Содержание
- Особенности одежды в русском народном стиле
- Важные элементы стиля
- Аксессуары под одежду в русском народном стиле
- Как подобрать одежду в русском стиле
- Как носить и правильно сочетать
- История русской рубахи
- Отличительные особенности мужской русской рубахи
- Женская рубаха
- Магнетизм вышивки-оберега
- Одежда или визитная карточка
- Мужская рубаха
- Цельная и составная женская рубаха
- Виды кроя
- Отличительные особенности
- Праздничные женские наряды
- Ткань
- Удивительное разнообразие
- Подводя итоги
string(10) "error stat"
string(10) "error stat"
string(10) "error stat"
string(10) "error stat"
string(10) "error stat"
Этнический стиль обычно связывают с историей развития государства, становления культуры и искусства. Самобытностью веет от длинных рубах и сарафанов, кушаков и полушубков, вышитых орнаментов и старинных украшений. Современная одежда в русском стиле соединяет традиционные мотивы с новейшими модными тенденциями. Дизайнеры предлагают интересные коллекции национального одеяния, приспособленные к требованиям комфорта и удобства. Теперь модницы примеряют укороченные варианты платьев, костюмов и шалей, демонстрируя утонченный вкус.
Особенности одежды в русском народном стиле
Национальный стилизованный русский костюм имел отличия в зависимости от региона проживания. Более глубокими корнями отличаются одеяния южан, украшающих наряды славянскими мотивами. Праздничные поневы, сарафаны и рубахи из расшитой ткани передавались по наследству, часто повседневные взрослые костюмы перешивались детям. Общие черты этнического одеяния:
- Костюмы отшивались из натуральных льняных или хлопковых тканей. Богатые крестьяне носили шелковые наряды, меховые душегрейки и кожаные дубленки. Позже стали пользоваться материей с включением синтетики, что упрощало уход за одеждой.
- Придерживались прямого кроя при пошиве. Костюмы не стесняли движения при работе, поэтому оснащались специальными вставками.
- В приоритете оставалась многослойность женского костюма. К длинной рубахе прилагалась шерстяная юбка понева, передник и фартук.
- Обязательно наличие расшитого пояса. Элемент не только придерживал одежду, но и защищал от сглаза.
- Сакральное значение вышивки. Как рабочая, так и праздничная одежда декорировалась вышивкой, кружевом, тесьмой, бисером. Такой тип украшений считается отзвуком дохристианской старославянской культуры, когда каждый символ оберегал от неприятностей, притягивал удачу.
- Обилие ярких красок. Для повседневности подбирали наряды серого цвета, для торжественного случая наряжались в алые, синие или зеленые сарафаны. Для экономии верх рубахи отшивали из дорогого материала, а для низа использовали простую ткань.
Под запретом были вызывающие одеяния. Не носили декольтированные или короткие платья, хотя современный стиль не отличается строгостью. Женственные костюмы скрывали тело, что считалось признаком благопристойности и скромности.
Мужская одежда
Костюмы для мужчин не отличались буйством красок. Спокойная цветовая гамма и лаконичный покрой характеризовали древнерусские одеяния. Главные составляющие:
- Основой мужского гардероба считалась рубашка из хлопка, льна или шелка. Зажиточные господа заменяли рубахой исподнее, простые крестьяне носили в качестве верхнего одеяния. У старорусских рубах вырез располагался спереди, у позднего варианта разрез находился сбоку, чем и объясняется название «косоворотка».
- Холщовые или шерстяные штаны доходили длиной до щиколоток, подпоясывались гашником. В южных провинциях щеголяли в ярких шароварах с расшитыми поясами.
- Бедняки носили рубаху с кожухом, свиткой, зипуном или опашнем. Купцы предпочитали ходить в епанче, корзно, кафтане, терлике или сермяге.
Зимой согреться помогала длинная шуба. Дешевыми были изделия на овчине, богатые аристократы носили шубы, подбитые чернобуркой или соболем. Для торжественных случаев наряжались в меха даже летом, продев руки в специальные прорези.
Женская одежда
На фото представлены народные стилизованные костюмы, поражающие красотой ткани и декорирования. Женские наряды в русском стиле состоят из нескольких элементов, дополняются традиционными головными уборами:
- Сначала надевали просторную нижнюю рубаху, пошитую из натурального материала. Дополняли сорочку расшитым поясом.
- Одеждой для аристократок считался длинный шелковый летник, расшитый жемчугом, камнями или золотом.
- Поверх рубашки шла понева или юбка.
- В летнее время носили просторные сарафаны, зимой – хлопковые или шерстяные платья.
- Даже дома волосы прятали от посторонних глаз. Голову покрывали повойником и платком. Девушки вплетали ленты в косы, для торжества наряжались в кокошник. Были популярными бусы из стекла, ожерелья и височные кольца.
- В качестве верхней одежды пользовались популярностью кафтаны с красной оторочкой, меховые телогреи, душегреи и шубы. Бедные крестьянки носили полушубки на овчине, знатные женщины предпочитали соболиные, куньи или горностаевые шубы.
О мастерстве и происхождении обладательницы судили по традиционной вышивке. Верх сарафана и рубахи украшали гладью, обшивали тесьмой, бисером.
Важные элементы стиля
Русский народный стиль одежды не остался в прошлом, как и другие этнические направления. Модельеры внедряют яркие элементы в современные костюмы, выпускают коллекции russian style. Не обязательно в точности повторять многослойное одеяние для создания образа, достаточно дополнить платком или поясом джинсовое платье или брюки. Детали для воссоздания этнического образа:
- Для лета подбирают просторные юбки-колокол, сарафаны или платья из натуральных тканей. Акцент на простых линиях и крое, лаконичности и скромности.
- Украшения и вышивка. Одежду украшают старорусскими орнаментами, расшивают золотыми нитями, используют изображения языческих оберегов.
- Мужчинам понравятся рубахи-косоворотки. Рекомендуют комбинировать верх с обычными джинсами или брюками, подчеркнув талию широким поясом.
- Мастерицы отшивают дубленки и полушубки из павлопосадских платков, оторачивая их по краю мехом. Такая верхняя одежда привлекает внимание, согревает зимой. Для комплекта подбирают шапочку, платок, муфту или варежки.
Неординарно смотрятся холщовые сумки или наплечные мешки, украшенные символической вышивкой животных или растений. Любое платье или пальто легко обшить по воротнику или карманам кружевом или бисером, дополнив деревянными аксессуарами.
Элементы костюма
Одежду в русском стиле узнают по специфическим деталям, превращающим вещи в произведение искусства с национальным колоритом. Славяне не терпели стянутости каждодневных одеяний, поэтому шили свободное белье, подчеркивали талию поясом. В женском варианте отсутствуют штаны, выбор делается в пользу многослойной юбки.
Обязательным элементом считаются сорочки или рубахи. Если мужчины носили рубашки навыпуск, то девушки прятали нижнюю часть под юбкой. Современная интерпретация костюма позволяет даже женщинам примерить укороченные брюки с сорочкой, украшенной вышивкой по манжетам и вороту.
Альтернативой верхней одежды станет приталенный кафтан на пуговицах, отороченный пуховой отделкой. Завершением броского образа послужат платки с набивными узорами в национальной расцветке. Можно подобрать алые сапоги в качестве единения с русским стилем.
Цветовая гамма
Национальные мужские костюмы представлены в спокойных тонах. Серые или белые рубахи украшали традиционной вышивкой синими или красными нитями. Женские костюмы предполагали обилие оттенков красного, бирюзового, василькового, стального, золотистого или янтарного цвета. Выгодно сочетание сочных тонов на белом фоне, но сейчас встречается вышивка на красной или черной ткани.
Орнаменты
Славянский стиль одежды характеризуется вышитыми узорами и орнаментами. Каждый элемент отличался сакральным значением, а вместе с другими представлял надежду русичей на урожай и счастливую жизнь:
- квадраты или прямоугольники обозначали засеянное поле;
- круг с перекрещенными линиями или крестом – символ солнца;
- паук помогал в ремесле, развивал мастерство и трудолюбие;
- животные притягивали изобилие и благополучие;
- птицы считались изображением семейного единства, а пара птиц – воплощением рода;
- ключ оберегал семью от плохого намерения со стороны, запирал в доме счастье;
- дерево мира обозначало перетекание жизненной энергии;
- символ бесконечности символизировал, удачу, любовь и богатство.
Вышивку «крестиком» сможет освоить даже начинающая рукодельница. Советуют украсить подол и манжеты рубахи простыми узорами в виде «иголок» – знаком защиты детей от болезней. Из сложных узоров осваивают «болгарский крест», обозначающий крепкие семейные узы.
Лоскутная одежда
К старорусскому стилю относится лоскутная одежда. Славянки бережно относились к ткани, не выбрасывали кусочки материала, которые остались после раскроя сарафанов и рубашек. Такие детали сшивали между собой, формируя целостное полотно. Из лоскутков получали не только яркие наволочки и покрывала, но детские платья, костюмы или платки. Сейчас техника «пэчворк» переживает пик популярности, поэтому даже взрослые женщины носят лоскутную одежду. Советуют не комбинировать в одном изделии больше трех цветов, чтобы не перегрузить образ.
Аксессуары под одежду в русском народном стиле
Славянки любили украшения вне зависимости от положения в обществе. Излюбленным аксессуаром считался кокошник на жестком основании, обтянутый драгоценной парчой, декорированный драгоценностями и жемчугом. Модельеры предлагают примерить современную версию кокошника, уместную на стилизованных вечеринках.
Заменой громоздкому головному убору послужит павлопосадский платок. Изделие красиво завязывают на голове, набрасывают на плечи вместо шали. Яркие платки дополняют норковые полушубки и шубы.
Летом русские барышни носили роскошные венки из луговых цветов. Сейчас рекомендуют вплетать в них ромашки или васильки, веточки с листьями, ягоды рябины или калины. После замужества вместо венка носили височные кольца, которые прикрепляли к головному убору или волосам. Простые крестьянки украшали себя проволочными украшениями, барыни предпочитали сложные бусинные кольца. Славянский стиль предполагает обилие бижутерии. Советуют носить украшение из мелких бус вплотную к шее, пустив свободно свисать ожерелье из крупных камней. Браслеты называли наручами, носили до 8-ми штук одновременно. Женщины также украшали пальцы перстнями и кольцами, повязывали на талии вышитые пояса с народными мотивами.
Как подобрать одежду в русском стиле
На европейских подиумах широко представлена стилизованная одежда в русском стиле. Для пошива сарафанов и юбок применяют дорогие материалы, кафтаны отделывают соболиным или норковым мехом. Такие одеяния не относятся к бюджетным, при желании сэкономить лучше самостоятельно подобрать наряд под старину.
Предки носили просторные рубахи из натуральных тканей, комфортные при носке. Если отталкивает свойство льняных вещей изминаться, присматриваются к другому материалу, приятному на ощупь. Однотонные рубахи с вышитым воротом станут показателем принадлежности к этностилю, дополнение подбирают на усмотрение.
Длина летней летящей юбки варьируется до середины колена или в пол, главное требование – цветочная расцветка ткани. Юбку заменяют свободным платьем или сарафаном. Приветствуется декорирование подола тесьмой, кружевом, вышивкой. Свадебный вариант предполагает белоснежное платье, повторяющее по крою рубаху. Иногда допускается верх по типу корсета, богато украшенный вышивкой в народном стиле.
Рекомендуют отказаться от обуви на каблуке. Удачным решением считаются тканевые сапожки, балетки, босоножки с тонкими ремешками.
При похолодании утепляются посредством шапки-ушанки. Головной убор одинаково подходит как девушкам, так и мужчинам. Рекомендуют комбинировать ушанки с яркими валенками или сапожками.
Как носить и правильно сочетать
Не стоит полностью придерживаться русского стиля, чтобы соответствовать народным традициям. Рекомендуют комбинировать броские элементы с современными юбками, куртками, брюками или лосинами. Придерживаются правила соединения народных пестрых мотивов с однотонными материалами. Показателем этностиля станет цветастый сарафан в пол, декорированный по подолу и вырезу ажурными или лоскутными вставками.
Заменить сарафан советуют длинным платьем с рукавами-фонариками. К яркому одеянию подбирают рубашку, майку или футболку белого цвета. Завершением образа станут легкие сандалии или сумка под цвет платья. Из аксессуаров приобретают крупные бусы, деревянный браслет, ленты и платок.
Девушкам понравятся разноцветные многослойные юбки в пол, подходящие для летней прогулки. Юбки обшивают по подолу кружевами фабричного или ручного производства. Изделия чаще выпускают на кокетке, подчеркивающей талию. Также к цветным юбкам положены светлые футболки или рубашки, дополнением образа послужит соломенная шляпка и затемненные очки.
Если удалось присмотреть вышитую рубаху, поступают иначе. Красивый декор выставляют на обозрение, скомбинировав сорочку с льняными штанами или юбкой. В современном видении разрешается носить рубашки навыпуск, подвязав талию поясом.
Рекомендуют украсить вышивкой повседневную одежду для придания ей народного шарма. Вышивают понравившийся мотив на кармашке рубашки или джинсов, платье или юбке. Русские мотивы переживают второе рождение как на родине, так и за границей. Вещи с оригинальными мотивами из натуральных материалов обрели массу поклонников. Национальная культура демонстрирует роскошь и простоту костюмов, соединяя невидимой нитью прошлое и будущее.
Во все времена и для любого народа одежда имела не только традиционную практическую функцию, но и представляла национальную ментальность и культуру. Современные известные кутюрье все чаще используют русский национальный костюм для изготовления своих коллекций. Рубаха русская является самым древним и универсальным элементом народного костюма. Ее разрешалось одевать всем: мужчинам, женщинам, крестьянам, купцам и князьям.
История русской рубахи
Старославянский язык содержит множество слов, имеющих много общего с «рубахой». Но если подойти к данному вопросу этимологически, то наиболее близкими окажутся: «рубь» – отрезок, кусок ткани и «руш» – рушить, рвать.
Это нельзя назвать совпадением. Причина в том, что русская народная рубаха – это самое простое одеяние: тканевое полотно, согнутое посередине и оснащенное отверстием для головы. Да и ножницы появились гораздо позже, чем человек обратился к ткачеству. Постепенно рубахи стали скреплять по бокам, а потом еще и дополнять их прямоугольными кусками ткани – рукавами.
Отличительные особенности мужской русской рубахи
Рубаха русская (славянская) – это еще и средство социальной интеграции. Ее мог надеть на себя как знатный человек, так и рядовой мирянин – единственным отличием являлся используемый материал – лен, конопля, шелк, хлопок и богатство отделки.
Ворот, подол и запястья русской национальной рубахи обязательно должна была украшать вышивка-оберег. Русскую мужскую рубаху 17-18 века можно отличить от южнославянской по легко узнаваемым чертам: смещенному влево разрезу на горловине, позволяющему скрыть крестик, и длине по колено.
Женская рубаха
Русская женская рубаха является основополагающим элементом национального наряда. В южной части страны поверх нее одевалась юбка-понева, а в центральной и северной – сарафан. Льняную рубаху, по длине совпадающую с длиной сарафана, называли «станом». Кроме того, рубаха могла быть:
- будничной;
- праздничной;
- ворожбенной;
- покосной;
- для кормления младенца.
Но к числу наиболее интересных относят рубаху-порукавку. Особенность этого одеяния состоит в очень длинных, порой до подола, рукавах, которые на уровне запястья были оснащены прорезями для рук, что позволяло завязать свисающие рукава за спиной. Кроме того, ношение подобной рубахи можно было осуществить еще одним способом: лишнюю длину рукава собрать в складку и прихватить. Конечно, такую рубаху нельзя назвать будничной, так как работать в ней, мягко говоря, неудобно (кстати, выражение «работать спустя рукава» берет свое начало именно отсюда).
Первоначально её надевали для ворожбы или какого-либо языческого религиозного обряда. А немного позже она стала праздничной одеждой либо нарядом для знатных людей.
Магнетизм вышивки-оберега
Даже спустя много лет после того, как русичи приняли христианство, они не перестали верить в целительную силу вышивки-оберега, нанесенного на нательную рубаху. Те же соображения брали в основу при пошиве первой рубашки для новорожденного – если родился мальчик, то использовали рубаху отца, а если девочка, то матери. Это был самый мощный оберег. Только к трехлетию ребенка шили одежку из нового материала.
Одежда или визитная карточка
В давние времена рубаха русская являлась не просто предметом одежды, но и визитной карточкой каждой женщины. Раньше не было бутиков и ателье, и в обязанности хозяйки входил пошив одежды для себя и своих родных. Следовательно, чем лучше сидел костюм, чем больше на нем было орнаментных элементов и украшений, тем более старательной считалась жена. Кроме того, славянское мировоззрение основывается на умении гармонизировать окружающее пространство – семью, двор, дом и т. д. А прийти к этому можно только в том случае, если будет достигнута внутренняя гармония. То есть, если у женщины все хорошо, то и результат ее работы будет великолепен. Вывод – если человек надел рваную рубаху, из которой торчат нитки, то и атмосфера в его семье и душе соответствующая.
Важно! Рукоделие считалось исключительно женским занятием. Этот факт также является подтверждением того, что, по мнению предков, за атмосферу в семье должна отвечать только жена.
Мужская рубаха
Русская рубаха мужская сильно отличается от женской. Разница состоит в более архаичном крое и декоре. Раньше была популярна домотканая ткань – полотно шириной 40 см (размер обусловлен конструкцией ручного ткацкого станка). Именно отсюда берет начало и вид кроя, применяемый по настоящее время – для изготовления рубахи используются вертикальные полосы ткани разной ширины. Ассортимент ширины современного материала позволяет не прибегать к использованию дополнительной полосы вдоль стана, но именно такой крой предусмотрен духом древности и традициями предков.
Русская рубаха, выкройка которой отработана веками, не только проста, но и практична, ведь она обеспечивает полную свободу движений, что так необходимо мужчине как в работе, так и в бою.
Для декора обычно используются вышитые ленты или тесьма, основными местами расположения которых служат воротник, запястья и нижний край рубахи. Еще одним украшением является «подоплека» – участок от горловины до солнечного сплетения украшался посредством вышивки или вставки из другого материала.
Аутентичные образцы часто содержали свастичную символику. Данные элементы декора уже нельзя назвать простым украшением мужской рубахи – это скорее мощный оберег, защищающий хозяина от злой силы и черной энергии. Такой же обереговой силой обладал пояс, или кушак, который являлся неизменным и обязательным дополнением к мужскому наряду. Поэтому слово «распоясанный» означает не только потерю сдержанности и приличия, но и беззащитность перед злыми духами.
Цельная и составная женская рубаха
Просторная русская рубаха для женщины шилась из целого продольного полотнища. В разных губерниях подобная одежда имела свое название:
- в Архангельской ее звали целошницей или исцеленницей;
- в Вологодской – проходной;
- в Калужской и Орловской – цельной или одностенной.
В XIX веке такие рубахи считались редкостью – их можно было встретить лишь на свадьбе да на похоронах.
Составная рубаха (русская) предполагает наличие верхней и нижней части. Первая должна была быть видна из-под сарафана или поневы, поэтому для ее изготовления использовалась льняная или конопляная, а потом – хлопчатобумажная или шелковая ткань. На изготовление нижней части шел плотный домотканый холст.
Рубахи XIX-XX веков преимущественно были составными. В основном при пошиве использовались очень экономичные выкройки, не оставляющие после себя обрезков-отходов, так как за модуль кроя принималась ширина ткани.
В состав рубахи входили прямоугольные и клинообразные детали. Крой переда и спинки – составляющих основ рубахи – производился таким образом, чтобы долевая нить располагалась вдоль этих деталей. При необходимости подол рубахи расширяли посредством бокового полотнища или клина.
Для соединения рукава с центральной деталью использовался прямой угол.
Большинство рубах содержало ластовицу – квадратную или клиновидную деталь, расположенную под рукавом и обеспечивающую свободу рукам.
Виды кроя
Русская народная рубаха может быть скроена различными способами.
Самым архаичным считается туникообразный крой. К нему прибегали многие народы, а в нашей традиции он также нашел отражение и в других одеждах, например, в глухом сарафане, завеске и нагруднике.
К самому распространенному виду относится рубашка с поликами – плечевыми вставками, которые расширяют горловину рубахи, а также соединяют перед и спинку. Среди них можно выделить:
- рубаху с прямыми поликами, пришивание которых осуществлялось параллельно утку основной детали стана;
- рубаху с прямыми поликами, которые были соединены параллельно с основой стана.
Первые были популярны в губерниях, расположенных в северной и центральной частях страны, а вторые – в Рязанской, Московской губерниях, а также у населения верхней Оки.
Испокон веков сложилось так, что женщины на Руси были еще теми модницами, прямым доказательством этого является женский русский народный костюм. Даже простые крестьянки, не говоря уже о зажиточных барынях или купчихах, могли похвастаться содержимым своих сундуков, в которых десятками хранились разнообразные наряды. Что касается головных уборов, то наши прародительницы были просто без ума от них.
Простые ежедневные, вышитые бисером и украшенные мерцающими самоцветами – перечислить их было просто невозможно.
Так как же возникла любовь русских женщин наряжаться?
Причем непросто наряжаться, а создавать своими руками настоящие произведения искусства.
Содержание:
История возникновения особенного и неповторимого языка форм, орнаментов и цветов русского народного костюма уходит своими корнями в XII век. Суровые русские зимы предоставляли нашим прародительницам достаточно свободного времени для рукоделия.
Яркие краски служили напоминанием о ласковом летнем солнце и согревали холодными зимними вечерами. Рождающиеся в руках искусных рукодельниц костюмы были наполнены чувством вселенского умиротворения и покоя, а их орнаменты скрывали в себе сокровенные тайны искусства.
Известно ли вам, что в свое время Петром I было запрещено носить русскую народную одежду. Гнавшийся за Европой реформатор, разрешал носить такую одежду только крестьянам и священникам. Остальные же слои населения должны были одеваться на европейский манер.
Интересно, но при одинаковых общих деталях, ощутимы и различия в национальной одежде разных регионов. Исторически принято разделять наряды северного и южного регионов России. Что касается центральной части страны, то в основном одежда шилась по северным традициям, и лишь местами было заметно влияние южнорусских мастериц.
Отличительные особенности
Итак, чем же отличались народные комплекты русских красавиц от нарядов женщин других стран?
Изюминкой была их многослойность. В нарядах любого региона присутствовало много элементов верхней одежды. Она делилась на накидную и распашную.
Как и следует из названия, накидная одевалась через голову, а распашную, имевшую продольный разрез от самого верха до низа, плотно застегивали на пуговицы или крючки.
Также костюм на Руси отличался богатым декором и расклешенным силуэтом без подчеркнутой талии.
Интересно, что такое разнообразие привело к образованию классификации комплектов, каждый из которых отличался:
- Высоким эстетическим уровнем.
- Функциональностью.
- Целесообразностью.
- Рациональностью как в технике покроя, так и в исполнении.
Итак, как же одевались наши прародительницы.
Советуем посмотреть видео:
Итак, рассмотрим детальнее комплекты женских костюмов наших прародительниц, их различия и имеющиеся элементы.
В общем, на Руси выделяли два варианта:
- Северно-русский, или, как его еще называли, сарафанный. В нем предполагалось наличие рубахи и сарафана. В качестве головного убора был обязательным кокошник.
- Южнорусский, или поневный. В него входили рубаха, юбка (которую и называли понева) и кичка – головной убор.
Остановимся на каждом элементе подробнее. Вначале рассмотрим рубаху, которую предполагалось одевать и на юге, и на севере России.
Женская рубаха
Помимо своего функционального предназначения, женские рубахи несли в себе глубокий смысл народных традиций, которые закладывались в украшениях и отделке.
Несмотря на то, что женская рубаха не являлась верхней одеждой, на ней все равно вышивались узоры:
- Символы.
- Лошади.
- Древо Жизни.
- Ланки и растительные узоры.
- Птицы.
Все эти, в принципе, языческие элементы, были призваны защищать наших предков от влияния злых сил. Шили и отдельные рубахи из красной ткани, которые оберегали женщин не только от злых духов, но и от всяких несчастий.
Для пошива женских рубах использовались различные натуральные домотканые ткани:
- Лен
- Холст
- Шерсть
- Пеньковое полотно
- Конопля
Выбор материала изготовления напрямую зависел от ее предназначения, а здесь вариантов было очень много.
Рубахи могли быть:
- Будничными и праздничными.
- Покосными.
- Свадебными.
- Похоронными.
Существовал даже отдельный вид рубах, для кормящих матерей. Этот фасон отличался от других специфичными сборенными рукавами.
Длина женской рубахи была разной, фасоны, доходящие до подола, назывались стан.
Сарафан
Считался главным элементом женского комплекта северного региона Руси. Самым распространенным вариантом его пошива считалось широкое полотнище, собранное мелкими складками, которые заправлялись прищепом на бретели под узким корсажем.
Каждая уважающая себя девушка на выданье должна была иметь как минимум 10 сарафанов разных цветов. При этом, девушки из знатных богатых сословий носили сарафаны из шелковых и бархатных тканей, которые привозили из-за границы. Они были богато украшены кружевами, вышивкой и тесьмой.
Из-за того, что этот предмет одежды состоял из нескольких элементов, он был достаточно тяжелым, особенно это ощущалось в праздничных вариантах.
Различали следующие виды сарафанов:
- Косоклинные – шились из овечьей шерсти (волосины) и окрашивались в черный цвет смесью дубового и ольхового отваров.
- Саян – прямой сатиновый сарафан по спине и бокам которого проходили мелкие складки. Для молодежи шили саяны красных оттенков, женщины старшего возраста носили синие и черные наряды.
По сарафану можно было определить не только сословие, из которого происходит девушка, но и о ее социальном статусе:
- Замужем или нет.
- Есть ли дети.
И даже настроение владелицы можно было узнать по сарафану, так как существовали как праздничные, так и скорбные сарафаны.
Кокошник
Головной убор на твердой основе имел форму опахала или щита округлой формы. В зависимости от статуса девушки или женщины мог быть украшен бисером или бусинами, позументом, парчовыми вставками. Наиболее богатые могли позволить себе кокошник, украшенный драгоценными камнями. Носили его и замужние женщины, и девушки на выданье.
По форме «гребня» кокошника можно было определить из какой губернии девушка:
- Кокошники с наконечником в форме стрелы носили жительницы Пскова, Саратова, Костромы
- Кокошники в форме полумесяца обозначали сибирское происхождение
Считая его оберегом, мастерицы – рукодельницы украшали кокошник орнаментами, гарантирующими плодородие (изображение лягушки) и супружескую верность (лебеди в S-образной форме). Особенно богато и торжественно вышивалась тыльная часть:
- Древо жизни – каждая веточка которого, обозначала новое поколение
- Пара птиц – символ плодородия
В основном кокошник был праздничным головным убором, одевали его и на свадьбу.
Юбка-понева
Поневой называли клетчатую ткань, которой заворачивались вокруг бедер. На талии она крепилась при помощи шерстяного шнура− гашника. Носили ее по-разному. В одних областях она опускалась ниже талии, в других – подымалась высоко под грудь.
Учитывая то, что ткацкие станки того времени имели ширину около 35 см, то понева имела 3 полотнища. По низу ее украшали вышивкой и декоративными швами, розетками и блестками. То есть, это была непросто юбка, а настоящее комплексное украшение.
Кичка
Высокий головной убор лопатообразной формы. Символизирует способность к деторождению и плодородие. Поверх нее было принято надевать убрус (платок). Напоминающая открытую корону кичка, украшалась бисером, жемчугами и прочими драгоценными камнями.
Передней части кички вставками из твердых материалов, придавали форму рогов или лопатки. Для этого использовали чаще всего бересту. Задняя часть кички – подзатыльник, украшалась бисером.
Праздничные женские наряды
Отличались более богатой отделкой и тканями подороже. Отдельно стоит остановиться на свадебных нарядах наших прародительниц. Их разделяли на довенчальные и послевенчальные.
- Довенчальные представляли собой длинное платье в пол. Его рукава были темными, что символизировало похорон девушкой своей молодости и ее переход во взрослую жизнь.
- Послевенчальное было настоящим шедевром, яркое, красочное, с богатой отделкой.
Для пошива праздничных платьев использовались дорогие ткани – лен, ситец или бархат. Дополнительно наряды украшались бисером, лентами, нарядной вышивкой.
Платья знати и вовсе украшались жемчугами, камнями, сейчас используются не только нашими модельерами, но и их европейскими коллегами, среди которых европейский стиль особенно популярен. Главными элементами, которые используются, считаются вышивка цветными нитями, камнями, бисером и золотыми лентами.
Вещи в этно-стиле стоят недешево. Бренд Levadnaja Details, к примеру, использует для их пошива шелк и итальянский лен. На каждом предмете гардероба есть бисерная вышивка и полудрагоценные камни.
На изготовление уходит примерно месяц работы, которую мастерицы выполняют своими руками.
Сейчас вещи с оттенком этно-стилистики можно увидеть на всех мировых подиумах, а светские львицы с удовольствием одевают их на приемы и рауты. Популярен стиль и среди современных мамочек, которые покупают наряды с этническими мотивами для своих дочурок.
Многим родителям очень нравится видеть своих дочурок в удивительно красивом образе сказочной Аленушки. Красочный образ добавляют элементы декора – ленты, вышивка и бисер. Чем больше таких элементов, ярче получится одежка маленькой модницы.
Дизайнеры предлагают детские костюмы в полной комплектации, то есть, традиционная рубашка, сарафан и кокошник, выполненные в одном дизайнерском стиле.
Ткань
Как и в былые времена, так и сейчас, для пошива русского народного костюма используются исключительно натуральные ткани. В зависимости от того, на какую сумму рассчитывать для покупки или пошива костюма можно выбирать лен, шелк, бархат, парчу, сатин.
Одежда наших предков сразу же демонстрировала уровень благосостояния носившей ее женщины.
Покупать или брать напрокат, конечно же, дело личное. Если одежда нужна для тематической вечеринки, то прокат более целесообразный выбор. Если же вы являетесь участником хора, исполняющего русские народные песни, то, однозначно, что в вашем гардеробе будет купленный костюм, причем не один.
Купить комплекты женской народной одежды можно в московской компании «Ирма Декор». Средняя стоимость 7000 −8000 руб.
Интернет-магазины предлагают приобрести современные платья, сшитые в русском стиле. Их средняя стоимость 4000 руб. Суточный прокат наряда обойдется от 2000 руб.
Удивительное разнообразие
Несмотря на главные правила пошива исконно русского костюма, его многоликость поражает воображение. Как в старину, так и в наши времена мастерицы-рукодельницы вкладывали в работу душу, наделяя одежду особенным внутренним сиянием.
Для сравнения предлагаем крестьянский костюм и комплект одежды знати.
Подводя итоги
Вот так, веками складывались традиции пошива народных женских костюмов на Руси.
Наши прародительницы, заложившие в одежду невероятно высокий потенциал техник пошива и отделки, создали шедевр, которым и в наше время восхищаются не только российские модельеры, но и кутюрье европейских стран.
ли со статьей или есть что добавить?