Штраймл как он есть Из журнала «Черным по белому», Иерусалим Мы…: ru_judaica — LiveJournal

Для чего нужен национальный костюм? Прежде всего он отражает историю человечества, раскрывает художественное мировоззрение и этнический портрет народа. Например, грузинская одежда воспроизводит традиции и моральные ценности народа. Особенно женская: многослойные рукава, длинный подол, головной убор – каждый элемент являет собой отражение целомудренности.

Грузинский национальный костюм – это также мода (более консервативная), эдакий антипод городскому стилю.

Народные костюмы со временем выдавливались из культуры, сейчас в них выступают лишь фольклорные ансамбли, танцоры, иногда их надевают на свадьбу.

Коротко о главном

От других костюмов грузинский отличает особое франтовство. Национальная женская одежда представляла собой приталенное длинное платье, где лиф был украшен тесёмкой и камнями. Немало внимания уделяли поясу. Роскошный атрибут шили из бархата и украшали вышивкой либо жемчугом.

image

На мужчинах была хлопковая (ситцевая) рубаха, нижние и верхние штаны. Поверх надевали архалук или чоху, которые выгодно подчёркивали статную фигуру и широкие плечи грузина.

Рассмотрим более подробно вопрос о том, как называется грузинская одежда, головные уборы и национальные атрибуты традиционного костюма.

Тот, кто любит чоху, любит свою страну

Именно чоху принято считать наилучшим образцом народного костюма, который объединяет фольклор и традиции Грузии. Это не только мужской костюм, также существует женская вариация.

image

Впервые чоха появилась в конце 9 века в деревнях на юге Кавказа. Название появилось под воздействием персидской экспансии. Чоха переводится как “материя для одежды”. Но чаще его называли “талавари”.

Последние несколько лет чоху надевают не только в качестве свадебного наряда, но и для официальных и торжественных приёмов.

Грузинский национальный костюм: описание

Изначально чоху изготовляли из верблюжьей, овечьей шерсти. Теперь наряд представляет собой приталенную верхнюю одежду из хлопка или искусственной ткани со свободным ниспадающим подолом.

Костюм застёгивают сверху до талии. На груди имеются декоративные вставки в виде газырей. Завершают наряд кожаный пояс, с которого свисает булат из дамасской стали, и аксессуары из серебра.

Рукава в костюме покрывают мужские руки до тыльной стороны ладони и играют больше декоративную функцию. При необходимости их можно закатать до плеч, тогда получится своеобразный характерный для одеяния шарф.

Грузинский национальный костюм чоха выпускается в 6 оттенках. Туристы предпочитают приобретать пурпурный наряд, местные жители выбирают классику – чёрный и белый. Также в продаже имеется чоха серого, бордового и синего цветов.

Где приобрести

Для возрождения национального костюма и напоминания грузинам об их традициях и культуре в 2010 году в Тбилиси была открыта мастерская-ателье по производству чохи. Идея принадлежит двум друзьям: Левану Васадзе и Луарсабу Тогонидзе.

Клиентура ателье – люди, почитающие традиции своего народа, и туристы, желающие приобрести в качестве сувенира костюм грузина.

Ежедневный показатель продаж – 5-6 чох в день. Согласитесь, неплохо, учитывая, что ателье расположено на самой оживлённой столичной улице, где по соседству конкурируют модные магазины и бутики с брендовой одеждой.

От папахи до кабалахи

Каждый регион имеет свой головной убор. Каждый из них отличается размером, цветовой палитрой, орнаментом и даже предназначением. Список самых распространённых головных уборов, которые носили и носят на территории Грузии:

  1. Хевсурская шапка (получила название от одноимённой области). Отличается яркостью, нарядностью и способом отделки. Вяжут её из полушерстяной мягкой пряжи. В орнаменте обязательно присутствие крестов.
  2. Сванская шапка. Грузинский головной убор, сшитый из войлока и украшенный тесёмкой. Носят шапку в горной части страны (Сванетии). В летний сезон она предохраняет от жаркого солнца, зимой согревает голову.
  3. Кахури, или кахетинская шапка. Бывает в двух расцветках: чёрная и белая. По внешнему виду напоминает сванскую шапку.
  4. Кабалахи – конусообразный мегрельский головной убор, сшитый из тонкой шерстяной ткани. Имеет длинные концы и кисть на капюшоне.
  5. Папаха – это не головной убор, а гордость и честь любого кавказца. Шапку изготовляют из каракуля либо овечьей шерсти.
  6. Чихтикопи. Женский ободок, расшитый бисером, и с фатой.
  7. Папанаки. Имеретинский оригинальный головной убор. Четырёхугольная либо круглая маленькая шапочка, сшитая из сукна, расшитая тесьмой, имеющая подвязку под ободком.

Грузинский женский национальный костюм

Разнообразие традиционных нарядов объединяло одно: схожие черты. В мужском костюме преобладает строгость, в женском – грация и элегантность.

Девушки из богатых семей носили картули (длинное платье) из атласа и шёлка. В основном они были красного, зелёного, белого и синего цвета. Что касается катиби (верхняя одежда), то она шилась исключительно из бархата, снизу имелась ватная либо меховая подкладка.

Распространённый головной убор – лечаки – состоял из вуали из белого тюля и ободка. Поверх надевалась багдади (тёмная косынка), которая скрывала лицо грузинки. Замужние женщины также надевали лечаки, но один конец обязательно должен был покрывать их шею.

Туфли у богатых девушек были особой модели. У них отсутствовал задник, в основном они были на каблуке и с загнутыми носами. Грузинки низших сословий не могли позволить себе такой роскоши и носили кожаные лапти.

Аджарский костюм

Коротко об их традиционном костюме: без излишеств. Действительно, посмотрите на фото и вы всё поймёте. Всё выглядит красиво, а главное – рационально.

Мужской костюм состоит из рубахи и скроенных особым способом шаровар из шерсти или чёрного сатина. Просторный верх и узкий низ штанов не стесняли движений джигита. Поверх рубахи надевали жилетку в тон шаровар. Самой узнаваемой и одновременно дорогой частью мужского костюма считалась чоха с воротником-стойкой и рукавами до середины локтя. Подпоясывали чоху кожаным ремнём или ярким кушаком. Завершали образ джигита патронташ, кинжал и ружья.

Невероятно красив и функционален женский костюм. Состоял он из длинной, до щиколоток, рубахи синего или красного цвета и шаровар. Поверх аджарка надевала распашное платье из оранжевого ситца. Дополнял национальный костюм шерстяной передник. Голову грузинки украшал ситцевый платок, угол которого обязательно отбрасывался через плечо, покрывая шею. Поверх надевали ещё один платок, скрывавший большую часть лица. С 12 лет аджарки-девочки надевали белую чадру, которой прикрывали лицо.

Мужской национальный свадебный костюм

Это сейчас молодожёны выбирают на бракосочетание европейский вариант наряда, но свадебный грузинский национальный костюм у каждого региона был свой.

Мужской костюм состоял из трёх элементов: рубахи, штанов и черкески. Рубашка шилась из белого льна, черкеска – из шерсти, приборного сукна, а штаны – из кашемира, дубль-сатина. На ноги обували чёрные высокие сапоги из мягкой кожи. На богато украшенном серебром чёрном поясе висели маслёнка и кольцо для кинжала, рукоятка которого обрабатывалась под слоновую кость.

Поверх белой сорочки с воротником-стойкой надевали расшитый золотом плащ. Рукава его обязательно были разрезанными для удобства движений в танце.

Женский наряд

У грузинки наряд для бракосочетания состоит из головного убора с вуалью и платья. Первый шьют из шёлка или атласа. Расцветка должна быть самой нежной: от розового до светло-голубого. Свадебное платье обязательно должно быть с двойным рукавом, а талию грузинки украшает богато расшитый пояс. Иногда его декорируют рисунком. Но он обязан быть в тон наряда.

Нижний рукав и грудную область вышивают золотой мишурой, шелками или бисером. Манжеты и пояс обычно состоят из другого материала – более тяжёлого. Открытый рукав, грудку, лопасти пояса украшают мишурой серебряного цвета. Иногда свадебное платье декорируют петельками и пуговицами-шариками.

На головной убор накладывают ленту и покрывают лёгкой тканью. Ободок расшивали особенно богато: мелкими жемчугами, бисером, золотом, шёлком. Лёгкая ткань, выполняющая функцию вуали, была из расшитого рисунком тюля. Края обрамляли кружевом либо вырезали зигзагом. Волосы невесте заплетали в косу. Нередко её украшали мелким жемчугом.

Единственное, что осталось неизменным спустя столько веков – обувь. Грузинская невеста была в белых туфлях на высоком каблуке.

Национальная одежда – своеобразное зеркало, отображающее историю народа. Ведь, изучая традиционные наряды, познают культуру, обычаи и традиции. Даже по одной ткани можно было определить, из какого региона приехал человек.

Как видите, грузинский народ во все времена стремился выглядеть со вкусом и изысканно, глядя на фотографии национальных костюмов, несложно определить, что сыны Кавказа отличаются строгостью и мужественностью, а грузинки – грацией и строгостью.

Продолжение моего поста – Пейсы, чалмы и корсеты как элементы военной формы. Любая мужская мода или деталь гардероба всегда берет свое начало из военной формы. В свою очередь,любая деталь  военной формы очень функциональна и призвана,прежде всего, защищать солдата. Сегодня набрел на пост:Великое противостояние 1812 года. Гусары Великой Армии Наполеона. Французы. Текст из поста: В противостоянии с русскими полками были замечены 5-й, 6-й, 7-й, 8-й, 9-й и 11-й полки – все они, кроме 11-го гусарского, приданного 3-му пехотному корпусу маршала Нея, входили в состав 1, 2 и 3-его резервных кавалерийских корпусов, подчинявшихся маршалу Мюрату. Каждый французский гусарский полк состоял из четырех эскадронов, а эскадрон – из двух рот численностью по 125 человек. Численность полка в идеале составляла 1000 гусар. Все роты полка (кроме 1-й) назывались центральными, а вот 1-я рота – элитной. Это была особое отборное подразделение, в которую назначались самые крутые бойцы, проявившие себя в бою. Элитные роты являлись резервом командира и главной ударной силой гусарских полков. Попасть в такое подразделение было крайне престижно. Участники элитных даже рот внешне отличались от остальных гусар тем, что носили не кивера, а медвежьи шапки со шлыком и красным султаном, которые назывались кольбак. Правда зачастую офицеры нарушали форму одежды и носили кольбак, даже если никакого отношения к элитной роте не имели. А вот знаменитый у ранних французских гусар “аксессуар” – косичка, почти исчез. Вплоть до 1810 года каждый гусар заплетал по косичке перед каждым ухом и отращивал огромные висячие усы. К косичкам (их называли cadenettes) подвешивались кусочки свинца, чтобы они висели вертикально. Ветераны использовали вместо свинца золотые монеты — заодно и запас на черный день 🙂) Так вот эти косички были вот такими, как в фильме Ридли Скотта- Дуэлянт. Он как раз рассказывает о французских гусарах времен наполеоновских войн. Там же были показаны и меховые шапки. На первом рисунке и в фильме хорошо видно, что косички были под рантом- ремешок (на полевых фуражках, например, он называется также «подбородным ремешком»). В данном случае рант — витой шнур-филигран. И все это способствовало защите лица гусара от ударов саблей, в том числе и витой шнур-филигран .Плюс эта длинная косичка завязывалась под подбородком и не давала ранту натирать кожу лица во время переходов или длительного ношения меховой шапки. Уверен, такие косички носили очень многие солдаты того времени, не только гусары. Как и меховые шапки. Вам это ничего не напоминает? Это пейсы и меховые шапки у хасидов. Как правильно заметил юзер : Хасиды это молодая секта, появившаяся в конце 18 века. Штраймлы и пейсы- это карго-культ снятый с богатых и могущественных белых господ( офицеров) Я же говорю, ничего не исчезает, все имеет в своей основе сугубо функциональную основу, пусть даже и напрочь забытую сегодня. Кстати потом для того же самого служили пышные бакенбарды. У многих бакенбарды еще и соединялись под подбородком, что бы  ремешок от фуражки не натирал лицо. Скобелев, Михаил Дмитриевич. Гравюра I половина 1870-х гг. Александр Македонский на помпейской мозаике. По наводке рисунки каких то турецких солдат с пейсами,точнее одного и того же, только по разному нарисованного.Посмотрите, у него же одежда, как он держит саблю. и все остальное очень похожи:

(конец ХIX — начало ХХ в.)

Шапки.

 Головной убор во все времена являлся неотъемлемым атрибутом костюма горских мужчин. В частности, папаха всегда была для горцев символом достоинства. Об этом свидетельствуют бытующие среди вайнахов пословицы и поговорки,  зафиксированные нами в ходе сбора полевых данных: «Мужчина должен беречь две вещи — папаху и имя.

Папаху сбережет тот, у кого на плечах умная голова, а имя сбережет тот, чье сердце в груди горит огнем»; «Шапку носят не для тепла, а для чести»; «Не мужчина тот, кто не может сберечь честь своей папахи». Хочется особо отметить, что для вайнаха не было подарка значимее, чем папаха. И поэтому  она у него должна была быть самого лучшего качества, на ее приобретение не жалели денег. Уважающий себя мужчина появлялся на людях неизменно в папахе, ее не принято было снимать даже в помещении. Чеченцы и ингуши традиционно брили голову, что способствовало обычаю постоянно носить головной убор. Молодой чеченец или ингуш начинал брить бороду в возрасте 16-17 лет и оставлял усы — мекхаш. День первого бритья считался датой его вступления во взрослую жизнь.

Согласно этнографическим материалам, вайнахи носили шапки следующих типов: кхакхан куй — меховая шапка, холхазан куй — каракулевая шапка, жа1уьнан куй — пастушья шапка.

{gallery}golovn,single=arsanovy.jpg,height=265,width=200,iptc=0,salign=right{/gallery} На фотографии: Якуб и Юсуп Арсановы. Фото из семейного архива Арсановых

Чеченцы и кисты называли шапку — куй, ингуши — кий,  грузины — куди.  По мнению Ив. Джавахишвили, термин куди заимствован из персидского языка, в котором худ означает «шлем»1.

У чеченцев и ингушей  головные уборы разделялись по материалу и форме: папаха (шапка, целиком изготовленная из меха; а также шапка с меховым околышем и верхом из сукна и бархата); шапка, сшитая из овчины со стриженым мехом; шапка, сшитая из цветной ткани; войлочная шляпа; башлык.

«Материалом для изготовления папах, — пишет Студенецкая, – служили овечьи шкуры разного качества, а иногда и шкуры коз особой породы. Теплые зимние папахи, а также пастушьи папахи делали из овчины с длинным ворсом наружу, часто подбивая их овчиной с подстриженной шерстью»2. Такие папахи были теплее, лучше защищали от осадков. Для пастуха лохматая папаха часто служила и подушкой.

Парадные варианты папах изготавливались в Чечне в основном из курпея (мелкий кудрявый мех молодых барашков) или из привозного каракуля. Каракулевые шапки называли «бухарскими» (каракуль привозили из Средней Азии). Ценились также папахи из меха калмыцких овец. «У него пять шапок, все из калмыцкого барашка, он изнашивает их, кланяясь гостям». Это хвала не только гостеприимству, но и богатству».3

В Чечне шапки делали довольно высокими, расширенными кверху, с выступающим над бархатным или суконным верхом околышем. (У ингушей они были ниже, что, видимо, объясняется влияние формы шапок, бытовавших в соседней Осетии). По мнению авторов — А.Г. Булатовой, С.Ш. Гаджиевой, Г.А. Сергеевой, — в 20-х годах XX века по всему Дагестану распространяются папахи с несколько расширенным верхом (высота околыша — 18см, ширина основания — 20, верха — 26 см), которые шьются из мерлушки или каракуля, верх – матерчатый (из сукна или бархата ярких тонов)4. Особенно ценилась папаха  из золотистого каракуля.

{gallery}golovn,single=arhiv-musaevoi.jpg,height=287,width=200,iptc=0,salign=left{/gallery}Фото из архива Мусаевой З. (Журнал «Нана»)

Аварцы Салатавии и лезгины называли описываемый головной убор «чеченской папахой», кумыки и  даргинцы –  «осетинской», а лакцы – «цудахарской» (вероятно потому, что мастерами-шапочниками были в основном цудахарцы).

Состояла папаха как бы из двух частей: простеганной на вате матерчатой шапочки и прикрепленного к ней с внешней стороны высокого (16-18см), расширяющегося кверху (в самой широкой части – до 26 см) мехового околыша. Кавказская каракулевая папаха была и остается по сей день любимым головным убором чеченских и ингушских стариков.

Также среди вайнахов бытовала шапка, сшитая из овчины со стриженым мехом. Носили ее мехом вовнутрь.

В Чечне и Ингушетии до сих пор весьма популярен мужской головной убор типа тюбетейки (чеч. – пиэс; инг. — феск), сшитый из ткани и украшенный кисточкой (молла, к1ужал).

Войлочные шляпы. У вайнахов бытовали также войлочные  шляпы, хотя и были они менее популярны, чем у соседних народов (осетин, кабардинцев, народов Дагестана). Носили их в основном весной и летом во время полевых работ. Чеченцы называли такие шапки мангалан куй (шапка косаря). Изготовляли войлочные шляпы из валяной шерсти в основном белого цвета. Верх шляпы имел форму полусферы, поля были большие, мягкие.

Башлык (чеч. – башлакъ). Башлык являлся элементом национальной одежды у всех народов Северного Кавказа. Само слово «башлык» — тюркского происхождения (баш – голова). Об этом говорит в своей работе и Ив. Джавахишвили:5 «Башлуг1 — турецкое слово», — отмечает он. Причем термин этот употребляется практически всеми народами Кавказа без каких-либо значительных изменений. Форма башлыка была, в общем, одинаковой у всех народов Кавказа, имелись лишь локальные отличия в пошиве и покрое. Башлык – это теплый головной убор с длинными закругленными концами, надеваемый поверх шапки. Кроили его из сложенной вдвое ткани, а сшивался он сзади. Шили башлык из домотканого и фабричного сукна. Богато украшенный башлык был неотъемлемым атрибутом наряда жениха. Башлык служил достойным подарком, его дарила невестка родственникам мужа. В этом случае его положено было расшить как можно красивее. Башлыки шили из белого, черного, серого или крашеного сукна. Украшали их галуном, золотым шитьем, шелковой тесьмой, кисточками из разноцветных ниток. В настоящее время башлык, этот оригинальный элемент горской одежды, к сожалению, вышел из употребления, но остается полноправной частью этнического костюма участников художественной самодеятельности и профессиональных артистов.

_________ 

Литература:

2 Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII – XX вв.- М. Наука. С.113.

3 Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII – XX вв.- М. Наука. С.113.

4 Булатова А.Г., Гаджиева С.Ш., Сергеева Г.А. Одежда народов Дагестана. – Пущино. 2001. С.86.

5 Джавахашвили И.А. Указ. соч. С.145.

Гарсаев Л.М., к.и.н. Гарсаева М.М.,ст. преп. ЧГПИ

Журнал «Нана» 2009-10

Каждый, кто хотя бы раз видел традиционный грузинский кафтан, обращал внимание на то, что у них есть какие-то загадочные кармашки на груди. Выглядят они очень круто, но какую функцию выполняют? Даже дети предполагают, что туда кладут патроны. На самом деле все не так или не совсем так. Посмотрим же на кафтан поближе. Называются эти кармашки газырница. /Фото: hystory.mediasole.ru.Черкеска – русское название традиционного кафтана, который широко распространен не только в Грузии, но и на Кавказе в целом. Кроме того, эту одежду носили кубанские и терские казаки. Как повседневная одежка черкеска сегодня фактические не используется, оставаясь праздничной и парадной. Но что же с загадочными кармашками, которые уже давно стали неотъемлемым атрибутом данного вида одежды? Декоративные газыри в газырнице. /Фото: hystory.mediasole.ru.В действительности это патронташ. Называется данная нагрудная сумка газырница потому, что в нее кладут газыри (тюркский «готовый»). Состоит газырь из порохового заряда (чаще всего бумажного) и пули. Использовались газыри в огнестрельном оружии до появления привычных современному человеку патронов. Суть в том, что заложить готовый бумажный заряд в ружье было проще, быстрее и безопаснее для самого стрелка, нежели сыпать и утрамбовывать порох. Выглядит красиво. /Фото: kavkazdom.ru.Однако, с развитием огнестрельного оружия бумажные патроны ушли. Необходимости в газырницах также не осталось. Тем не менее, данный атрибут одежды был настолько стильным и узнаваемым, что остался в качестве парадного элемента. Сегодня в газырницы закладывают декоративные газыри из металла или кости покрытые серебром. В продолжение темы для чего у французских моряков на бескозырке красный помпон и не только.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Штраймл как он есть Из журнала «Черным по белому», Иерусалим Мы расскажем о секретах хасидских субботних головных уборов – штраймл. Что это такое, из чего делаются, откуда они вообще взялись? Почему его носят по субботам и праздникам? В чем разница между штраймл, “колпиком” и “сподиком”? Как и почему штраймл стал еврейским символом? История головного убора позволит нам окунуться в далекое прошлое. Одному бедному хасиду нужно было жениться, а штраймл у него не было. Что делать? Вещь это дорогая. Он пошел к своему адмору – лидеру общины. Тот стал обходить евреев с просьбой – пусть каждый отрежет от своего штраймла маленький кусочек, и тогда этому человеку хватит меха. С тех пор в этом местечке евреи ходили в штраймлах с отрезанным хвостом. Раньше над этими людьми в других местах смеялись – вон, в обрезанном штраймле ходит, но когда узнали в чем дело, этих людей стали уважать. Это – лишь одна из множества легенд о традиционных хасидских праздничных головных уборах. Откуда они взялись? Одна из версий гласит, что во времена изгнания евреев из Испании их хотели унизить, заставляя носить на голове мех “нечистого животного” – лисий хвост, дабы отличать евреев от других народов. Но евреи превратили этот “знак позора” в “знак отличия”. То же ведь случилось и с магендавидами, которые заставляли носить евреев. Сколько шкурок идет на штраймл – столько и легенд о них сложено. Нет, легенд, пожалуй, больше. Говорят, что основатель хасидизма Бааль шем Тов носил кроме штраймл, еще и чалму. По другой легенде – меховые шапки из дорогого меха носили богачи и аристократы, а евреи просто переняли эту моду. – После раздела Польши значительная ее часть перешла к России, – говорит рав Исраэль Глис, – евреи оказались в “черте оседлости”, и им было запрещено носить штраймл. Поэтому, когда евреи вырвались из России, то первым делом они надели штраймл как символ свободы. Это – лишь некоторые из легенд, которые окружают эти традиционные головные уборы. Впрочем, подобные меховые шапки носили не только хасиды. История рассказывает, что похожие головные уборы носили последователи виленского гаона. – Однажды, говорит легенда, виленский гаон – рав ГАРА – сидел за субботней трапезой и ел кугл. К нему подвел отец своего сына-жениха и попросил рава благословить его. подошел еврей в меховой шапке, и попросил рава благословить его. Окружающие заметили, что рав не снял своей рукой с жениха штраймл, а положил руку ему на шапку, таким образом, ученики решили, что и меховая шапка получила благословение. Вот еще одна легенда. Однажды раби Шахна играл с князем Радзивиллом в шахматы и проиграл ему свой штраймл. Как ни просил раби, князь не возвращал ему шапку. А тут пришло время дочь замуж выдавать. И пока не собрались евреи, и не купили раби Шахна новый штраймл, он не мог выдать дочь замуж. Отсюда можно сделать вывод, что в те времена штраймл считался священным предметом. На многих картинах евреев изображают в штраймл, и этот головной убор стал отличительным предметом евреев. Когда принц Фридрих, сын немецкого императора Вильгельма, прибыл в Иерусалим, на нем была шапка, похожая на штраймл, только вместо черной кожи верх был из красного бархата. Отсюда можно сделать вывод, что штраймл был принадлежностью высшей аристократии. Одно из правил еврейской общины “прушим”в Иерусалиме гласило: ” Отец невесты обязан подарить жениху штраймл из лисьего меха”. В Иерусалиме принято покупать мальчику штраймл на бар мицву. Когда-то этот головной убор был верным показателем экономического положения его владельца. Правда, и теперь этот головной убор стоит немалых денег. Бедные носили штраймл из необработанных хвостов. Такие шапки были тяжелыми, и можно было посчитать, сколько там хвостов. А по бедности носили и штраймл из простого овечьего меха. Лучше такой, чем никакого. Люди среднего достатка носили лисьи штраймлы, а богатые – из соболя (на идиш – сойбл, на иврите – цобел). Штраймл время от времени видоизменялись, на них тоже была своеобразная “мода”. Самые скромные модели представляли обычную кожаную шапку с обернутым вокруг нее одним лисьим хвостом. Некоторые носили шапки из 13 хвостов – по числу 13 “мидот рехамим” – мер милосердия. Было также 18 хвостов – по гиматрии числа חי – жизнь, или 26 – по гиматрии одного из имен Г-спода. В каждой общине – своя модель, и по виду штраймл, можно определить, к каким хасидам относится владелец. Ружинские хасиды, к примеру, носят штраймл с высокой тульей. Такую носил руководитель их общины – АДМОР. У вижницких хасидов на штраймл больше хвостов, и выглядит такой штраймл пышнее, но и тяжелее. Помимо штраймл, есть еще и “колпик”. Такую шапку носят на торжественные мероприятия, которые проходят в будни дни, дабы отличать их от субботы. Колпик делается не из хвостов, а из шкуры соболя. Евреи Польши носили также “сподик”. Эта шапка шьется из более дешевого меха, чем штраймл. Такие шапки носили польские хасиды еще 200 лет тому назад. На антисемитский карикатурах и картинах, изображающих жизнь евреев, тоже нередко появляется штраймл. До сих пор это – один из отличительных признаков евреев. В некоторых общинах были споры – нужно ли носить штраймл? Цадики и гаоны разных стран придавали этому головному убору особое значение. Секреты “штраймлмахеров” Изготовитель штраймл – профессия редкая, передается от отца к сыну. В институтах этому не учат. Считается, что постороннние не должны присутствовать при изготовлении этих предметов. Поэтому вы никогда не увидите вывеску “Штраймл”. Дверь мастерской выглядит как дверь обычной квартиры, нередко там наклеены какие-нибудь плакаты – “пашквили”. Располагается мастерская часто в подвале, вдали от посторонних глаз. Вывеска на двери может совершеннно не соответствовать цели заведения. Делается это сознательно – такова уж традиция. Мастерские открыты для посетителей с 5 до 7 вечера, но прийти туда просто так, с улицы, невозможно. Нужна рекомендация. Считается, что изготовители штраймл – это особая категория людей – добрые, приветливые, любители рассказывать “майсы”, но когда доходит до производственных секретов, они, разумеется, хранят полное молчание. Производственные секреты передаются лишь от отца к сыну. Работа, разумеется, полностью ручная, и окружена таинственностью. Много времени потратил израильский журналист, чтобы найти и поговорить с мастерами этого ремесла. Однако, все его попытки “разговорить” мастеров штраймл кончились неудачей. Те упорно хранили молчание, не желая раскрывать своих секретов постороннему. И вот, наконец, он удостоился аудиенции у мастера. Это был Тувье штраймлмахер – один из немногих штраймлмахеров в Иерусалиме – раби Моше Тувье Гринцвайг, в роду которого – несколько поколений изготовителей этих головных уборов. Сегодня производятся два вида штраймл – из соболя и более дешевые – из “мердера” (куница). Соболя называют жемчужиной тайги. Некогда почти истребленный, ценой огромных усилий он был сохранен, размножен и расселен. В сибирской тайге от Урала до Тихого океана теперь живет несколько сотен этих ценных зверьков. Раньше тысячи шкурок соболя вывозились в Европу и Америку, где они ценились буквально на вес золота. Соболя с каждым годом становилось все меньше и меньше. Теперь стали разводить соболей в питомниках. Зверюшки стали в клетках приносить слепых соболят, едва покрытых беловатой шерстью, которая через некоторое время сменяется удивительно красивым темным мехом. Канадский соболь считается лучше и дороже русского. Шкурки направляются в один из мировых центров торговли мехами, на аукционы, откуда расходятся по всему миру. – Для штраймл далеко не всякая шкурка годится, к меху предъявляются особые требования. Он должен быть легким, пушистым, волоски не должны выпадать. При этом нужно учитывать и особенности нашего климата. Мех соболя бывает разного цвета – голубой, серебристый. Лучшим для штраймл считается темно-коричневый мех – говорит мастер Моше Гринцвайг. Для того, чтобы стать настоящим мастером, нужно много лет учиться. Изготовление штраймл предусматривает множество операций – от раскроя меха до пошива самой шапки. Большинство штраймл шьется на заказ для конкретного клиента, с учетом его пожеланий и возможностей. Вопреки распространенному мнению, в штраймл летом не жарко, благодаря хорошей вентиляции кожаной основы. Главный секрет хорошего, дорогого штраймла – легкость. Дело в том, что шкура и мех – довольно тяжелые, и существует немало профессиональных секретов обработки шкурок. Она выделывается особыми веществами, состав которых хранится в секрете. Процесс этот довольно долгий. Такой способ обработки принят в США. Благодаря этому способу штраймл получается легким, “воздушным”, и служит долго, не теряя формы и внешнего вида. Таким образом, чем шраймл легче, тем он дороже. Ну, а самый простой и дешевый способ – приклеивание шкурки на основу. У нас в Израиле, – сокрушается мастер, – к сожалению, привыкли к такому способу, хотя такой штраймл не гнется, выглядит деревянным, твердым. Опытный человек сразу видит, какой на человеке штраймл – простой или выделанный по всем правилам. Как выбирать штраймл? Прежде всего, нужно обращаться к мастеру с хорошей репутации, а не к случайному человеку. Однако, у известного мастера и цена намного выше. В хорошо выделанной шкурке волоски меха не выпадают, и служит она гораздо дольше. Дорогой, хорошо выделанный штраймл передают от отца к сыну, он может жить несколько поколений. У хасидов хранятся штраймлы известных адморов. Эти шапки не потеряли своего вида до сих пор. Штраймл – предмет не из дешевых, стоит он от 1800 до 2500 долларов, в зависимости от ценности меха и способа обработки. Мех становится все дороже, поэтому и цены на штраймл постоянно растут. Штраймл, который стоил 10 лет тому назад 1000 долларов, теперь может стоить вдвое больше. Несколько лет тому производители “сподиков” решили разом поднять цены на свой товар. Узнав об этом, гурский адмор пригрозил – если цены будут повышены, то он придет в синагогу в субботу в обычной, будничной шляпе. Угроза подействовала. Да и куда поднимать цены – сподик и так стоит 700-800 долларов. Почему штраймл стоит дорого? На этот вопрос производители отвечают уклончиво. Возможно, это – часть общей политики недопущения посторонних в святая святых. Но кое-что все же удалось узнать. Цены на этот товар повышаются организованно, сразу по всей стране. Это говорит о том, что между производителями существуют хорошая связь. Рав Шломо Этингер, владелей сети производства Штраймл “Штрайхман”, объясняет: – А штраймл и не может быть дешевым. Помимо стоимости меха, самого по себе дорогого, сюда включается и стоимость дорогостоящей высококвалифицированной ручной работы. Есть штраймл, на которые идет 100 шкурок животных. Если на изготовление хорошего штраймла уходит 40 часов работы по цене 40 шек. в час, легко посчитать, во что обойдется только одна работа, не считая меха. А на предприятии “Штрайхман” на изготовление штраймла уходит более 60 часов работы. Раньше все определялось просто – чем больше хвостов пошло на изделие, тем оно дороже. Теперь же существует еще множество факторов, влияющих на цену. Перед покупкой или заказом такой дорогой вещи , которая приобретается, как правило один раз, знающие люди советуют взять с собой человека, который в этом разбирается. Журнал можно приобрести в Иерусалиме, ул. Агрипас 10, магазин «Гешарим» Распространение журнала: Израиль 02 580 6556 Канада 514 3439051 США 773 7647661 Германия 30 6283218

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий