выкройку на ткани с бордюрами?

Как разложить выкройку на ткани с фестонами?

Как правильно раскроить ткань?

Конечно, если вы сами себе поставили цель расположить изображения на ткани таким образом, чтобы шокировать окружающих или хотя бы, как минимум, слегка удивить, то это одна история. В одном зарубежном фильме я видела вот такое платье.

image

Такое платье пригодилось бы на каком-нибудь фольклорном празднике, карнавале или шоу.

А чтобы не достичь такого эффекта, когда расположение рисунков вызывает нежелательные, я бы даже сказала фривольные ассоциации у окружающих, не нужно размещать крупные части рисунков (узоров) на груди, внизу живота и на ягодицах.

image

Представляете, как будут выглядеть крупные части рисунков (узоров) на попе, да ещё и на полной. Они будут прыгать со стороны в сторону при ходьбе «Ить-ить! Ить-ить! Ить-ить!»

Как достичь ощущения целостности на набивных тканях с крупными рисунками?

1. Если на таких тканях вы отчетливо видите рисунок (узор) с направлением, то все без исключения детали выкройки должны быть разложены в одном направлении. И когда рисунок (узор) не требует подгонки, состыковки, то детали выкройки можно смело раскладывать на изнаночной стороне отреза.

2. Если это растительный орнамент (узор), то раскладывать выкройки нужно так, чтобы растения были направлены цветами вверх, стебельками вниз. Ведь в природе все растения тянутся к солнцу, поднимаются (растут) вверх. И будет совершенно естественным, что на готовом изделии все растительные орнаменты (узоры) будут «стремиться» вверх.

3. Если рисунок (узор) на ткани имеет четко выраженное направление, то часто, когда мало ткани, нужно применять раскладку поворот.

4. Лучше всего располагать выкройки на тканях с крупными мотивами так, чтобы на  готовом изделии они оказались в вертикальном положении. При такой раскладке выкройки, визуально фигура будет производит впечатление более вытянутой.

5. Модели для пошива одежды из набивных тканей с крупным рисунком желательно выбирать с минимальным количеством швов и фасонных линий. Тогда на ткани легче раскладывать выкройку, не нужно будет долго и нудно возиться с состыковкой рисунка. И показать красавицу – ткань, в таком случае, можно сполна.

А если у вас возникнут ещё какие-нибудь «непонятки» с состыковкой других видов рисунков, вы всегда сможете подсмотреть тонкости этого дела в этой и этой статьях.

Удачи вам! С уважением, Милла Сидельникова!

Оригинал взят у в Музей набивных тканей в Мюлузе и “текстильное безумие” Второй империи image Мюлуз (Mulhouse), город во французском Эльзасе, на границе с Германией и Швейцарией, не избалован вниманием туристов. Это не удивительно: в Мюлузе сохранилось мало старины, он разительно не похож на прочие эльзасские города  –  игрушечно-красивые, словно не тронутые временем. Бурный экономический рост города в 19 веке стал причиной того, что от старого Мюлуза мало что осталось. Однако в Мюлузе и его окрестностях есть интереснейшие музеи, в том числе – уникальный музей набивных тканей (Le Musée de l'Impression sur Etoffes). image image Доски для набойки Мюлуз называют “французским Манчестером”. В 1746 году в городе была открыта первая текстильная мануфактура, а в первые годы 19 века мануфактуры Мюлуза уже снабжали тканями не только Францию, но и многие европейские страны. Особенно благоприятным стал для Мюлуза 1806 год, когда Наполеон ввел запрет на импорт тканей из Англии. Город рос, как на дрожжах, – фабрикам требовались все новые прядильщики, ткачи и красильщики. image image Доски для набойки и образцы рисунков Музей набивных тканей был основан в 1883 году на базе Музея промышленного дизайна, который ранее учредило Промышленное общество Мюлуза. Первоначально это была своего рода база данных для специалистов-практиков. Постепенно начала формироваться коллекция, включающая не только местные эльзасские образцы тканей и рисунков. В 1911 году музей был открыт для широкой публики. Сегодня в музее 6 000 000 образцов тканей и других экспонатов. image Экскурсия началась! Гордость музея – коллекция досок для изготовления набивных тканей. Очаровательная юная француженка ведет на английском языке экскурсию и на глазах у посетителей создаёт набивную ткань. Послушаем и посмотрим!

Так делают набивную ткань Набивной называют ткань, поверхность которой украшена печатным рисунком. Первоначально набивная ткань создавалась вручную – набивкой (набойкой). При изготовлении ранних набоек применялись небольшие деревянные доски, многоцветный узор набивался с нескольких досок. Расправленный кусок ткани помещают на ровную поверхность, желательно каменную. Доску с вырезанным на ней орнаментом кладут в корытце с краской, а затем плотно прижимают к ткани, и на ней отпечатывается нужный цвет. Чтобы доска лучше соприкасалась с тканью, доску подбивают молотком. Если ткань многоцветная, процедуру повторяют несколько раз, помещая каждую доску на строго определение место, чтобы рисунок не сбился. Со временем рельефы на досках становились все более совершенными, рисунки, которые наносились с помощью ручной набойки, – более сложными и тонкими. image Набивная ткань image Доски для набойки Набивная ткань со сложным рисунком В начале 19 века ручную набойку заменяют машины, в которых используется печать с цилиндрического вала. Тем не менее, у ручной набойки остаются свои преимущества: ее отличает едва заметная “неправильность”, это делает узор  живым и особенно привлекательным по сравнению с рисунком, который наносится механически, с помощью тканепечатающей машины. Поэтому в  наши дни эксклюзивные набивные ткани делают  по старинке, вручную,  любители набивных тканей могут овладеть этим искусством на специальных семинарах. Тканепечатающие машины Распрощавшись с милой девушкой-экскурсоводом, отправимся на выставку. Выставка “Текстильное безумие. Мода и декор Второй империи” (Folie Textile. Mode et décoration sous le Second Empire) проходит в музее до октября 2014 года. На выставке представлено около 230 экспонатов: одежда, мебель, образцы тканей, подготовительные рисунки, гравюры, литографии, книги, альбомы с эскизами. Период Второй империи (время правления Наполеона Третьего,1852-1870)  был отмечен собственным стилем,  помпезным и эклектичным “вторым ампиром”. Барон Осман перекраивает и перестраивает Париж, по проекту Шарля Гарнье возводится здание парижской Оперы, ставшее символом эпохи, в художественных салонах царствуют академики, гостиные заставлены тяжеловесной мебелью, нарядные платья с широкими кринолинами напоминают клумбы. В моде самые яркие цвета – лиловый, ярко-розовый, красный, в моде экзотические восточные мотивы, в моде крупные, пышные цветы. Они везде – на портьерах, на коврах, на обивке мебели, на юбках. Гостиные и спальни уподобляются цветущему саду. На этой выставке нельзя не вспомнить  роман Эмиля Золя “Дамское счастье” (1882), в котором писатель с тщательностью натуралиста изобразил текстильный бум, охвативший Париж в  те  годы, и первые универсальные магазины, предлагающие дамам все блага текстильного рая, – машинные кружева, тесьму, шнур, бахрому и ткани, ткани, ткани… Поистине текстильное безумие! Полюбуемся тканями, вспоминая роман “Дамское счастье”. “Но особенно ошеломила их последняя витрина. Шелк, атлас и бархат были представлены здесь во всем разнообразии переливчатой, вибрирующей гаммы тончайших оттенков: наверху – бархат густого черного цвета и бархат молочной белизны; ниже – атласные ткани, розовые, голубые, в причудливых складках, постепенно переходящие в бледные, бесконечно нежные тона; еще ниже, словно ожив под опытными пальцами продавца, переливались шелка всех цветов радуги, – отрезы, свернутые в виде кокард и расположенные красивыми складками, точно на вздымающейся груди. Каждый мотив, каждая красочная фраза витрины была отделена от другой как бы приглушенным аккомпанементом – легкой волнистой лентой кремовых фуляров. А по обеим сторонам витрины высились груды шелка двух сортов: “Счастье Парижа” и “Золотистая кожа”: шелка эти продавались только здесь и были из ряда вон выдающимся товаром, которому предстояло произвести переворот в торговле новинками…” “…- У нас будут и другие ткани, замечательные как по дешевизне, так и по качеству, – продолжал Муре певучим голосом. – Рекомендую вам, например, нашу “Золотистую кожу”, это тафта несравненного блеска… У нас большой выбор шелков разнообразнейших расцветок и рисунков, они отобраны нашим закупщиком среди множества образцов. Что касается бархата, вы найдете богатейший подбор различных оттенков… Предупреждаю вас, что этой зимой будет модно сукно. Вы найдете у нас превосходные двусторонние ткани, отличные шевиоты…” “Вокруг них на хрупких изящных этажерках лежали вперемежку штуки шелка в длинных бумажных обертках кремового цвета, что делало товар похожим на брошюры необычайного формата. Всевозможные шелка, муар, атлас, бархат, переполнявшие прилавок, казались грядками скошенных цветов, настоящей жатвой изысканных и драгоценных тканей. Это был самый элегантный отдел, истинный салон, где товары, такие легкие, казались роскошной обстановкой…” Выставка была устроена в глубине зала, вокруг одной из чугунных колонн, поддерживавших стеклянный потолок, и походила на водопад тканей, на кипящий поток, ниспадавший сверху и расширявшийся по мере приближения к полу. Сначала брызгами падали блестящие атласные ткани и нежные шелка: атлас а-ля рэн, атлас ренессанс, с их перламутровыми переливами ключевой воды; легкие кристально прозрачные шелка – “Зеленый Нил”, “Индийское небо”, “Майская роза”, “Голубой Дунай”. За ними следовали более плотные ткани: атлас мервейе, шелк дюшес, – они были более теплых тонов и спускались вниз нарастающими волнами. Внизу же, точно в широком бассейне, дремали тяжелые узорчатые ткани, дама, парча, вышитые и затканные жемчугом шелка; они покоились на дне, окруженные бархатом – черным, белым, цветным, тисненным на шелку или атласе, – образуя своими перемежающимися пятнами неподвижное озеро, где, казалось, плясали отсветы неба и окружающего пейзажа. Женщины, бледнея от вожделения, наклонялись, словно думали увидеть там свое отражение. Стоя перед этим разъяренным водопадом, они испытывали глухую боязнь, что их втянет поток этой роскоши, и в то же время ощущали непреодолимое желание броситься туда и там погибнуть…” “…Выставка летних шелков, расположенная в центре отдела, освещала, словно восходящее солнце, весь зал сиянием зари и переливалась самыми нежными цветами радуги – бледно-розовым, светло-желтым, ясно-голубым. Тут были фуляры прозрачнее облака; сюра – легче пуха, летящего с деревьев; атласистые китайские шелка, напоминающие нежную кожу китайских девушек. Были тут и японские понже, индийские тюсоры и кора, не говоря уже о легких французских шелках, полосатых, в мелкую клетку и в цветочках всевозможных рисунков, – шелках, вызывавших мысль о дамах в платьях с оборками, вышедших майским утром погулять под раскидистыми деревьями парка…” “Продолжая разговаривать, он уже несколько минут следил взглядом за Гютеном, не решавшимся расположить синие шелка рядом с серыми и желтыми; продавец несколько раз отступал назад, чтобы лучше судить о гармонии тонов. Наконец Муре вмешался. — Чего это ради вы решили щадить их зрение? — сказал он. — Не бойтесь, ослепляйте их… Вот так! Красный! Зеленый! Желтый! Он брал штуки шелка одну за другой, разматывал ткань, мял ее, создавая ослепительные гаммы. Всеми было признано, что патрон — лучший в Париже мастер по части витрин, он совершил подлинный переворот и в науке выставок был основателем школы броского и грандиозного. Он стремился к созданию лавин из тканей, низвергающихся из разверстых ящиков, и хотел, чтобы они пламенели самыми яркими, усиливающими друг друга красками. У покупательниц, говорил он, должно ломить глаза, когда они выходят из магазина.”

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий