саржевое переплетение из бумаги схема

image

Современный рынок текстиля предлагает огромный ассортимент тканей, которые используются для пошива домашней одежды или постельных принадлежностей. И для того чтобы не ошибиться с выбором, важно четко понимать: какие существуют виды плетения тканей и чем они друг от друга отличаются.

Автор статьи: Алена Асташева

Виды плетения тканей

Постельное белье Averel

Покупая комплект постельного белья или домашнюю одежду, многие отдают предпочтение натуральным тканям. Часто те, кто выбирает 100% хлопок, ошибочно полагают, что у хлопчатобумажной ткани есть несколько разновидностей: бязь, твил, пике, сатин, жаккард. На самом деле это разные ткани. Их объединяет только качество нитей, из которых ткань изготавливают. А главное отличие — в способе переплетения волокон, что в свою очередь влияет на потребительские свойства готового полотна.

Различают 6 основных видов (классов) ткацких переплетений:

  • полотняное;
  • сатиновое;
  • атласное;
  • саржевое;
  • трикотажное;
  • жаккардовое.

Первые 4 вида используются для изготовления бельевых тканей. Из них потом шьют те детали постельных принадлежностей, что ближе к телу. А два последних — трикотажное и жаккардовое переплетения — используются для пошива только верхней части пододеяльника или декоративных наволочек. У каждого класса ткацких переплетений есть свои особенности. Какие именно, давайте будем разбираться.

Полотняное плетение волокон

Самый простой, экономичный, и потому самый популярный, способ переплетения волокон — «располагать» нити основы и утка в шахматном порядке. Нити пересекаются через одну и напоминают сетку с очень-очень маленькими ячейками. Если приглядеться, этот «рисунок» можно увидеть даже невооруженным глазом. В результате ткань получается шероховатая, фактурная, с просветами, но плотная и стойкая к износу.

Постельное белье Mishel

Полотняное плетение волокон используется при изготовлении таких тканей, как бязь, поплин, перкаль, ранфорс, лен, фланель, микрофибра, поликоттон.

Читайте другие статьи на схожие темы:

Сатиновое плетение волокон

Особенность сатинового плетения — благородный блеск, этим он очень похож на шелковую ткань и человек неопытный легко их сможет перепутать. Но есть одно существенное отличие: сатин, в отличие от шелка, не скользит. Свой благородный блеск материал приобретает благодаря тому, что волокна сильно перекручивают, прежде чем «сплести» из них полотно. Нити пересекаются по диагонали через 2, 3 или 4. Плотность у такой ткани может быть разной, а от этого напрямую зависят его потребительские свойства и цена.

Постельное белье Altair

Яркий пример сатинового плетения — ткани сатин и страйп-сатин. Они прочные, износостойкие, яркие, с красивой текстурой, практически не мнутся. И справедливости ради стоит сказать, что изделия из них продаются по довольно высокой цене.

Атласное плетение волокон

Отличительная особенность атласного плетения волокон — гладкая блестящая лицевая сторона и слегка шероховатая изнанка. Эту особенность ткань приобретает благодаря тому, что нити пересекаются через 5 или более. Шелковистое полотно используется для пошива комплекта постельных принадлежностей либо в качестве декоративных вставок.

Покрывало Bab

Атласное плетение волокон — характерная черта таких тканей, как шелк и атлас. Они прочные и долговечные, обладают гипоаллергенными свойствами и антибактериальным эффектом. Атласное переплетение используется и при изготовлении искусственных тканей: тенсела и модала. Сырьем для первого становится 100% эвкалиптовая вискоза, а для второго 100% бамбуковая вискоза. Оба материала  приятные на ощупь, хорошо отводят влагу, не вызывают аллергию, но стоят дорого.

Саржевое плетение волокон

Плед Aldwin

Самым долговечным признается саржевое плетение волокон. Нити пересекаются через 2 или 3, формируя диагональный рубчик. Именно этот рубчик и является визитной карточкой саржевого ткацкого переплетения. Ткань, изготовленная путем пересечения нитей с асимметричным сдвигом через 2 или 3, получается довольно жесткой и шершавой. Однако ее текстура, красивая, рельефная, всегда привлекает к себе внимание.

Плед Aldwin

Если решите купить ткань с саржевым плетением волокон, обратите внимание на твил. Он красивый, прочный, прослужит долго. Хотя есть у него и недостатки: изделия получаются жесткими и шероховатыми. Из плотного твила шьют спецодежду, а более тонкий используется для пошива постельных принадлежностей, покрывал и одеял.

Трикотажное плетение волокон

Покрывало Monte

Идеальной тканью для лета считается тонкий трикотаж. Эта ткань внешне напоминает вязаное полотно. При ее изготовлении нити изгибаются в виде петель, а затем петли второго ряда продеваются через петли первого ряда, петли третьего через петли второго и так до конца. В результате получается плотное и прочное полотно, которое хорошо держит форму и не боится высоких температур.

Покрывало Monte 

Наглядный пример — ткань пике и все ее разновидности. Например, из хлопчатобумажного пике шьют кухонные вафельные полотенца, а из детского  — халаты, пижамы, покрывала. В комплектах постельного белья толстое и фактурное пике можно увидеть только на внешних частях.

Жаккардовое плетение волокон

Покрывало Abishai

Ткань с жаккардовым плетением волокон — красивая, по-королевски роскошная. Ее нити переплетаются по особой схеме в зависимости от выбранного рисунка. Материал изготавливают на специальной жаккардовой машине. В результате получается прочное долговечное полотно с рельефным рисунком, который со временем не становится блеклым.

Покрывало Abishai

Для того чтобы лучше понимать, что представляет собой жаккардовое плетение, вспомните, как выглядят ткани жаккард и гобелен. Но у этого вида ткацких переплетений есть один недостаток: полотно лишком плотное и неприятное к телу. Поэтому шьют из него преимущественно покрывала, верхние части пододеяльника или наволочки для декоративных подушек.

Постельное белье Skuyler 

Указанные виды плетения используются также для изготовления синтетических или смесовых тканей: микрофибры, атласного (искусственного) шелка, поликоттона. Они гладкие, красивые, приятные на ощупь, прочные, стоят недорого, но плохо отводят влагу и кожа под ними не дышит.

Выбирая комплект постельного белья, покрывало или домашнюю одежду, обязательно обращайте внимание не только на внешний вид изделий и их стоимость. Большую роль играет и вид плетения волокон.

Вам понравилась статья? Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал на Дзене!

Внимательно рассмотрите любое изделие из ткани. То, что можно увидеть только при увеличении – это и есть ткацкое переплетение! Вы не сможете не заметить: существует железная последовательность чередования вертикальных и горизонтальных нитей. От метода их переплетения зависит разнообразие полученных тканей.

Нити основы (вертикальные) проходят параллельно друг другу и располагаются вдоль края ткани. На ткацком станке они сильно натянуты и создают скелет ткани. Уточные нити (нити утка) тянутся перпендикулярно основным нитям и кромке ткани. Уток ныряет сквозь нити основы, формируя узор ткани. Последовательность, при которой нити основы переплетаются с нитями утка, называется ткацким переплетением. А периодически повторяющийся в ходе переплетения рисунок получил название раппорт.

Бесчисленное многообразие материй, существующих в мире на сегодняшний день, созданы на основе трех ткацких переплетений – их называют главными или фундаментальными – полотняного, саржевого и сатинового.

Это самое простое и распространенное переплетение, которым создаются множество хорошо известных тканей – бязь, ситец, перкаль, муслин, фланель, батист и многие другие. При полотняном переплетении нити основы перемежаются с нитями утка в шахматном порядке. Узор ткани предельно прост: уточная нить попеременно пересекает основную и сразу уходит под другую. Следовательно, раппорт состоит из 4 нитей: 2 уточные нити и 2 основные. Лицевая и изнаночная стороны выглядят идентично. Поверхность готового полотна гладкая и матовая. Из-за жесткой структуры материал сильно мнется.

Самым древним видом ткани, в основе лежит простое полотняное плетение, является миткаль. Она была создана несколько тысячелетий назад. Миткаль практически не изменилась с тех давних пор и является чем-то вроде полуфабриката, пригодного для изготовления другой текстильной продукции.

В хлопчато-бумажной промышленности полотняное переплетения используют в основном для выработки постельных, плательных, рубашечных и технических тканей.

Простота полотняного переплетения предопределяет небольшое количество его производных.

Один из вариантов полотняного переплетения – репс. Репс получает способом удлинения перекрытий: уточных или основных. Например, одна нить утка перекрывает 2 или 3 нити основы. Ткань, полученная таким способом имеет характерный горизонтальный (основной репс) или вертикальный (уточный репс) рельефный рубчик. Репс может быть с постоянным или переменным рубчиком.

Однако рубчик на ткани можно получить и другим способом: достаточно в этом случае использовать более толстые нити утка. Такое плетение называют “ложный репс”. А ткань, полученная таким способом – поплин.

Еще одна разновидность полотняного переплетения – рогожка. В этом случае 2 нити утка перекрывают 2 нити основы.

Есть еще фасонная рогожка. В этой разновидности используются элементы полотняного и репсового плетения, благодаря чему на ткани получают простой геометрический узор.

При саржевом переплетении нить утка перекрывает нити основы не через одну, а через три, уходит под четвертую нить, перекрывая три последующие. Каждый из далее идущих рядов сдвигается на одну вертикальную нить. Особенностью тканей, изготовленных с саржевым переплетением, является выраженный диагональный рельеф с лицевой стороны. Наклон диагоналей зависит от сочетания плотности нитей по утку и основе.

Саржевым переплетением вырабатывают хлопковые, льняные, полушерстяные и шерстяные ткани – саржа, шотландка, тик, твид, бостон. Все они отличаются большей мягкостью и пластичностью по сравнению с тканями, выделанными полотняным переплетением.

Сложная саржа

Существует множество разновидностей саржевого переплетения. Среди них: усиленная саржа, многополосная, ломаная, теневая саржа, ромбовидная (лозанж), обратная, сдвинутая, криволинейная.

Теневая саржа

Криволинейная саржа

Сатиновое переплетение создает ткани, в которых уточная нить перекрывает четыре нити основы и во всех последующих рядах идет сдвиг на две вертикальные нити. Длинные настилы уточных нитей придают сатину (ткань с сатиновым плетением) особую гладкость и мягкий шелковистый блеск. Именно за это качество полюбился сатин производителями постельного белья. В повседневной жизни сатин очень комфортен. Постельное белье из сатина можно не гладить: после стирки высушенный комплект достаточно просто разровнять и разгладить руками.

Сатиновым плетением вырабатывают самую известную ткань из хлопка – сатин. Модификация сатинового плетения – атлас, которым вырабатывают ткани из шелка. В атласе уток и основа меняются местами: если повернут схему сатинового плетения на 90 градусов, как раз и получается рисунок атласного плетения. Это эффектные ткани, лицевая сторона которых гладкая и блестящая.

Сатин (слева) и атлас (справа)

Производных сатинового и атласного переплетений ничуть не меньше, чем саржевого. Это многочисленные усиленные сатины и атласы, теневые, квадратные, отклоненные.

Всего три главных переплетения, а какое разнообразие производных и видов тканей они дают! И с усложнением каждого типа мы постепенно переходим в класс мелкоузорчатых и комбинированных переплетений, где почти полностью стираются признаки главных ткацких переплетений, которые были взяты за основу. А там уже недалеко до жаккарда и дамаста. Но все это темы для следующих рассказов о ткацких переплетениях.

Свойства и характеристики текстильных материалов зависят от волокон, применяемых в их производстве, и от видов переплетения нитей утка и основы. Этот показатель влияет на плотность, износостойкость, способность растягиваться, драпироваться, держать форму и на внешние характеристики.

Типы переплетений в тканях классифицируют следующим образом:

  1. Простые (гладкие).
  2. Мелкоузорчатые.
  3. Сложные.
  4. Крупноузорчатые.

Содержание

Гладкие

Прежде чем рассматривать виды ткацких переплетений, стоит дать определение волокон, используемых в текстильном производстве. Волокна — нити, изготовленные прядением или химическим способом формирования из натурального, искусственного или синтетического сырья.

Нить основы — это волокна, натянутые на раму станка. Нить утка — это волокна, прикрепленные к челноку ткацкого станка. В процессе работы челнок продвигает нити утка между нитями основы, обеспечивая перекрытие.

Повторяющийся рисунок плетения называют раппортом. Обозначают буквой R. В зависимости от утка или основы ставят индексы “у” или “о” соответственно.

Сдвиг показывает число нитей, удаленных от предыдущего перекрытия. Обозначают литерой S с соответствующими индексами “о” или “у”.

В текстильном производстве применяют основные виды гладких переплетений:

  1. Полотняное (простое).
  2. Саржевое.
  3. Сатиновое.
  4. Атласное.

Атласные и сатиновые перекрытия объединяют в одну группу, потому что производятся они идентично и различаются по нити, представленной на лицевой стороне. Данную группу называют атласно-сатиновой.

Полотняное

Полотняное переплетение характеризуется расположением уточных и основных нитей простым способом, чередуя их в шахматном порядке.  Формула раппорта выглядит так: RО = RУ = 2.

К основным характеристикам тканей, выработанных данным способом, относятся такие свойства, как прочность, гладкость. Полотна с одинаковыми лицом и изнанкой могут иметь различные показатели плотности и жесткости. На ощупь поверхность гладкая. Производят гладкокрашеные и узорчатые ткани. Рисунок наносят печатным способом.

Методом простого переплетения в текстильной промышленности изготавливают такие виды тканей:

  • из хлопка: батист, маркизет, мадаполам, бязь, ситец, миткаль и др.;
  • из льняных волокон: костюмные, платьевые, бортовка, парусина;
  • из шелковых нитей: крепдешин, креп-жоржет, креп-шифон;
  • шерстяные: сукно.

Таким образом, производят домотканые полотна ручной работы.  Для ткачества полотен с рубчиком одна нить должна быть толще. Неоднородность ниток создает ровный поперечный рисунок без сдвига. Ткани, сотканные данным способом, называют ложнорепсовыми. Например, тафта или поплин.

Простые переплетения обусловили тканям прочность. Шахматный порядок нитей демонстрирует устойчивость к разрыву и не склонен к истиранию, выдерживает стирку в горячей воде с применением отбеливателей и пятновыводителей. Поэтому бязь, ситец, лен считаются лидерами в пошиве предметов домашнего обихода и постельного белья.

Метод простого перекрытия считается базовым и используется в качестве основы для сложных схем ткацких переплетений.

Атласное и сатиновое

Отношение раппорта к сдвигу, выраженное дробью R/S, характеризует еще два, очень популярных и востребованных переплетений — атласное и сатиновое. В отличие от полотняных перекрытий в них нитки утка и основы переплетаются реже. Так получают гладкость и блеск лицевой поверхности полотна.

На лицевой стороне сатиновых полотен преобладают уточные нити. Типичный представитель группы — сатин ткут из ниток двойного плетения, произведенных по технологии скручивания волокна, что делает ткань прочной и износоустойчивой.

Атласное переплетение — вариант сатинового, выполненного идентично, но с преобладанием ниток основы на лицевой стороне. При данном способе уточные нити выводятся на лицевую сторону через 4 — 5 и более нитей основы. Технология позволяет получить гладкие полотна с характерным атласным блеском. Ткань скользящая, легкая, но прочная. В процессе шитья срезы склонны к осыпанию.

Атласно-сатиновое переплетение используют в производстве таких материалов: сатин, байка, ластик, атлас, некоторые виды драпа, костюмных и платьевых полотен, креп-сатин, подкладочные и корсетные материалы.

Саржевое

Ткани с наличием диагонального рубчика с углом наклона в зависимости от сдвига, производятся способом саржевого перекрытия. Угол составляет 45 градусов. В процессе ткачества выполняют асимметричный сдвиг на 1, 2 или 3 нити.

Традиционным способом производят саржевые полотна, в которых рубчик направлен сверху вниз, слева — направо. Бывают также полотна обратного направления. Данный способ является обратным саржевым переплетением.

Полученные саржевым плетением ткани демонстрируют свойства: плотность, в отличие от других главных переплетений — большая толщина и вес, способность растягиваться, особенно по диагонали, мягко драпироваться. Гладкие, стойкие к истиранию, они уступают остальным видам в показателях прочности. Но это не критично.

Примеры материала: саржа, смесовые полушерстяные и полушелковые, подкладочные.

Усиленная саржа имеет широкие косые полосы, благодаря этому рисунку повышается износостойкость материала. Так производится шотландка, бостон, шевиот, бумазея, габардин и др.

Существуют подвиды полотен с саржевым переплетением. Они составляют ассортимент тканых материалов.

Ломаная

Ломаная саржа представляет полотно с рисунком “елочкой”. Для данного типа характерно применение обратного саржевого плетения. Примеры тканей: шеврон, различные виды платьевых и костюмных материалов.

Со сдвигом

Подвид саржевого вида со сдвигом — видоизмененный вариант ломанного. Выполняется по аналогии с ним, но со сдвигом раппорта по основе или утку.  Используется для производства материала под названием грибсон. Такой способ переплетения называют обратно сдвинутым. Выполняют на базе саржевого с соотношением раппорта к сдвигу ¼; 2/2; 2/3.

Ромбовидная

Ромбовидные полотна вырабатываются на базе саржевых переплетений с соотношением к сдвигу ¼; 2/2. Их называют также крестовидными или лозанжем. Фактура ткани формируется раппортом из ромбов разной величины. Примеры: декоративные и платьевые.

Сложная

Сложная или стеганая саржа — это упругое полотно высокой прочности, характеризующееся наличием рельефных полос разной ширины. Изготавливается на базе раппорта ½, 2/2. Примеры материалов: декоративные, плательные.

К другим видам саржи относятся зигзагообразная (с переменным наклоном нити основы и утка), теневая (с переходом тени), криволинейная (меняющая угол наклона рубчика). Примеры тканей: декоративные и платьевые.

Структурные

К структурным видам относят производные основных с использованием нитей разных по толщине. Основа или уток для создания рельефа или рисунка удваивается по толщине в 2 – 3 раза. Несмотря на структуру полотна, оно мягкое и прочное. В зависимости от происхождения использованных волокон могут меняться показатели жесткости.

Репс

Репс относится к материалам, производным от простого (полотняного) переплетения. Материал подразделяют на три группы: основной и уточный репс, полурепс. Такое деление зависит от того, какая нить создает утолщение.

На поверхности репса образуется поперечный рубчик; на ткани, выработанной уточным репсовым плетением — продольный.

Полурепс может быть как уточным, так и основным. В технологии пролурепса используют раппорты с настилами различной величины.

С помощью данного способа производят файдешин, фланель из х/б сырья, платьевые и костюмные вид шерсти, шелковый и хлопковый репс.

Рогожка

Еще одним представителем подвида простого переплетения является рогожка. Перекрытие нитей производят с усилением утка и основы в раппорте. Поверхность полотен имеет структуру в виде чередующихся в шахматном порядке крупных квадратов. Оксфорд и двунитка — типичные представители рогожки.

Твил

Твил — ткань, выработанная саржевым переплетением, где нити основы, а также утка демонстрируют соотношение 2/2. Особенность материала в том, что в процессе производства используют скрученные нити. История возникновения связана с Шотландией, где ее производство было обусловлено желанием создать теплую одежду, защищающую от холодных ветров.

Материал хорошо окрашивается, и сохраняет яркость цвета. Его название по ошибке во времена герцога Виндзорского путали с твидом. И по характеристикам эти две ткани схожи. Если изначально твил изготавливали из хлопковых волокон, то сегодня чаще встречаются смешанные варианты.

Производят из хлопка (твил-сатин), в смеси с полиэстером, с эластаном (твил-стрейч). Полотна имеют фактурную поверхность и благородный блеск.

Креповое

Технология производства креповых тканей основана на применении комбинированных переплетений. Поверхность материала имеет мелкозернистую фактуру. Перекрытие нитей производят на основе полотняного в различных комбинациях. Так на поверхности ткацкого полотна выполняют дополнительные перекрытия, разбросанные в определенном порядке.

Креповые перекрытия могут быть одиночными или групповыми. Существуют варианты с применением различных технологий. Примеры тканей: креп-сатин, креп-шифон, крепдешин и др.

Помимо прочности и привлекательного внешнего вида, креповые полотна удобны в шитье. Край среза не осыпается. Изделия хорошо сохраняют форму, не вытягиваются и не деформируются.

Диагональ

Диагональ — ткань, полученная способом саржевого переплетения. На лице присутствует мелкий ровный рубчик, расположенный диагонально под углом 45 градусов.

К свойствам плотной материи относятся: устойчивость на разрыв и истирание, способность сохранять форму в изделии, практичность. Ткань тянется в диагональном направлении, не дает усадку при стирке, долговечна.

Вафельная

Вафельная ткань — фактурный текстильный материал, используемый в изготовлении домашнего текстиля, с характерным рельефным рисунком в виде углубленных ячеек с бортиками. Переплетение на базе саржевого ромбовидного с раппортом ¼.

Отлично впитывает влагу, не оставляет на протираемой поверхности ворсинок, обладает массажным эффектом. Изготавливают из хлопка, реже — из льняных волокон.

Жаккардовые виды

Жаккардовые полотна отличаются тем, что рисунок на них производится не с помощью печати, а выполняется на этапе переплетения нитей. Окрашенные в различные цвета нити участвуют в ткачестве. В результате получают полотна с двусторонним орнаментом.

Жаккард может быть крупно- или мелкоузорчатым. В зависимости от замысла автора в перекрытии могут участвовать до 45 нитей разных оттенков. Делят жаккардовые полотна на простые и многослойные. На базе данного переплетения изготавливают крупножаккардовый кулирный и основовязаный трикотаж.

Текстильные полотна с жаккардовым переплетением легкие и прочные, не тянутся, сохраняют форму, не подвержены выгоранию и линьке, выглядят очень дорого и презентабельно. Стоимость данного материала высока. Но и прослужит изделие из жаккарда не один год. При правильном уходе такие вещи не теряют первоначальной привлекательности десятки лет.

Ткачество – одно из древнейших ремесел, которое возникло в тот момент, когда первобытные люди стали отказываться от ношения только лишь шкур животных. Поначалу материи ткали простейшим способом, переплетая всего лишь две нити, но со временем количество переплетений увеличивалось. Современная текстильная промышленность насчитывает несколько десятков разнообразных способов плетения тканей, которые называются ткацкими переплетениями.

Что такое ткацкое переплетение?

Ткацкие переплетения – главнейшая характеристика тканых материалов. Именно переплетение наряду с материалом волокон определяет, каким же будет конечное полотно, его свойства и внешние качества. Разнообразная техника плетения создает мелкий узор ниток на тканевой поверхности.

Читайте также:  Что означает пометка “cotton” на ткани, из чего сделан такой материал – из хлопка или синтетики, каковы его свойства?

В ткачестве участвуют 2 основных вида верхней и нижней нитки – основа и уток. Основой называются вертикальные волокна, проходящие параллельно друг другу. В изготовлении сложных, пестротканных материй могут использоваться две основы – коренная и прижимная. К этой нити предъявляются высокие требования относительно прочности и эластичности, ведь она в процессе ткачества подвергается постоянному натяжению и трению.

Уток – нить, проходящая горизонтально, поперек основы. Чаще всего она не настолько крученая, как основа, более ворсистая и пушистая, заполняет своим ворсом промежутки между нитками.

Переплетение – это способ, которым верхняя и нижняя нитки перекрывают друг друга. Для его описания используются следующие термины:

  • Перекрытие (nF) – точка пересечения верхней и нижней нити. В зависимости от того, какая нитка проходит сверху, бывает основным (nFO) и уточным (nFУ).
  • Раппорт (R) – количество перекрытий до того, как чередование начнет повторяться. В зависимости от нити, по которой ведется отсчет перекрытий, бывает раппорт по основе (Ro) и по утку (Rу).
  • Сдвиг (S) – число, показывающее, насколько удалено перекрытие от следующего такого же. Бывает вертикальным (So) и горизонтальным (Sу).

Классификация переплетений нитей в тканях со схемами

Существует несколько разновидностей ткацких переплетений, от простых полотняных и саржевых до сложных петельных и перевивочных. В ткачестве существует набор символов, благодаря которым составляют рисунок материи. Перекрытия обозначаются клетками, белая клетка – уточное перекрытие, а черная – основное. Как выглядят разные классы переплетений можно увидеть на фото далее.

Простые: саржевое, полотняное, сатиновое и атласное

Классификация переплетений основывается на повторяющемся перекрытии ниток основы и утка. Наиболее простыми являются саржевое, полотняное, сатиновое и атласное.

Основным, самым простым переплетением, которое было изобретено много тысячелетий назад, является полотняное. В нем две нити попеременно покрывают друг друга с наименьшим раппортом. Полотно получается плотным, крепким, гладким. Лицо и изнанка одинаковы на вид.

Читайте также:  Что это такое – смесовые ткани: понятие, состав и характеристики материала и его свойства

Можно ли разнообразить текстуру такой материи? Если нить основы будет тоньше утка, то на поверхности полотна образуется диагональный мелкий узор, который называется ложным репсом. Формулы, которые подскажут, как делать полотно: Ro=Rу=2, So=Sу=1, nFO=nFУ=1.

При саржевом переплетении на материи получается мелкий, еле заметный рубчик, который идет под углом 45 градусов сверху вниз и справа налево или слева направо. Ткань-диагональ более эластичная, чем полотно, но менее крепкая. Ткань, созданная саржевым переплетением, очень хорошо тянется по диагонали и драпируется, что необходимо учитывать при раскрое. Схема и формула саржи: Ro=Rу=R=nFO+nFУ=>=3, So=Sу=1.

Атласное и сатиновое переплетение имеют общий рисунок, но отличаются тем, какие нити проходят сверху. Если уточные нитки образовывают лицевую сторону, то это сатин, если основные – атлас. Рисунок обозначается дробными числами, показывающими раппорт. Сатин и атлас имеют гладкую поверхность, отличаются блеском. Ткани сатинового переплетения скользящие, легкие, драпирующиеся, но они сыплются в процессе кройки. Такими же качествами обладают и ткани атласного переплетения.

Мелкоузорчатые: производные от простых и комбинированные

От полотняного, саржевого, сатинового и атласного переплетений образуются различные производные, которые классифицируются как мелкоузорчатые:

Репсовое переплетение
  • Репсовое переплетение. Полотняное переплетение, которое характеризуется редкими волокнами с рубчиком по диагонали. По своим свойствам репс отличается меньшей растяжимостью.
  • Рогожка. Основа и уток образуют довольно крупные квадраты, благодаря чему становится более выражена фактура ткани в отличие от простого полотняного переплетения.
  • Саржа усиленная. Саржевая схема, при которой диагональ выражена больше благодаря двойному перекрытию основы.
  • Сложная. Такая саржа характеризуется разной диагональю – более плотная чередуется с тонкой.
  • Ломаная саржа. Ткани с таким узором называют «елочкой» из-за того, что диагональ резко меняет направление, образуя угол. Другое название ломаной саржи – шеврон.
  • Обратная саржа. Похожа на ломаную, только после излома основное перекрытие сменяется уточным.
  • Усиленный сатин или атлас. Образуется путем усиления дополнительной нитью основы или утка.

Комбинированные переплетения сочетают в себе сразу две разновидности, например:

  • креповое и репсовое;
  • саржевое и рогожку;
  • сатиновое и саржевое переплетения;
  • сатиновое и креповое переплетение;
  • сатиновое и атласное.

При соединении полотна и репса получается так называемое просвечивающее полотно. Ромбовидное в сочетании с саржевым дает вафельную ткань. При совмещении рогожки и полотна получается креповый способ переплетения.

Сложные: 1,5- и 2-слойное, ворсовое, петельное, перевивочное

Характерной чертой сложных переплетений является использование более чем 2 нитей основы и утка. Разновидности сложных видов:

  • Двухслойные. 2-слойные ткани образуются при использовании 4–5 нитей, например 2 основы и 2 утка, 3 основы и 2 утка, 2 основы и 3 утка. Фактически получается 2 отдельных слоя ткани, которые соединены между собой нитью. Материя получается плотной, тяжелой и прочной. Если полотно состоит из 3 нитей, то его называют 1,5-слойным или двухлицевым.
  • Ворсовое. На поверхности материи из уточной или основной нити образуется ворс разной длины. Основу составляет полотняное или саржевое переплетение.
  • Петельное. Разновидность ворсового, при котором ворсинки не разрезаются, а остаются на поверхности материи в виде петелек.
  • Пике. Способ переплетения, при котором на поверхности тканей образуются выпуклые узоры. Используются 3 нити: 2 плетутся как полотно, в то время как третья стягивает волокна в выпуклый узор.
  • Перевивочное. Ажурное переплетение, которое образует прозрачные ячейки. Используются 3 нитки: 1 уток и 2 основы. Перевивочная основа обвивает стоевую, образуя ажурный узор.
Перевивочное переплетение

Крупноузорчатые (простые и сложные жаккардовые)

Отдельно в классификации переплетений существует определение крупноузорчатых жаккардовых переплетений. Их можно плести только на специализированных жаккардовых станках. Благодаря подобному плетению можно получить на ткани крупные тканые узоры.

Жаккардовое переплетение

Крупноузорчатые схемы, в свою очередь, подразделяются на простые и сложные. Для того чтобы выткать простую ткань, используют 2 системы нитей. Из таких материй шьют скатерти, салфетки, гардины. Сложные переплетения состоят из 3 и более систем ниток. Они образуют разнофактурные узоры, из них ткут гобелены, ковры, покрывала, обивочную материю для мебели.

Примеры и описание материй разных видов переплетения, их свойства и применение

Каждая материя характеризуется своим способом переплетения, которое напрямую влияет на его свойства. Применяя определенный вид плетения, можно сделать материю более прочной, эластичной, износостойкой или, наоборот, легкой, прозрачной, ажурной.

В таблице представлены материи разных видов плетения:

Вид переплетения Материя Качества и сфера применения
Простое Полотняное Из хлопка – ситец, батист. Из льна – парусина, бортовка. Из шелка – крепдешин, креп-шифон. Из шерсти – сукно. Высокая прочность и жесткость, легкий крой.
Саржевое Саржа, подкладочная ткань. Высокая плотность, эластичность, растяжимость, драпируемость. Ткани толстые и тяжелые, но износостойкость у них ниже, чем у предыдущей группы.
Сатиновое Хлопок – сатин; лен – коломенок; шелк – атлас, креп-сатин; шерсть – драп, бобрик, байка. Повышенная износостойкость, мягкость, эластичность. Гладкая, блестящая поверхность обеспечивает скольжение.
Атласное
Мелкоузорчатое Репс Репс, файдешин, плательная и костюмная ткань. Мягкая слаборастяжимая ткань.
Рогожка Оксфорд, двунитка, рогожка, ткань для костюмов и жакетов. Плотная, но мягкая и эластичная материя.
Усиленная саржа Шотландка, бумазея, шевиот, бостон, коверкот, габардин. Плотная ткань, используемая для пошива костюмов и пальто.
Сложное Двухслойные и двухлицевые Драп, байка, сатин-трико. Двухслойные ткани могут иметь разный цвет с изнаночной и лицевой стороны.
Пике Ткань для детской одежды, покрывал. Узорчатая мягкая материя.
Ворсовое Вельвет, бархат, плюш, мех. Используется для пошива различных изделий, от одежды до игрушек, и обивки мебели.
Петельное Махровые ткани. Используется для пошива полотенец, халатов.
Перевивочное Ажурные ткани. Применяют для пошива сорочек, белья, платьев, занавесок.
Крупноузорчатое Простое Дамаст, сатин-жаккард, штоф, парча. Из таких тканей шьют салфетки, скатерти, занавески. Их используют для пошива одежды – платьев, блузок, белья.
Сложное Мебельно-декоративные ткани. Отличаются высокой прочностью и износостойкостью. Применяются для изготовления гардин, портьер, мебельной обивки.

Ткацкое плетение – важнейшая характеристика каждой конкретной материи. От него во многом зависят свойства ткани, правила раскроя и ухода за ней.

Поделитесь с друьями! Главная / По типу плетения

Саржевое переплетение – признак, благодаря которому мягкая шерсть, тонкий шелк, эластичная синтетика и плотный хлопок объединяются в одно семейство. Это важнейшая характеристика, от которой зависит их внешний вид, эксплуатационные свойства, а также сфера использования. Остановимся на особенностях саржевого переплетения, его видах, самых известных образцах (фото), плюсах и минусах, рекомендациях по уходу.

Описание ткани и особенности изготовления

Саржа – это массив тканей любого состава и назначения, объединенных оригинальным способом плетения. Эффект достигается благодаря особой схеме саржевого переплетения, при которой происходит смещение системы пересечения волокон на 1, 2, 3 и более нитей. Формируется на лицевой стороне полотна в виде характерного рельефа из мелких и крупных косых полосок, проходящих по ширине полотна и направленных чаще вправо.

Хотя есть ткани с показателем (раппортом) «влево» или в виде дроби с числителем из величины основных перекрытий и знаменателем из уточных. Маленький раппорт дает мелкий и частый диагональный рисунок. При больших значениях получается крупный рубчик из бугорков.

В любом случае благодаря диагональному переплетению получается плотная саржа с высокой степенью внутренней мобильности. Когда материал натянут, под нагрузкой оказываются сразу две нити.

В основе названия полотна латинское слово «sericus», то есть шелковый, из-за первых образцов саржи, выполненных из шелковых волокон. В середине 19 века саржевое плетение стало основой при производстве джинсовой ткани. Сегодня состав сырья может быть самым разным.

Общие характеристики

У саржевых тканей по сравнению с обычным переплетением:

  • на см2 приходится больше нитей;
  • ткань получается тяжелее и толще.

Диагональное саржевое переплетение предопределяет некоторые общие свойства саржевых полотен.

В итоге все они:

  1. прочные;
  2. «дышат», то есть воздухопроницаемые, не создающие «парниковый эффект»;
  3. гигроскопичные, хорошо впитывают и отдают воду;
  4. удерживают тепло в холод, обеспечивают прохладу в зной;
  5. износостойкие.

Разновидности

Саржа – это множество материалов разного состава и плетения на основе синтетического и натурального сырья.

Рассмотрим классификации по основным критериям:

По происхождению сырья

Состав ткани – один из факторов, который определяет виды саржи:

  • Стрейчевая с эластаном в составе. Идет на пошив женской и детской одежды.
  • Вискозная саржа с соответствующими волокнами в составе, применяется как подкладка. Имеет мягкую упругую структуру. Отлично сочетается как с натуральными, так и с синтетическими нитями.
  • Полиэстеровая, состоящая из синтетических нитей.
  • Суровая из чистого хлопка, плотная при условии 4-хниточного переплетения. Может быть отбеленной или окрашенной. Отличается прочностью на разрыв, а также высокой износостойкостью.
  • Шерстяная, мягкая, теплая саржа. Незаменима при пошиве пальто, брюк, юбок, платьев, костюмов.
  • Хлопчатобумажная, тонко выработанная, выдерживает внешнее воздействие, комфортная при носке, позволяет коже «дышать».

Шелковая саржа ткань с характерным блеском и приятная на ощупь. Востребована при производстве нательного белья, домашней одежды.

По типу переплетения

Наклон диагональных полос и тонкости переплетения лежат в основе еще одной классификации саржевых полотен.

К самым распространенным видам саржи относятся:

  • Усиленная, для которой характерны широкие косые полосы, повышающие износостойкость материала.
  • Классический вариант с равносторонним наклоном полосок одинаковой толщины.
  • Ломаная саржа – гладкая мягкая ткань с рисунком в виде мелкой «елочки».
  • Стеганая или сложная, формирующая упругое прочное полотно, у которого рельеф состоит из полосок разной ширины.
  • Зигзагообразная с переменными наклонами нитей утка.
  • Криволинейная, при которой угол наклона косой полосы сначала увеличивается, а потом уменьшается;
  • Теневая с переходами от света к тени.

Важно: От метода плетения зависит также вид полотна ─ одно или двухстороннее. В первом случае рельефный рисунок украшает только лицевую сторону, во втором обе. Прочность ткани зависит от величины смещения поперечной нити относительно основы. При малом шаге плетения получается тонкий материал с мелким рубчиком.

По методу окрашивания

Способ окрашивания определяет классификацию, по которой саржевые ткани делятся на виды (таблица):

Отбеленная Набивная Гладкокрашеная
Плотная, прочная саржа без блеска. Изготавливается из суровой пряжи. Возможно дальнейшее окрашивание. Пошив рабочей одежды, медицинских халатов. Полотно с рисунком, например, камуфляжное. Для пошива униформы, головных уборов, верхней одежды, домашнего текстиля. Однотонный материал. Подкладка для верхней одежды. Технический материал. Изготовление спецодежды.

Самые известные ткани саржевого плетения

Семейство саржевых полотен довольно многочисленное. Но особой известностью пользуются:

Деним

Плотное грубое полотно из хлопка. Возможно добавление незначительного количества синтетики, в частности, эластана для пошива стрейчевых джинсов. У классического синего денима лицевая сторона синяя, а изнанка белая. Деним может быть легким, обычным, а также утепленным с термотканью в виде подкладки. Из него шьют головные уборы, короткие шорты, платья, сарафаны и, конечно, всем известные брюки-джинсы.

Твид

Вид фактурной, тяжелой, не мнущейся саржи из шерсти. На поверхности имеется небольшой ворс. При изготовлении чаще всего используются рисунки  в виде «гусиной лапки», «елочки», клетки, рубчика. На начальных этапах производственного процесса твид имеет жесткую структуру, для смягчения которой его замачивают в мыльном растворе, после чего при необходимости используют отбеливатели. Твид как универсальный материал идет на пошив головных уборов, верхней одежды, сумок, галстуков и других аксессуаров.

Габардин

Мягкое тонкое полотно из пряжи мериносов. Саржевое переплетение ткани в габардине отличается резко выраженным рубчиком под углом 60─70°C. Может изготавливаться из синтетики, шелка и хлопка. Полотно не мнется, обладает водоотталкивающими свойствами. Используется при пошиве верхней одежды: пальто, курток, тренчей, костюмов.

Карбон

Материал, в основе которого резиновые и графитовые нити. Сверхпрочный, хотя гораздо легче стального сплава. Не ржавеет, хороший теплоизолятор. Применяется в промышленности.

Камуфлированная саржа

Материал из хлопчатобумажного волокна. Отличается высокой износостойкостью, прочностью на разрыв, экологической безопасностью и практичностью. Ценится за стойкое окрашивание, воздухопроницаемость и гигроскопичность. Из полотна шьют военно-полевые костюмы, униформу, одежду для активных видов спорта, например, страйкбола и пейнтбола.

Спецодежда

Хлопчатобумажная саржа, без которой не могут обойтись:

  • повара и кухонные рабочие;
  • рабочие химических предприятий;
  • продавцы;
  • охранники;
  • военные;
  • медицинский персонал.

В такой спецодежде тепло зимой и нежарко летом.

Что шьют из саржи

Саржевое полотно находит самое широкое применение:

Из суровых видов шьют:

  • мешки;
  • рабочие халаты;
  • фартуки;
  • рукавицы;
  • комбинезоны;
  • джинсы.

Саржа с влагоотталкивающими свойствами идет для обивки мебели и изготовления матрасов.

Крепежные ремни, абразивно-шлифовальные материалы производят их жестко-рельефных разновидностей саржи.

Тонкая шелковистая саржа служит подкладкой для пальто, пиджаков, костюмов. Она отличается износостойкостью, гигиеничностью, а также приятной для кожи поверхностью.

Шерстяная саржа идет на производство брюк, кардиганов, пальто, курток.

Для повседневной одежды подходит стрейчевая саржа с добавками эластана. Из нее также шьют домашний текстиль, включая шторы, скатерти, покрывала.

Сильные и слабые стороны материала

Плюсов у саржевых тканей гораздо больше, чем минусов:

  • Саржевые полотна ценятся за натуральность, способность отводить тепло и пот, исключают необходимость переодевания.
  • Их обрабатывают специальными водоотталкивающими пропитками, что повышает стойкость материалов к масляным и химическим загрязнениям.
  • Современные саржи на хлопчатобумажной основе не мнутся, не садятся.
  • Все представители семейства не провоцируют аллергические реакции, не раздражают кожу.
  • Саржевые материалы антистатичны, поэтому не искрят, что имеет решающее значение при использовании на производстве.
  • Не поглощают посторонние запахи.
  • Не формируют катышки на поверхности, быстро сохнут.
  • У всех видов саржи стойкость к прямым солнечным лучам, поэтому они не деформируются, а также не выцветают.
  • Саржевые материалы универсальны , при этом стоят недорого.

Недостаток у саржевых тканей один: это небольшая усадка полотен на хлопковой основе.

Уход

Совет: Саржа – материал нетребовательный в уходе. Изделия из нее можно стирать в машине-автомате. Программу выбирать в зависимости от состава полотна. Для хлопка максимальная температура не должна превышать 60°C. Вещи из вискозы, шелка и шерсти стирать в режиме щадящей стирки.

Изделия из саржи, как правило, не мнутся. При необходимости тонкие ткани лучше гладить с изнанки, суровые с лицевой стороны. Для удаления жирных пятен можно воспользоваться спиртом. Деликатные вещи лучше сдавать в химчистку. Шелковые и шерстяные вещи сушить в расправленном виде.

Заключение

Эксплуатационные качества саржи зависят не только от типа плетения. При выборе материала стоит поинтересоваться его составом. Это позволит правильно ухаживать за вещью, чтобы та как можно дольше сохраняла свою привлекательность и долговечность.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий