Казахская национальная одежда: cтоковые фото, картинки, изображения по лицензии роялти-фри

image Скачиваний: 18 Добавлен: 21.04.2015 Размер: 430.58 Кб Скачать ☆

http://decormaster.kz/st/kazaxskij_kostyum.php

История казахского костюма

Казахская народность, сложившаяся в конце XV – начале XVI в.в., стала преемницей материальной и духовной культуры племён, некогда обитавших на бескрайних просторах Казахстана. В процессе наследования и дальнейшего развития ремёсел и искусства слагается определённый художественный стиль, присущий народу.

Параллели в материальной культуре у родственных по происхождению и историческим судьбам народов Сибири, Приуралья, Казахстана и Средней Азии берут своё начало ещё во II тысячелетии до нашей эры, когда ярко проявляется культурное единообразие племён обширных пространств на территории Евразии.

Особенности восточного очага степных культур скифского времени, лучше всего определяются условным термином «сакская культурная общность». Ядро этой культурной области составляют прежде всего племена Казахстана и Алтая, исторические судьбы которых переплелись раньше VII-VI в. до н.э. и культуры которых базировались на одной и той же андроновской основе. Они имели сходные бытовые черты и форму хозяйства.

Характерными памятниками сакской эпохи на территории Казахстана являются курганы. Так в одном из захоронений в Пазарыке (Алтай) сохранились остатки меховых кафтанов, войлочных плащей, сшитых в два слоя, замшевых халатов. Отдельные виды казахской верхней одежды, например меховые шубы, плащи из войлока, по типу сходны с одеждой из Пазарыкских курганов. Сходство прослеживается также в войлочных чулках с узором по верху (по-казахски байпак) и в островерхой шапке из плотного войлока, бытующей у казахов до наших дней. Длинные островерхие шапки древних саков, скорее всего, стали прототипом саукеле – высокого (до 70 см.) головного убора казахской невесты.

Памятники сакского времени, найденные на территории Казахстана, относятся к так называемому звериному стилю, для раннего периода которого характерен реалистический образ животного. В дальнейшем, всё большее распространение получают орнаментальные мотивы. Сравнение древних и современных материалов позволяет говорить о том, что многие из них сохранились в искусстве казахов и киргизов вплоть до наших дней. Баран, один из главных тотемов, олицетворял могущество и силу власти. Узор «кошкар мyiz»(в пер. с каз. бараний рог), встречаясь в различных вариациях, остаётся одним из главных мотивов казахского орнамента.

В III-II в. до н.э. на смену звериному приходит полихромный стиль. Характерной его особенностью является инкрустация металлической пластины вставками цветных камней, ряды филигранных поясов, перегородчатые эмали, окружённые узорами из зерни в виде треугольников и ромбов. Это время совпадает с пребыванием в этих районах гуннов, усуней и канглов (тюрков).

Женский головной убор жаулык, складываемый из квадрата белой хлопчатобумажной ткани, вероятнее всего, появился во времена древних тюрков; об этом можно судить по скульптурным изображениям этой эпохи. А тип распашной юбки, называемой у казахов белдешше, восходит, скорее всего, ко времени гуннов.

Дальнейшее развитие искусства на территории Казахстана ярко отражено в художественной культуре кыпчаков, карлуков и других племён. Наибольшее распространение получают изделия, искусно выполненные из войлока и серебра.

В этот период появилась манера запахивания одежды на левую сторону, а также, окаймление краёв одежды различными видами украшений: нашивками с люрексом, вышивкой и галунами, якобы для защиты от злых сил. С той же целью женский головной убор кимешек украшался по краям выреза вышивкой и узорной строчкой.

К этнической культуре тюрков и кыпчаков относится обычай украшать детские и девичьи шапки, а в ряде случаев шапки странствующих певцов перьями совы, которая считалась священной птицей, а её перья – оберегом от дурных глаз и болезней.

В дальнейшем, на формирование казахского костюма оказали влияние русская, татарская и среднеазиатская культуры. Это не трудно заметить по покрою мужского бешмета с перехватом у талии, а также расклешённого женского платья кулиш койлёк и жас койлёк – платья с густыми оборками и отложным воротником

Сходство элементов казахского народного костюма прослеживается во всех регионах республики; нет особой разницы в покрое, выборе материала, назначении отдельных предметов одежды.

К основным особенностям казахского костюма относятся:

  • Распашной характер верхней одежды и запахивание её на левую сторону независимо от пола.

  • Приталенность.

  • Наличие высоких шапок, часто украшенных перьями, вышивкой и драгоценными камнями.

  • Обогащение женского платья каймой, бахромой или оборками.

  • Небольшое количество цветов в общем ансамбле костюма.

  • Обычно одежда украшалась национальным орнаментом. Чаще всего это вышивка, нашивки с люрексом, узорчатое тканьё, а также различные ювелирные изделия.

  • Традиционными материалами для одежды обычно служили кожа, мех, тонкий войлок и сукно из бараньей или верблюжьей шерсти.

Из овчины, козьих, жеребячьих, сайгачьих шкур обычно шили верхнюю одежду: тулупы, безрукавки, шаровары и т.д. На шубы, лёгкую одежду, головные уборы, шли также хлопчатобумажные ткани, доставляемые купцами из Индии. По «Шёлковому пути» из Китая и Средней Азии поступали шёлк, бархат, парча и шерстяное сукно. А с XVII в. в казахской степи стали появляться русские товары.

Мужской костюм казахов состоял из нательного белья , верхней одежды, обуви и головных уборов.

imageВсе картинки кликабельны, увеличиваются при нажатии левой кнопкой мыши

Жейде нательное бельё, в которое входили койлёк – рубаха  и дамбал – штаны. Поверх белья надевалась верхняя плечевая одежда ишаровары, заправляемые в сапоги.

Койлёк – это длинная (до колен) рубаха с отложным или стоячим воротником, скошенным плечом,  выкроенной проймой и разрезом на груди. Шили обычно из белого холста. Под рукавами вставлялись клинья в виде треугольников, служившие ластовицей.

Дамбал – широкие штаны , которые имели вид прямоугольника с двумя длинными и немного сужающимися книзу штанинами.

Поверх жейде казах надевал обычно лёгкую, расширяющуюся книзу одежду,сшитую по фигуре  и  шаровары.

Бешмет одежда длиной до колен или немного выше, с рукавами и стоячим воротником. Одевался поверх рубахи и под халат. Шили обычно из тонкого шерстяного сукна, бархата, шёлка  преимущественно коричневого, синего и тёмно-зелёного цвета.

Камзол во многом сходен с бешметом, только без рукавов.

Бешмет, камзол и кокерше (разновидность камзола)могли быть утеплёнными, в зависимости от сезона.

Шаровары шили из того же материала, что и шекпен, со вставкой-клином для удобства при верховой езде. Застёжек и пуговиц не было. Верхние края штанин заворачивали и вставляли в них поясок, выполняющий роль ремня.

Шапан халат – основной вид одежды казахов. Известен с далёкой древности. Его изображения встречаются на каменных изваяниях кипчаков IΧ-ΧIV веков.  Носили шапан как мужчины так и женщины. Мужчины обычно одевали поверх бешмета или камзола. Шили халаты из замши, а также из привозных материалов: шерстяных, шёлковых и хлопчатобумажных тканей. Шапаны часто украшались тамбурной вышивкой. Самые красивые халаты – настоящие произведения искусства, их  носили знаменитые казахские акыны и салы – странствующие певцы и музыканты. Любимые цвета халата – красный, пурпурный или ярко-зелёный.

Шекпен(чекмен) – просторный халат, длинный как плащ с широкими длинными рукавами был скатан  из верблюжьей шерсти и обычно  служил защитой от  бурана,  дождя или  другой непогоды. Жёлтые и белые шекпены делали из неокрашенной шерсти. Парадные шекпены окрашивали в синий, пурпурный и другие цвета, их швы для отделки обшивались галуном.

Тон– зимний тулуп из овчины или волчьего меха.

Купи – зимняя шуба, крытая шекпеном из сукна.

Кебенек– старинныйплотный плащ без рукавов, делали преимущественно из белого тонкого войлока. Имел форму военной накидки и глухой стоячий воротник. Украшали вышивкой, шнуром и декоративной стёжкой. Для защиты от непогоды одевали поверх зимней одежды.

Саптама – тяжёлые кожаные сапоги.

Тымак – головной убор-треух,  делали  часто из лисьего меха.

Колпак – традиционный и старинный головной убор из войлока. Подобный убор был у саков. У казахов, в зависимости от фасона высокая шапка из белого войлока  называется  ак колпак и аир колпак – такая же шапка с широкими полями, загнутыми вверх.

Тельпек– разновидность колпака, султанская шляпа, поэтому бытовал он только до середины XIX века.

Шапка-борык – весеннее-осенний головной убор. Название борык происходит от слова «боры» – волк. Волк – древний тотем тюркских племён. Это круглая шапка с высоким конусообразным или усечённым верхом, сшитая из нескольких клиньев, всегда оторочена мехом соболя, выдры, мерлушки и др.

Мужской костюм далеко не всегда застёгивался и потому пояс был его неотъемлемой частью.

Костюм юга Казахстана отличается некоторой облегчённостью, что , конечно, связано с климатическими условиями, а также осёдлым и полуосёдлым образом жизни.

Костюм женщины-казашки определялся в соответствии с  возрастом

Девичий костюм.

Косетек  лёгкое платье с оборками, отрезное ниже талии на 5-6 см.и сильно приталенное. К юбке платья пришивали широкий волан, на который нашивали несколько рядов присобранных оборок – желбезек. Оборками также укращали низ длинных рукавов и воротник. В некоторых районах вместо оборки делали две-три складки.

Одевалось платье на  нижнюю рубаху шикойлёккоторуюшили обычно из белой материи, с узкими плечами без рукавов и вырезом ворота, завязываемым тесёмками.

Женские штаны – дамбал не отличались по покрою от мужских, шили их из того же материала, что и нижнюю рубаху, а иногда из разноцветных тканей с широким поясом и шагом.

 Камзол – верхняя одежда, шился преимущественно из бархата яркого цвета. Длина его была ниже бёдер, силуэт приталенный, обычно на подкладке. Украшали вырез, полы и низ камзола. Чаще всегоэто была вышивка: гладь, тамбур, золотая  и серебряная  канитель, или же кайма, нашивки с люрексом, галуны или бисер.

Такия– шапочка на твёрдой основе, украшенная жемчугом, бусинками, золотистыми нитями, часто с перьями совы, как знак оберега.

Белбеу – пояс из кожы или бархата, с металлическими бусинками, иногда филигранный.

Етик –  лёгкие сапоги из кожи на высоких каблуках, вышивались канителью.

 Зимой девушки носили шапку – камшат-борык. Женские шапки  типа борык украшались подвесками и пучками перьев совы, филина, цапли или павлина.

Костюм замужней женщины-казашки состоял из тех же предметов, что и девичий, за исключением головных уборов.

Во время свадебного обряда женщина надевала саукеле – высокий (до 70 см.) головной убор, который после свадьбы в течение года одевала по праздникам.

Саукеле состояло из двух частей. Непосредственно на голову надевалась коническая шапочка из ткани, простёганная, с подкладом, до 25 сантиметров высотой. Иногда к ней пришивали налобник и назатыльник. Поверх неё одевалось непосредственно саукеле. Материалом для этого красивого и торжественного убора служил тонкий фетр, обшитый яркой, чаще всего красной тканью. Задняя часть конуса была на 10 см выше передней. В верхней части – отверстие. Снизу, а иногда и посередине саукеле оторачивалось мехом. Лицевая часть украшалась всевозможными нашивками: галунами, кораллами, бусами, серебряными бляшками, драгоценными камнями. С боков прикрепляли длинные подвески из нитей коралла, бирюзы, серебряных пластинок, шёлковых кистей, которые доходили до пояса. Обязательным дополнением саукеле была накидка – желек – из лёгкой ткани. Чаще всего она прикреплялась к макушке саукеле. Такой накидкой можно было закутать всю фигуру. В старину для этого шили специальные покрывала из белого шёлка, кисеи, украшали вышивкой. Как правило, саукеле передавалось по наследству и из убора молодой замужней женщины превращалось в свадебный головной убор.

После окончания торжеств молодая женщина носила жаулык – головной убор, складываемый из квадрата белой хлопчатобумажной ткани, покрывающий волосы, плечи и спину. Белый цвет символизировал чистоту и был обязательным для головных уборов, которые назывались кимешеком, суламой,  кундуком, или же  просто повязывали белый платок.

Камзол замужней женщины застёгивался  впереди на талии, а украшался большой металлической  пряжкой – капсырмой.

Пожилые женщины носили платье свободного покроя, поверх которого надевали длинный камзол или шапан. На голову одевали  кимешек, который дополнялся белым платком, завязанным в виде тюрбана. В холодное время года носили тёплые халаты, крытые бархатом, а более состоятельные – шубу из пушных зверьков, бывшую в прошлом мерилом богатства.

Костюм детей у казахов повторяет одежду взрослых, только  в уменьшенном виде, в соответствии с возрастом и полом ребёнка. По-видимому, это связано со стремлением поскорее увидеть в своём ребёнке взрослого. Исключение составляет так наз. ит койлёк, который шили для новорожденного из цельного куска хлопчатобумажной ткани (бумазеи, ситца, бязи), несколько удлинённым, без плечевых швов и окантовок.

Казахи не шили специальную рабочую одежду. Не было строгой грани между будничным и парадным костюмом. Последний отличался более свободным кроем, объемом головных уборов, декором. На его пошив шли бархат, шёлк, парча, дорогие меха, тогда как будничная одежда изготовлялась из более простого материала.

Траурный костюм у женщины-казашки, представлял собой обычную одежду, с которой удалялись все украшения. При этом убитая горем жена усопшего должна была распускать волосы, а дочери и сёстры, сняв свои девичьи шапочки, накидывать на плечи чёрные шали.

Лица мужского пола опоясывались траурным кушаком из 3-4 метров тёмной ситцевой ткани.

Обязательной частью женского и мужского казахского костюма были пояса из кожи, бархата, шёлка, шерсти – белдык. Особенно интересны мужские пояса с подвесным кошельком, пороховницей, футляром для ножа. Такие наборные пояса назывались – кисе. Пояса делали не только из кожи, но и из шёлка, бархата и носили их взрослые мужчины. У юношей пояса не были наборными, не имели подвесок. Пряжки и накладки на ремень имели сердцевидную форму, делались в виде стилизованных зверей.

Женские пояса более широкие и нарядные. Делали их обычно из шёлка. Такие пояса шили с декоративной вязкой  и назывались они  нур белдык.

Курсовая работа 4 курс ХГФ АГУ им.Абая. 1992г.

Лит-ра:

Узбекали Джанибеков “Эхо…”1991г.

Маргулан А.Х. “Казахское народное прикладное искусство” т.1, 1986г.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • # 13.03.2015299.01 Кб34ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ GPS ТЕХНОЛОГИ1.doc
  • # 08.11.201995.23 Кб1Испытания трехфазного синхронного генератора.doc
  • # 13.03.201593.7 Кб51ИСТОРИЯ 1 курс 1 семестр, вопросы на сессию.doc
  • # 14.09.2019915.97 Кб1история б.doc
  • # 13.03.201522.4 Кб10история бурения.doc
  • # 21.04.2015430.58 Кб18История казахского костюма.docx
  • # 19.07.201971.3 Кб История Украины.docx
  • # 13.03.2015630.27 Кб15история!!.doc
  • # 13.03.20153.26 Mб38Кәсіби қазақ тілі, УМК, ПКЯ.doc
  • # 13.03.20153.18 Mб126Кәсіби қазақ тілі, УМК, СТУДДЕНТТЕРГЕ.doc
  • # 13.03.201581.92 Кб118Кәсіпорын өндірістік қорлары.doc

Новости и общество 22 сентября 2015

Казахский национальный костюм – это не только предмет гордости местного населения, но и объект повышенного внимания со стороны как россиян, так и гостей из ближнего и дальнего зарубежья. Что же такого необычного в данном наряде? И чем он отличается от привычного для нас сарафана или кокошника?

Данная статья направлена на то, чтобы во всех подробностях рассказать о таком оригинальном элементе культуры, как казахский национальный костюм, фото которого можно сейчас встретить в любом справочнике или путеводителе, посвященном данному уголку земного шара. В простой и понятной форме мы постараемся ответить на все интересующие читателей вопросы.

Общая информация

По мнению специалистов, занимающихся изучением нарядов разных народов, казахски национальный костюм является настоящим олицетворением всей истории данного полукочевого сообщества.

Конечно, с течением времени он видоизменялся и совершенствовался, и теперь с уверенностью можно утверждать, что он всецело адаптирован к условиям жизни и современных казахов, и непростому климату региона. Но и это еще не все. Дело в том, что казахский национальный костюм имеет собственную весьма интересную эстетику.

Многие знают о том, что у казахов издавна очень ценились шкуры тигра, сайги и кулана, темные меха куницы, енота, соболя, выхухоли и белые – хорька и горностая.

Конечно же, и по сей день самыми востребованными тут считаются изделия из куницы и соболя. Кстати, этот народ испокон веков владеет множеством техник изготовления шуб.

Казахски национальный костюм не так прост, как могло бы показаться на первый взгляд. Иногда приезжему человеку и невдомек, что есть что. Например, теплые тулупы из шкур крупных животных называются «тон», а вот из шкурок мелких пушных зверьков изготавливают «ишики». Даже сейчас местное, в основном сельское, население нередко шьет наряды из пуха лебедей, цапель и гагар.

Чем обходились люди раньше?

В былые времена при изготовлении шуб из козьей шкуры, казахи выщипывали из них длинные волоски, оставляя только подшерсток. Такая зимняя одежда называлась «кылка жаргак». Кроме этого, из козьих шкур выделывалась замша, из которой потом шились штаны, халаты и даже легкие плащи.

Меховые шубы сверху всегда покрывались парчой, сукном, шелком и проч.

Все шубы различались по виду ткани и ее цвету. Например, только знатные люди могли носить крытую синим сукном шубу, отороченную бобром. А самой ценной в приданом казахской невесты являлась меховая накидка под названием «бас тон», крытая высококачественным шелком.

Казахский национальный костюм украшался специальной шелковой вышивкой. Рукодельницы при вышивании мелких узоров пользовались особыми пяльцами, которые в зависимости от формы изделия и очертания вышиваемого орнамента могли быть круглыми или прямоугольными.

Казашки всегда были великими мастерицами вышивки тамбуром, петля в петлю, которая осуществляется шилом с крючком и иглами.

Тамбурной вышивкой вышивались казахские головные уборы, нагрудные украшения и оборки женских платьев.

Украшение национальных костюмов казахов

Казахский национальный костюм для девушек, фото которого в последнее время достаточно часто встречаются в открытых источниках, украшался вышивкой гладью. Ею, кстати, вышивали и суконные мужские штаны под названием кимешеки.

При вышивке гладью и тамбуром в основном применялись растительные и геометрические узоры, контурные изображения животных и людей. А иногда вышивка и вовсе представляла собой целый сюжет.

Чем же еще может удивить казахский национальный костюм? Фото (женский и мужской наряд в данном случае практически идентичны) давних времен доказывают, что особой популярностью пользовался войлок, овечья и верблюжья шерсть.

Из войлока шилась верхняя одежда. Из верблюжьей шерсти скатывался шекпен – старинный вид одежды. Это был широкий длинный плащ для защиты от любой непогоды. Парадные шекпены были скатаны из окрашенной верблюжьей шерсти с обшитыми галуном швами.

В целом национальный костюм любой общины во все времена выступал отличительной особенностью этих людей.

Костюмы высшего слоя населения данного государства характерно отличались более сильным акцентом нарядности, с использованием большого количества вышивки и меховых оторочек.

Казахский национальный костюм очень удобен не только для застолья или какого-нибудь празднества, но отлично подходит и для работы, и для ночевки в степи холодной ночью, и для длительной верховой езды. В основном он состоит из мужских шаровар или женской юбки, камзола и халата или шубы сверху. На голове обязательно должен быть головной убор, который к тому же подчеркивает социальный статус обладателя наряда.

Одежда для особых случаев

Хотелось бы подчеркнуть, что в разных жузах Казахстана у национальных костюмов кардинальных региональных отличий нет, хотя кое-где все-таки сохранились более архаичные элементы.

У казахов никогда не было специальной рабочей одежды. Также не существовало грани между праздничным нарядом и будничным, но парадный костюм должен был быть покроен более свободно, а декор и головные уборы должны были быть более объёмными. Праздничный наряд шился из шелка, бархата, парчи и дорогих мехов, а будничная одежда – из простых и более дешевых материалов.

Казахский траурный женский наряд был обычной будничной одеждой, из которой убирались все украшения. На похоронах мужчины его жена должна была распустить волосы, а его сестры и дочери снять девичьи шапочки и накинуть на плечи черные шали. Мужчины на похоронах опоясывались 3-4-метровым траурным кушаком из ситцевой темной ткани.

Обязательным элементом казахского национального костюма являлся пояс – белдык. Он шился из шерсти, шелка, бархата и кожи. К поясам взрослых мужчин цеплялись еще и подвесные кошельки, футляры для ножа и пороховницы. Пояса юношей не имели никаких подвесок. На ремне также были пряжки и накладки сердцевидной формы в виде зверей. Пояса для женской одежды, нур белдык, обычно делались из шелка, были более широки и нарядны. В большинстве случаев шились декоративной вязкой.

Мужской костюм казахов

Одним из главных элементов мужского казахского костюма выступает островерхий головной убор. Он напоминает саки или шапку древних скифов и называется мураком, или ай-ыркалпаком.

Носят ли дети казахский национальный костюм? Фото для мальчиков в данном случае будет выглядеть намного презентабельнее, чем для девочек. Почему? Все дело в том, что мужчины, независимо от своего возраста, одеваются не только красивее, но и функциональнее. Например, мужские шаровары у казахов имеют так называемые клинья, представленные специальными вставками из овчины, и называются «шалбар-сым». Эти элементы значительно помогают при длительной верховой езде, так как защищают кожу от стирания в длительных кочевках. Кстати, при ношении шаровары заправляют в сапоги.

Камзол казахских мужчин называется бешметом. На талии он стягивается поясом – шекленом. В древние времена кафтаны делались из кожи и окрашивались в яркие цвета. В холодное время года носится утепленная разновидность камзола – кокреше.

Кафтан и шаровары надеваются на нательное белье, которое изготовлено из шелковой или тонкой хлопчатобумажной ткани.

Неизменной частью любого казахского костюма выступает шуба. А ее заменителем у бедных слоев населения продолжает выступать длиннополый халат из войлока, отлично сохраняющий тепло.

Казахская обувь у мужчин и женщин никогда ничем особым не отличалась. Все носили украшенные вышивкой сапоги с небольшим каблуком или кожаные ичиги, которые напоминают носки или чешки.

Женским головным убором у казахов выступает жаулык. Он шьется из белой шелковой ткани и достался казахскому народу от древних тюркских племен.

Некогда на свадьбу женщины надевали на голову особый убор – саукеле, который был богато украшен золотой и серебристой бахромой. Иногда его приготовление занимало целый год. Девушки из хороших семей также носили борик – теплую шапочку, отороченную мехом.

Казахская женская юбка, белдемше, распахивается на две стороны. Поверх нее женщины надевают халат или камзол. Иногда казашки вместо юбки носят платье с расклешенной к низу юбкой – «кулиш койлек», или «жак-койлек» – длинный наряд с отложным воротничком и плиссированной кокеткой.

Женский халат называется шаланом. Зимой он носится с шерстяной подкладкой. Кстати, даже сейчас на свадьбу девушки в Казахстане надевают иногда халат красного цвета.

Верхняя женская зимняя одежда представлена шубой – купе. Она шьется из меха лисьих лап и покрывается сверху узорчатым сатином.

Все виды женской одежды должны были быть богато украшены люрексом, вышивкой и разного рода декоративными элементами.

Детские наряды

Особой популярностью и какой-то особой народной любовью пользуется на сегодняшний день казахский национальный костюм для девочки, выкройка которого достаточно незатейлива, а значит, сшить его можно и дома. Кстати, в последнее время наблюдается традиция ношения такого наряда не только во время сценических выступлений, но и в дни государственных праздников, когда улицы заполняются маленькими казашками в традиционном убранстве.

Как же выглядит детский казахский национальный костюм? Фото для девочек, как и для мальчиков (а со стороны мы, к сожалению, можем судить только по картинке), мало чем отличаются от взрослого убранства. В целом он повторяет форму и вид одежды родителей, только представлен меньшим размером.

Исключением выступает разве что наряд для новорожденных – ит койлек. Он шьется немного удлинённым, без окантовок и плечевых швов, из цельной хлопчатобумажной ткани (бязи, ситца или бумазеи).

Все мужчины казахи издавна носили кожаные сапожки – коксауыр, сшитые из зеленого цвета шагрени. Ее получали в результате просыпания проса на размягченную кожу и придавливания всего этого каким-либо тяжелым предметом.

Пожилые казахские мужчины носили игич – обувь, на которую при выходе из дома надеваются кожаные калоши кебе. Кстати, далеко не все знают о том, что старинные казахские сапоги никогда не различались на левый и правый и имели заостренные и загнутые к верху носки. Самой примитивной и бедной обувью являлись шокай – сандалии из сыромятной кожи.

Казахский национальный костюм: фото, женский и мужской стиль, основные особенности

Традиционные наряды Казахстана имеют несколько характерных черт. Перечислим некоторые из них:

  • Распашная и приталенная верхняя одежда, которая запахивается на левую сторону вне зависимости от пола.
  • Высокие шапки, украшенные перьями, драгоценными камнями и вышивкой.
  • Женские платья богато украшаются оборками, бахромой и каймой.
  • В ансамбле костюма очень мало цветов.
  • Одежда дополняется своеобразным национальным орнаментом – вышивкой, люрексовыми нашивками, узорчатым тканьем и разного рода ювелирными изделиями.
  • Пошив одежды выполняется с использованием кожи, тонкого войлока, меха, сукна из бараньей и верблюжьей шерсти.

Источник: fb.ru

Казахский национальный костюм – это не только предмет гордости местного населения, но и объект повышенного внимания со стороны как россиян, так и гостей из ближнего и дальнего зарубежья. Что же такого необычного в данном наряде? И чем он отличается от привычного для нас сарафана или кокошника?

Данная статья направлена на то, чтобы во всех подробностях рассказать о таком оригинальном элементе культуры, как казахский национальный костюм, фото которого можно сейчас встретить в любом справочнике или путеводителе, посвященном данному уголку земного шара. В простой и понятной форме мы постараемся ответить на все интересующие читателей вопросы.

Общая информация

По мнению специалистов, занимающихся изучением нарядов разных народов, казахски национальный костюм является настоящим олицетворением всей истории данного полукочевого сообщества.

Конечно, с течением времени он видоизменялся и совершенствовался, и теперь с уверенностью можно утверждать, что он всецело адаптирован к условиям жизни и современных казахов, и непростому климату региона. Но и это еще не все. Дело в том, что казахский национальный костюм имеет собственную весьма интересную эстетику.

image

Современные материалы для изготовления

Многие знают о том, что у казахов издавна очень ценились шкуры тигра, сайги и кулана, темные меха куницы, енота, соболя, выхухоли и белые – хорька и горностая.

Конечно же, и по сей день самыми востребованными тут считаются изделия из куницы и соболя. Кстати, этот народ испокон веков владеет множеством техник изготовления шуб.

Казахски национальный костюм не так прост, как могло бы показаться на первый взгляд. Иногда приезжему человеку и невдомек, что есть что. Например, теплые тулупы из шкур крупных животных называются «тон», а вот из шкурок мелких пушных зверьков изготавливают «ишики». Даже сейчас местное, в основном сельское, население нередко шьет наряды из пуха лебедей, цапель и гагар.

Чем обходились люди раньше?

В былые времена при изготовлении шуб из козьей шкуры, казахи выщипывали из них длинные волоски, оставляя только подшерсток. Такая зимняя одежда называлась «кылка жаргак». Кроме этого, из козьих шкур выделывалась замша, из которой потом шились штаны, халаты и даже легкие плащи.

Меховые шубы сверху всегда покрывались парчой, сукном, шелком и проч.

Все шубы различались по виду ткани и ее цвету. Например, только знатные люди могли носить крытую синим сукном шубу, отороченную бобром. А самой ценной в приданом казахской невесты являлась меховая накидка под названием «бас тон», крытая высококачественным шелком.

image

Какими инструментами пользовались местные мастерицы

Казахский национальный костюм украшался специальной шелковой вышивкой. Рукодельницы при вышивании мелких узоров пользовались особыми пяльцами, которые в зависимости от формы изделия и очертания вышиваемого орнамента могли быть круглыми или прямоугольными.

Казашки всегда были великими мастерицами вышивки тамбуром, петля в петлю, которая осуществляется шилом с крючком и иглами.

Тамбурной вышивкой вышивались казахские головные уборы, нагрудные украшения и оборки женских платьев.

image

Украшение национальных костюмов казахов

Казахский национальный костюм для девушек, фото которого в последнее время достаточно часто встречаются в открытых источниках, украшался вышивкой гладью. Ею, кстати, вышивали и суконные мужские штаны под названием кимешеки.

При вышивке гладью и тамбуром в основном применялись растительные и геометрические узоры, контурные изображения животных и людей. А иногда вышивка и вовсе представляла собой целый сюжет.

image

Значение войлока и шерсти

Чем же еще может удивить казахский национальный костюм? Фото (женский и мужской наряд в данном случае практически идентичны) давних времен доказывают, что особой популярностью пользовался войлок, овечья и верблюжья шерсть.

Из войлока шилась верхняя одежда. Из верблюжьей шерсти скатывался шекпен – старинный вид одежды. Это был широкий длинный плащ для защиты от любой непогоды. Парадные шекпены были скатаны из окрашенной верблюжьей шерсти с обшитыми галуном швами.

В целом национальный костюм любой общины во все времена выступал отличительной особенностью этих людей.

Костюмы высшего слоя населения данного государства характерно отличались более сильным акцентом нарядности, с использованием большого количества вышивки и меховых оторочек.

Казахский национальный костюм очень удобен не только для застолья или какого-нибудь празднества, но отлично подходит и для работы, и для ночевки в степи холодной ночью, и для длительной верховой езды. В основном он состоит из мужских шаровар или женской юбки, камзола и халата или шубы сверху. На голове обязательно должен быть головной убор, который к тому же подчеркивает социальный статус обладателя наряда.

image

Одежда для особых случаев

Хотелось бы подчеркнуть, что в разных жузах Казахстана у национальных костюмов кардинальных региональных отличий нет, хотя кое-где все-таки сохранились более архаичные элементы.

У казахов никогда не было специальной рабочей одежды. Также не существовало грани между праздничным нарядом и будничным, но парадный костюм должен был быть покроен более свободно, а декор и головные уборы должны были быть более объёмными. Праздничный наряд шился из шелка, бархата, парчи и дорогих мехов, а будничная одежда – из простых и более дешевых материалов.

Казахский траурный женский наряд был обычной будничной одеждой, из которой убирались все украшения. На похоронах мужчины его жена должна была распустить волосы, а его сестры и дочери снять девичьи шапочки и накинуть на плечи черные шали. Мужчины на похоронах опоясывались 3-4-метровым траурным кушаком из ситцевой темной ткани.

Обязательным элементом казахского национального костюма являлся пояс – белдык. Он шился из шерсти, шелка, бархата и кожи. К поясам взрослых мужчин цеплялись еще и подвесные кошельки, футляры для ножа и пороховницы. Пояса юношей не имели никаких подвесок. На ремне также были пряжки и накладки сердцевидной формы в виде зверей. Пояса для женской одежды, нур белдык, обычно делались из шелка, были более широки и нарядны. В большинстве случаев шились декоративной вязкой.

image

Мужской костюм казахов

Одним из главных элементов мужского казахского костюма выступает островерхий головной убор. Он напоминает саки или шапку древних скифов и называется мураком, или ай-ыркалпаком.

Носят ли дети казахский национальный костюм? Фото для мальчиков в данном случае будет выглядеть намного презентабельнее, чем для девочек. Почему? Все дело в том, что мужчины, независимо от своего возраста, одеваются не только красивее, но и функциональнее. Например, мужские шаровары у казахов имеют так называемые клинья, представленные специальными вставками из овчины, и называются «шалбар-сым». Эти элементы значительно помогают при длительной верховой езде, так как защищают кожу от стирания в длительных кочевках. Кстати, при ношении шаровары заправляют в сапоги.

Камзол казахских мужчин называется бешметом. На талии он стягивается поясом – шекленом. В древние времена кафтаны делались из кожи и окрашивались в яркие цвета. В холодное время года носится утепленная разновидность камзола – кокреше.

Кафтан и шаровары надеваются на нательное белье, которое изготовлено из шелковой или тонкой хлопчатобумажной ткани.

Неизменной частью любого казахского костюма выступает шуба. А ее заменителем у бедных слоев населения продолжает выступать длиннополый халат из войлока, отлично сохраняющий тепло.

Казахская обувь у мужчин и женщин никогда ничем особым не отличалась. Все носили украшенные вышивкой сапоги с небольшим каблуком или кожаные ичиги, которые напоминают носки или чешки.

image

Женский костюм казахов

Женским головным убором у казахов выступает жаулык. Он шьется из белой шелковой ткани и достался казахскому народу от древних тюркских племен.

Некогда на свадьбу женщины надевали на голову особый убор – саукеле, который был богато украшен золотой и серебристой бахромой. Иногда его приготовление занимало целый год. Девушки из хороших семей также носили борик – теплую шапочку, отороченную мехом.

Казахская женская юбка, белдемше, распахивается на две стороны. Поверх нее женщины надевают халат или камзол. Иногда казашки вместо юбки носят платье с расклешенной к низу юбкой – «кулиш койлек», или «жак-койлек» – длинный наряд с отложным воротничком и плиссированной кокеткой.

Женский халат называется шаланом. Зимой он носится с шерстяной подкладкой. Кстати, даже сейчас на свадьбу девушки в Казахстане надевают иногда халат красного цвета.

Верхняя женская зимняя одежда представлена шубой – купе. Она шьется из меха лисьих лап и покрывается сверху узорчатым сатином.

Все виды женской одежды должны были быть богато украшены люрексом, вышивкой и разного рода декоративными элементами.

image

Детские наряды

Особой популярностью и какой-то особой народной любовью пользуется на сегодняшний день казахский национальный костюм для девочки, выкройка которого достаточно незатейлива, а значит, сшить его можно и дома. Кстати, в последнее время наблюдается традиция ношения такого наряда не только во время сценических выступлений, но и в дни государственных праздников, когда улицы заполняются маленькими казашками в традиционном убранстве.

Как же выглядит детский казахский национальный костюм? Фото для девочек, как и для мальчиков (а со стороны мы, к сожалению, можем судить только по картинке), мало чем отличаются от взрослого убранства. В целом он повторяет форму и вид одежды родителей, только представлен меньшим размером.

Исключением выступает разве что наряд для новорожденных – ит койлек. Он шьется немного удлинённым, без окантовок и плечевых швов, из цельной хлопчатобумажной ткани (бязи, ситца или бумазеи).

Казахская обувь

Все мужчины казахи издавна носили кожаные сапожки – коксауыр, сшитые из зеленого цвета шагрени. Ее получали в результате просыпания проса на размягченную кожу и придавливания всего этого каким-либо тяжелым предметом.

Пожилые казахские мужчины носили игич – обувь, на которую при выходе из дома надеваются кожаные калоши кебе. Кстати, далеко не все знают о том, что старинные казахские сапоги никогда не различались на левый и правый и имели заостренные и загнутые к верху носки. Самой примитивной и бедной обувью являлись шокай – сандалии из сыромятной кожи.

Казахский национальный костюм: фото, женский и мужской стиль, основные особенности

Традиционные наряды Казахстана имеют несколько характерных черт. Перечислим некоторые из них:

  • Распашная и приталенная верхняя одежда, которая запахивается на левую сторону вне зависимости от пола.
  • Высокие шапки, украшенные перьями, драгоценными камнями и вышивкой.
  • Женские платья богато украшаются оборками, бахромой и каймой.
  • В ансамбле костюма очень мало цветов.
  • Одежда дополняется своеобразным национальным орнаментом – вышивкой, люрексовыми нашивками, узорчатым тканьем и разного рода ювелирными изделиями.
  • Пошив одежды выполняется с использованием кожи, тонкого войлока, меха, сукна из бараньей и верблюжьей шерсти.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий