Женские причёски и стиль 50-х годов: что было модно тогда и актуально до сих пор

image

Нынешний век ворвался в нашу жизнь, ломая устои и сметая с пути старые понятия о моде. Стремительный бег времени заставил стилистов задуматься о создании образа деловой женщины. Фантазии и креативного мышления им не занимать. Но не дают покоя женские стрижки 50-х годов. На фото женские головы украшают яркие, необычные и всегда узнаваемые прически, отголосок эпохи нежности и сексуальности.

Немного истории

Внешний вид прически 50-х годов начинал формироваться еще с 30 – 40-х годов прошлого века. Но страшная мировая война резко изменила направление развития женской моды. Кризис заставил женское население планеты много работать. Стрижки были практичные, сообразные стилю жизни.

Но закончилась война, девушки вернулись от станков домой. Пришло время заняться своим внешним видом, в том числе и волосами. Настоящий прорыв произошел в области женских причесок 50-х годов. На фото хорошо видны новые направления стиля. Модницы стремились к безупречности, продумывался каждый штрих, любая деталь. Жизнь диктовала свои условия, нужно было выглядеть модно и стильно с самого утра.

Большой вклад в историю женской прически внес Кристиан Диор, его новый стиль New Look. Несмотря на огромное количество критиков и недовольных домохозяек, необычный стиль завоевал мир моды. На его основе разрабатывались дорогие наряды, шикарная обувь и эффектные прически 50 – 60-х годов. Укладки стали сложными, хотя и не считались вечерними. Атмосфера праздника стала повседневной нормой. Шикарные аксессуары, макияж и манера поведения в обществе сводились к естественности, красоте и вниманию к мелочам.

image

Самые популярные стрижки

Наиболее популярными считались кинематографические женские стрижки 50-х годов. На фото женских модных журналов публиковали актрис, ставших кумирами миллионов женщин. Им подражали во всем, особенно часто копировались укладки.

  • Очень популярной и узнаваемой была завивка на светлые локоны под Мерилин Монро. Основой укладки является каре на средние локоны с удлиненной челкой.
  • Конский хвост также приобрел популярность в середине прошлого века. Он обязательно начесывался.
  • Пучок, уложенный снизу, носили учителя и работники офисов.
  • Под мальчика. Очень короткая стрижка, смотрится легко и подходит стройным девушкам. Выгодно подчеркивает глаза и красивую шею.

Варианты стрижек на длинные локоны

Длинные пряди, красиво уложенные в замысловатую прическу, выгодно подчеркивают все достоинства юных леди и женщин в возрасте.

  • Начес. При работе над укладкой необходимо искусственно создать объем волос. Начесываются абсолютно сухие локоны, фиксируются небольшим количеством лака. При работе металлические расчески применять не рекомендуется. В результате получается эффектная прическа.
  • Длинный хвост с начесом. Смотрится элегантно и в узнаваемом ретро стиле. Делается просто и легко корректируется. Передняя прядь закручивается на валик, фиксируется шпильками и обрабатывается лаком. Увлажненные локоны на задней части головы накручиваются на бигуди большого размера, выдерживаются полчаса и расчесываются гребнем.
  • Тиффани или ракушка. На темени завязывается высокий хвост, подтягивается вверх и на небольшом расстоянии от основания фиксируется второй резинкой. Наклоненные вперед волосы закрепляются перед второй резинкой. Остаток локонов откидывается назад, их нужно прихватить на затылке. Челка небрежно укладывается на лбу, вся прическа обрабатывается лаком. Украсить можно небольшой диадемой.
  • Пудель. Был очень популярен небольшой период времени. Эффектная прическа выгодно обрамляла контуры лица, а ниспадающие закрученные локоны часто заводились на бок.

Стрижки средней длины

Средняя длина волос позволяет делать оригинальные стрижки. Добавив немного фантазии, можно подобрать эффектную стрижку для любого типа лица, возраста и телосложения. Женские прически 50-х годов на средние волосы (фото далее) довольно разнообразны. Рассмотрим наиболее популярные.

  • Каре на ножке. Отличительной чертой стрижки является открытая шея и объем волос на макушке. Благодаря чему девушка может подобрать множество аксессуаров для украшения открытых зон. Бусы, колье, шейные платки и косынки. Подходит для любого овала лица, формы головы и густоты локонов. Цвета окраски темные. Челка любой формы и длины.
  • Укладка в стиле Монро. Цвет блонд и крупные кудри. Это сочетание создало незабываемый и сексуальный образ звезды экрана 50-х годов. Сотни тысяч поклонниц носили легендарную прическу, сделав ее самостоятельно. На влажные волосы наносится укладочное средство. Локоны накручиваются на бигуди большого размера, сушатся, расчесываются и фиксируются лаком.
  • Ракушка. Неплохой вариант для работы в офисе, учебы и веселой вечеринки. Имеет много вариантов, легко укладывается и легко украшается различными аксессуарами. Хороший выбор для обладательниц тонких и ослабленных прядей.

Прошедший век оставил в наследство современным девушкам прически 50 – 60-х годов. На фото женские головки смотрятся на удивление актуально.

Короткие стрижки

Эмансипация внесла свою посильную лепту в бурный процесс создания образа стильной девушки. Прекрасная половина надела мужские брюки и рубашки, села за руль автомобиля и задымила сигаретами. Стрижки стали ультракороткими и смотрелись как вызов обществу.

Легко узнать таких модниц по прямым и очень коротким прядям, гладким челкам и элементам красивого беспорядка на голове. Большое влияние на выбор короткой стрижки, особенно среди молодежи, оказали модные журналы и кинофильмы. Можно выбрать несколько вариантов женских причесок 50-х годов (с фото). Как сделать на короткие волосы, рассмотрим далее:

  • Холодная волна. Локоны накручиваются на бигуди большого диаметра от лица к затылку. Освободив пряди от бигуди, нужно их аккуратно расчесать, формируя мягкие волны. Боковые волосы подкручиваются плойкой и оттягиваются вниз. Эффектно смотрится такая стрижка, украшенная обручем.
  • Гарсон. На вид простая и незамысловатая укладка преображает лицо, выгодно подчеркивая форму глаз, овал лица и красивую шею. Рекомендуется стройным девушкам, стремящимся изменить свой стиль и образ жизни. Работа над прической не занимает много времени и просто корректируется.
  • Паж. Стрижка стала визитной карточкой французской певицы Мирей Матье. По сей день она не изменяет своему стилю. Поклонницы великой артистки с удовольствием подражают ей и выглядят великолепно.

Прически рокабилли

Музыкальный стиль рокабилли, смесь рока и кантри, стал глотком чистого воздуха для любителей праздничной феерии, новых звуков, красок и ощущений.

За время войны и экономического кризиса серость будней порядком надоела жителям городов и сел. Король стиля Элвис Пресли сразу поднялся на музыкальный Олимп. Его прическа не оставила равнодушными поклонниц рокабилли. Подобное увлечение перешло в отдельное направление модных причесок. Предприимчивые парикмахеры заполонили новыми моделями стрижек журналы и рекламные постеры.

Прически, особенностью которых стали гладко зачесанные бока и объемный верх, стали носить женщины, мужчины и даже дети. Основные черты стиля:

  • Большое количество бриолина.
  • Высокие начесанные челки.
  • Банты и банданы.

Иконой рокабилли по праву считается фотомодель Бетти Пейдж. Ее укладка до сих пор популярна среди почитателей таланта актрисы. Темные локоны, плавные линии и характерная челка являются главной особенностью такой прически. В наше время эстафету Бетти приняла Дита фон Тиз со своим эффектным пучком поверх укладки с локонами.

Стиляги

Законодателями моды на прически считались Америка и Западная Европа. Стиляги с удовольствием носили женские стрижки 50-х годов. В СССР, находящийся за “железным занавесом” политических разногласий, также подул ветер перемен. Желание красиво одеваться, слушать запрещенную музыку и носить на голове не полубокс, а модную прическу пересилило страх перед комсомольскими патрулями с ножницами. Молодежь выстрадала право на новую жизнь. Укладки стиляг можно узнать по признакам:

  • Челка идеально гладкая.
  • Яркие ленты, платки, заколки.
  • Использование огромного количества мусса для волос.
  • Пышные начесы.
  • Пряди необычных цветов.

Для волос средней длины особенно популярным считался “венчик мира”, эту укладку носила основная масса стильных девушек. Прическа средней сложности, но при большом желании украсить свою голову таким шедевром вполне возможно.

  • Перед началом работы нужно как следует вымыть и высушить голову.
  • Зоны макушки и затылка разделяются пробором.
  • Локоны на затылке делятся на три части.
  • Верхние две части начесываются в направлении макушки.
  • Нижнюю часть начесывают, фиксируют резинкой и укладывают вниз.
  • Верхние части укладывают в форме шестерки и закрепляют.
  • Проводится визуальный осмотр, выявляются и устраняются мелкие недочеты.
  • Окончательный вариант прически обрабатывается лаком.

Стрижки стиляг всегда узнаваемы, их обладатели выглядят ярко, необычно и всегда аккуратно. Эту молодежную субкультуру характеризует стремлением к свободе и проявление своей индивидуальности. Не стоит забывать, ориентируясь на своих кумиров из кинофильмов, можно совершить ошибку и выглядеть смешно и нелепо. В кино всегда присутствует преувеличение и гротеск. Стильная футболка, классические джинсы, кеды и красивые прически 50-х – это и есть настоящий стиляга.

Женские стрижки 50-х в современной моде

Желание сменить прическу и таким образом кардинально поменять свой имидж, стиль жизни и избавиться от различных комплексов, есть у большинства из нас. Семейные проблемы, неурядицы на работе остаются в прошлом вместе со старой стрижкой. Ретро стиль не первый сезон в тренде. Каре, конский хвост, пикси, и еще множество вариантов укладок можно увидеть не только на подиумах, но и в жизни. Особое внимание необходимо уделить каре и его вариантам. Это прически в стиле 50-х годов. От фото Шарлиз Терон невозможно оторваться. Ее каре – идеальный вариант. Женские стрижки 50 годов (фото женские в этом случае выглядят довольно стильно) отличаются особым шармом. Но самое главное, что такую укладку можно сделать самостоятельно:

  • Чистые волосы смачивают водой или кондиционером.
  • Локоны разделяются на семь зон. Три передних, две на затылке и две на макушке.
  • От височной зоны отделяется прядь 3 см. Расчесывается, лишние волосы состригают в направлении вниз. Нельзя делать натяжку во время работы, локоны должны лежать естественно.
  • Аналогично обрабатываются затылок и макушка. Чтобы не ошибиться с длиной, используют линейку.
  • Челка может быть любой длины и густоты.
  • Укладка каре довольно проста. Волосы сушат феном, наносят пенку и вытягивают массажной щеткой.

Мода на прически 50-60-х годов набирает обороты, это многим нравится. Вот пять особенно популярных стрижек:

  • Крупные локоны.
  • Завернутая челка.
  • Начес.
  • Укладка с вуалью.
  • Волнистое каре.

Стали модными ретровечеринки. Подобрав наряд, туфли и бижутерию, нельзя забывать о красивой прическе.

Прически Грейс Келли

Голливуд 50-х годов пестрил непревзойденными образами. Шикарные платья, красивая обувь и волосы, уложенные в замысловатые прически. Грейс Келли, актриса и принцесса Монако, обладала отличным чувством стиля. Это касалось не только образа в целом, но и укладки. Ее любимую прическу в 50-х годах (фото далее) – удлиненный боб – печатали все модные журналы. В арсенале Грейс немало интересных вариантов:

  • Повседневная. Очень сдержанная укладка открывала лоб, волосы зачесывались на косой пробор. Завивались на бигуди большого размера, создававшие плавные волны, фиксировались лаком. Особенность заключалась в тщательности и аккуратности локонов. Чтобы ни один волос не выпадал из ансамбля.
  • Холодная волна. Слегка влажные локоны разделяются на пробор и укладываются в виде легких волн и крепятся зажимами через каждые 3 см. После полного высыхания расчесываются крупным гребнем.
  • Искусственное каре. Чистые локоны выравниваются и закручиваются по направлению внутрь. Общая масса волос разделяется на две части. Небольшая часть с нижней зоны крепится на затылке горизонтально. Другая сторона головы обрабатывается аналогично. Часть волос с макушки зачесывается поверх закрепленных локонов вовнутрь объемным кругом и закрепляется. В финале полностью фиксируется лаком.

Прически с применением накладных волос

Шиньоны широко применяются в создании прически в стиле 50-х годов. На фото девушки с накладными волосами видны все достоинства: повышенный объем, естественный вид локонов и красивая укладка. Это позволяло сменить имидж буквально за считанные минуты. Особенно ценились парики и шиньоны девушками с короткими волосами.

  • Шиньон челка – с помощью нехитрого крепления кардинально менял весь вид прически.
  • Коса – использовалась как главный элемент укладки, или вплеталась в основную массу волос.
  • Накладной хвост помогал дамам в возрасте, со средними локонами, разнообразить прическу.
  • Тюбетейка крепилась на макушке и визуально повышала объем укладки.

Чтобы правильно выбрать шиньон, необходимо обратить внимание на некоторые детали. Он должен быть немного светлее своих прядей, крепления нужно выбирать из полимера, не должно быть дискомфорта при использовании.

Особенности ухода за прическами

Женские прически 50-х годов (женские фото представлены в статье) требуют внимания и своевременного ухода.

  • Волосы всегда должны быть чистыми и здоровыми.
  • Моющие средства подбираются строго по типу и состоянию локонов.
  • Необходимо использовать термозащитные средства для укладки.
  • По завершении процедуры закрепить прическу лаком.

Весь процесс занимает не более полчаса. Ну а если укладка в порядке, можно идти на работу, дискотеку или в театр.

В жизни случается всякое, бывают и неприятные моменты, но забыть о них помогут женские стрижки 50-х годов. На фото женские лица светятся от счастья, хорошее настроение передается другим. Что бы ни случилось, девушки остаются модницами, независимо от времени и места проживания.

В 1950-е годы – время “застоя” в советской моде: западные журналы были запрещены, а отечественные производители продолжали выпускать однообразную некачественную одежду. Однако во время “оттепели” европейские фасоны постепенно начали проникать и в СССР, а в 1959 году в Москве состоялся первый с 1911 года западный показ мод – из Парижа приехали манекенщицы Дома Dior. Но запомнились 1950-е как главное время советских стиляг, которые стали обычным явлением и в столицах, и в небольших советских городах…

 “Застойные” годы советской моды

В начале 1950-х годов советские женщины выглядели практически так же, как и в послевоенное время: в моде были широкие плечи и платья, надетые с пиджаком или жакетом. В условиях “холодной войны” и при запрете на все заграничное, в том числе моду, стиль советских женщин не соответствовал европейским нововведениям – в СССР культивировался образ труженицы, а фабрики в основном занимались пошивом простой одежды.

Семья отправляется в путешествие на теплоходе “Георгий Седов” с Северного (Химкинского) речного вокзала Москвы, лето 1954 года.

Костюмы с широкими плечами в Европе перестали носить еще в 1949 году, однако в Советском Союзе такая модель была распространена вплоть до 1959-го. На Западе же в это время господствовал диоровский “new look”. Появившийся в 1947 году, женственный стиль, предложенный Кристианом Диором, за несколько лет завоевал всю Европу, но в Советский Союз пришел с сильным опозданием.

Элегантность и утонченность Диора никак не вписывались в гардероб советской женщины – ни по стилю, ни по идеологии. К тому же, пышные многослойные юбки требовали большого расхода ткани, а производство подобных нарядов для ослабленной войной страны было непосильной задачей. Введенный Диором в 1949 году узкий силуэт женского платья, требовавший гораздо меньше материала, также был настороженно встречен в СССР – буржуазный развязный стиль считался неподходящим для тружениц, восстанавливавших страну.

Ситуация немного изменилась после смерти Иосифа Сталина в 1953 году, однако окончательно “new look” проник в СССР в 1956 году, когда на экраны вышел знаменитый фильм Эльдара Рязанова “Карнавальная ночь”, где Людмила Гурченко исполняла песню “Пять минут” в платье от Диора.

Людмила Гурченко в фильме “Карнавальная ночь”.

Стандарты пошива одежды для фабрик в 1950-е годы соответствовали экономической ситуации в стране: приветствовалось производство одежды из недорогих тканей, с минимумом деталей и максимально простого кроя.

В то время как французские журналы мод были запрещены, модельеры могли копировать эскизы с модных журналов Болгарии, Польши, Латвии, которые пользовались огромной популярностью.

В Москве и Ленинграде также издавались журналы с фасонами одежды, однако в то время в Советском Союзе не существовало культуры модной фотографии – манекенщицы самостоятельно делали макияж и укладывали волосы, а снимки напоминали скорее любительские, чем профессиональные.

Надежда Румянцева, Юрий Белов, Алексей Кожевников

Мужчины в первой половине десятилетия одевались так же, как и в конце 1940-х. Однако в 50-х в Москве и Ленинграде появилось много мужских портных, принимавших заказы. У таких мастеров в клиентах состояла вся партийная элита, а самым “престижным” портным считался Алик Зингер, который, до того как эмигрировать в США, шил костюмы для советских государственных деятелей и звезд эстрады.

Несмотря на то что мужская мода менялась куда медленнее, чем женская, западные фасоны проникали и сюда – в конце десятилетия это чувствовалось в крое пиджаков. Также мужчины стали носить рубашки без галстуков, с мягкими воротниками.

Из-за отсутствия в магазинах качественных товаров некоторые представители элиты предпочитали не только одежду, но и обувь на заказ – после войны в СССР из Сирии и Ливана вернулись многие обувщики.

Фарцовщики и стиляги, брюки-“дудочки” и галстуки-“селедочки”

В 1950-х артисты и спортсмены начали выезжать за границу на гастроли и соревнования. Из заграничных поездок они привозили, помимо прочего, и модные новинки, которые для советских граждан стали первыми образцами заграничного стиля со времен “трофейной моды”.

Но настоящую свежую струю в советскую моду привнес VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, прошедший в Москве летом 1957 года.

Девушки – делегатки VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.

Именно благодаря фестивалю и приехавшим в советскую столицу студентам со всего мира появились первые “фарцовщики” – само слово образовалось от английского “for sale” – на продажу. Фарцовщиками в основном были студенты и таксисты, которые зачастую за иностранную “фирму” выдавали товары отечественного производства.

Несмотря на то что предприимчивых молодых людей часто судили за спекуляцию и валютные махинации, для многих такая торговля стала единственным и сравнительно неплохим источником дохода. Основными клиентами фарцовщиков были стиляги – представители первой советской молодежной субкультуры, своим внешним видом, поведением и предпочтениями выделявшиеся из массы и вызывавшие насмешки, а то и возмущение советских граждан и власти.

Изначально стилягами становились дети партийной элиты, однако постепенно модную и броскую заграничную одежду стали носить и обычные молодые люди – считается, что для них стиляжничество было своеобразной самозащитой от нищеты и разрухи послевоенной реальности.

В знаменитом фельетоне Дмитрия Беляева, опубликованном в журнале “Крокодил”, так описывался образ стиляги:

“В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зелёные; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши.

Юноша опёрся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки”.

Такими были самые первые стиляги в конце 1940-х. В следующем десятилетии внешний вид молодых людей изменился: теперь они носили узкие брюки-“дудочки”, пиджаки с широкими плечами, галстуки-“селедочки” и зонты-трости.

В теплое время года самым модным предметом гардероба у стиляг считалась яркая гавайская рубашка, а обувалась молодежь в полуботинки на толстой каучуковой подошве. Парни взбивали волосы на голове – такая прическа называлась “кок”, – а девушки завивали длинные пряди и укладывали их вокруг головы.

Также они делали яркий макияж, а самой модной моделью считалась узкая юбка длиной по колено, обтягивающая бедра. Стиляги подражали американским актерам и старались копировать их стиль, с которым их знакомили голливудские фильмы. Особой популярностью пользовались свитеры с оленями, похожие на тот, что носил герой Джона Пейна в картине “Серенада Солнечной долины”.

Образ стиляг, вызывавших насмешки у большинства советских граждан, в последующие годы активно использовался в искусстве, в частности, кинематографе, где они сначала представали недалекими франтами, а позже – отчаянными бунтарями, протестующими против серости и обыденности.

Показ Dior и мода в период “оттепели”

Самым главным модным событием, пришедшемся на 1950-е годы, пожалуй, можно назвать показ Christian Dior, который в 1959 году стал настоящим шоком для москвичей, которые прямо на центральных улицах города встречали одетых по последней парижской моде манекенщиц. Показ стал второй по счету демонстрацией западной модной одежды после приезда Поля Пуаре в 1911 году.

На закрытое дефиле в ДК “Труд” были приглашены 1100 человек – практически все из числа партийной элиты. Однако представители модного Дома, которые привезли с собой манекенщиц-француженок, нашли способ показать моду народу – девушки продефилировали сначала по ГУМу, а потом вышли на Красную площадь.

Также манекенщицы прогулялись по Тишинскому рынку – “барахолке”, где торговцы продавали старые вещи. На сохранившихся с 1959 года фотографиях виден огромный контраст между одетыми с иголочки моделями и советскими женщинами, с авоськами и в косынках пришедшими в ГУМ.

На снимках француженки в костюмах new look, с идеальными прическами, макияжем и аксессуарами, будто сошедшие с западных журналов мод, приветливо разговаривают с людьми, улыбаясь, ходят по серым улицам, а лица граждан выражают смесь недоверия и изумления.

Приезд манекенщиц Dior стал для советских женщин первой возможностью наглядно увидеть образцы западной моды, однако рассчитывать на подобные наряды мало кто из них мог.

Постепенное проникновения западного стиля в Советский Союз хоть и со значительным опозданием, но все же повлияло на развитие отечественной моды: именно в 1950-х в СССР стало приличным носить декольте и элегантную обувь на каблуке.

После показа Dior в Москве советские модельеры стали адаптировать стиль new look к отечественной действительности: в моду вошли удлиненные платья с осиной талией и пышной юбкой, а также узкие платья, прикрывающие колени, с басками и поясами. Женственные и элегантные модели пользовались огромным спросом, несмотря даже на то, что требовали полного обновления гардероба.

К платью в стиле new look нужно было покупать нижние юбки, специальное белье, чулки и туфли. Женщины шли на такие траты еще и потому, что внешний вид мог сыграть решающую роль в судьбе советской девушки, ведь после войны в стране был еще и острый дефицит мужчин.

Несмотря на появление новых силуэтов, качество одежды, производившейся для массового потребителя, оставляло желать лучшего, поэтому женщины, имевшие возможность платить больше, обращались к частным портным. “Самопошив” в конце десятилетия стал настолько массовым, что власти, обеспокоенные снижением торгового оборота, выступили против мастеров, принимавших заказы на дому.

Вишняков Олег – «Швея» 1952.

“Отставание в деле организации бытового обслуживания населения вынуждает трудящихся прибегать к услугам частных лиц, переплачивать им, чем наносится большой ущерб интересам населения и государства”, -говорилось в постановлении ЦК КПСС и Совета министров от 6 марта 1959 года.

Выход, впрочем, вскоре был найден: в школах были введены уроки шитья, а в киосках и магазинах стали продавать готовые выкройки – советским женщинам рекомендовалось шить самостоятельно, а не платить портнихам.

В 1950-е начали проходить и показы советских Домов моды, которые в то время стали шить специальную “рабочую” одежду – для штукатуров, птичниц, доярок. Демонстрация таких костюмов в 1955 году прошла даже в Будапеште, где вызвала восторг местной публики.

Однако заграничные журналисты не догадывались, что красивая “рабочая” одежда, показанная на подиуме, была сшита специально для зарубежного дефиле, “на экспорт”, советские же труженицы одевались куда более серо и неприметно.

В конце десятилетия обычные граждане постепенно начали понимать, что хорошо одетый человек – не обязательно тунеядец, и может быть так же предан “идеалам коммунистической партии”, как и остальные.

К стилягам и девушкам в мини-юбках, которым раньше делали замечания на улицах и осуждали в прессе, стали относиться более дружелюбно.

До чего же мы иногда бываем несправедливые! Подходим к человеку с мещанской меркой по одежке. Не понравилась юбка, не понравилась прическа, и ну пошли судить-рядить: стиляга! А вот в душу заглянуть забудем“, – писала одна из читательниц в редакцию журнала “Работница”.

Однако полностью отказаться от многолетних стереотипов и принять моду как неотъемлемую часть жизни советскому обществу предстояло лишь в следующем десятилетии.

link

Открываю альбом с черно-белыми фотографиями, на них моя бабушка – красивая женщина в необычных нарядах. Она была директором типографии, но в свободное время принимала участие в различных театральных постановках местного клуба.

А вот дальше, моя мама, молодая девчонка, в брюках с завышенной талией и объемном свитере. Все это опять так актуально!

Да уж, мода – это действительно живой организм, проживающий свою уникальную жизнь со своими правилами и законами, циклами развития. И у советской моды тоже есть своя история.

Конечно, примерно на десяток лет, она отставала от мировой. То, что на Западе было на пике популярности в 70-е, в Советском Союзе начинали носить в 80-х и т. д.

Я не считаю, что это плохо, потому как у советской моды была возможность вносить изменения в тренды. Так захотелось во всем этом разобраться! Давайте вместе совершим эту экскурсию.

Оглавление

Что было модно в 1950-х

Я с улыбкой смотрю на фотографии бабушки в 50-х годах. Молодая, легкая, и это все после таких тяжелых лет войны.

Мода 50-х годов – удивительна. Тогда перед модельерами стояла очень непростая задача, превратить «солдата в юбке» в изящную женщину. Первые наряды имели простой крой и были пошиты из простого материала.

Повседневный лук 1950-х, по-моему, мило, не правда ли?

Позднее, во второй половине 50-х, образ стал более уточненным. Кокетливые, летящие платья, блузки с кружевом сложного пошива со множеством деталей, складок.

Вуаля! Образ NewLook от Christiana Dior пришел и в СССР (конец 50-х гг)

И тут пришел в СССР образ NewLook — икона стиля, объединяющая женственность, грацию, изысканность. Это, пожалуй, самая удачная форма, созданная модельерами за все время существования модной индустрии.

Мужчины же носили костюмы преимущественного строгого кроя или классические брюки с рубашками.

Это самый модный вариант мужского костюма 50-х гг

Но далеко не все были одеты по классике. В 50-е годы появляются «стиляги». Они носят яркие краски в одежде, совмещают цвета, которые раньше никто не одевал в одном наряде.

Приталенные пышные платья в горох, пиджаки в клетку, яркие галстуки. Прически ретро, были популярны и среди женщин, и среди мужчин.

Хорошо стиляги показаны в одноименном фильме

Что было модно в 1960-х

В 60-е, наконец-то, в СССР появились остроносые туфли на шпильках. Красиво, женственно и дико неудобно!

Немало женских ножек пострадало в угоду требованиям моды того времени.

Распространение получает длина «мини». Ее носили самые смелые советские девушки.

За неподобающую длину учениц часто отправляли домой переодеваться.

С укороченными платьями и юбками, и пальто стали носить сапоги – настоящий тренд того времени!

Мода вступала в противоречия с нормами и требованиями. Например, женщин в брюках и шортах не пускали в общественные места. Это нонсенс!

Особых изменений в моде для мужчин не наблюдалось, костюмы становились строже, приобретая форму.

Что было модно в 1970-х

В 70-е продолжали носить расклешенные юбки и платья с клетчатым принтом или другими цветастыми рисунками. У меня такая юбка есть и сейчас!

Клеточный и цветастый принт, по-моему, уместен и в настоящее время

Брюки-клеш и водолазка-лапша стали самыми желанными предметами гардероба. Тетя рассказывала, что у нее была, по тем временам, супермодная водолазка, светло-розового цвета.

В сочетании с голубыми брюками клеш, она казалась очень стильной. Правда, сейчас она такое вряд ли наденет.

Стильные девушки 70-х

В моду снова вошел натуральный мех с подачи героини фильма «Ирония судьбы». У всех появились эти смешные, для меня, меховые шапки.

Тогда считали, что мех облагораживает

Трендом в мужской моде тоже были расклешенные брюки. И для меня это, пожалуй, самый странный из всех мужских образов. Хотя парни, наверняка, чувствовали себя настоящими мачо.

А вот и модники 70-х

И тут из запада подуло «духом свободы». В СССР появились хиппи. Немного неопрятный внешний вид, длинноволосые и бородатые мужчины. Женщины в длинных ярких платьях и юбках, иногда с оголенным пупком, и обязательно с хайратником на голове.

Свободные и независимые дети мира и солнца

Что было модно в 1980-х

В 80-е продолжался дефицит. На смену женственности и элегантности приходит стиль «унисекс»: комфортный, удобный и свободный.

Свободные девушки 80-х

Девушки и женщины стали надевать одежду, напоминающую внешне мужскую: куртки больше на пару размеров, рубашки, кроссовки, ботинки. Да я же сейчас сама так одеваюсь!

Параллельно стал формироваться образ, так называемой сильной женщины. Брючные костюмы, строгие пальто, красная помада и, конечно же, подплечники.

Объемные плечи – прообраз современной бизнес-леди

Благодаря субкультурам появились кожаные куртки и джинсы-варенки. Модницы охотились за импортными товарами: рубашки в клетку, кофты с люрексом и многое другое.

Так как на 80-е годы пришелся дефицит, то многие шили платья сами по выкройкам из модных журналов. Популярным материалом был ситец, а в качестве аксессуаров использовали украшения из пластика.

Ситцевые платья, легкие и воздушные, придающие образу молодость и свежесть

Также на молодежную моду оказал огромное влияние стиль «панк» с безумными начесами, ирокезами.

Советские панки

Мужчины предпочитали брюки прямого кроя, рубашки, водолазки, галстуки. Были в моде и остроносые туфли на каблуке. В общем, мода 80-х, несмотря на дефицит, была очень разнообразной.

Что было модно в 1990-х

Время распада Советского Союза стало началом новых модных тенденций. В 90-е в моду дерзко вошли блестящие гламурные легинсы.

Легендарные легинсы из 90-х, они были у всех!

Появились различные варианты юбок мини: с плиссировкой, из джинса, на подтяжках, резинки. Этот образ полюбился и подросткам.

Если «звезды» так одеваются, значит это — модно

Мужчины предпочитали спортивные костюмы, свитера с орнаментами или же малиновые пиджаки.

Модные парни того времени

Девушки и женщины экспериментировали с цветом волос и макияжем. Было популярно обесцвечивание, химическая завивка. Для создания эффектного образа в ход шла цветная тушь, подводка с блестками, карандаши для губ, помады разного оттенка.

Макияж 90-х – чем ярче, тем лучше

Я считаю, что тот путь, который проделала советская мода с 50-х по 90-е годы, простым не назовешь: были и успехи, и поражения.

В каждом десятилетии было несколько, никоим образом не связанных друг с другом, тенденций. Круто, что даже во время дефицита, люди находили возможность выразить себя через одежду.

Какой период советской моды ближе вам? Что и сегодня вы готовы надеть из того, что было модно в те времена? А может, вы что-то носите до сих пор?

Шрифт

image

Начнем с 10-x годов XX в.

image

image

В десятых годах в моде был русский шик – с огромным успехом шли «Русские сезоны», которые привез в Париж знаменитый Сергей Дягилев. Балет, опера, художественное искусство, выставки – все это сопровождалось огромным количеством приемов, на которых наши дамы могли перенимать искусство высокой моды у парижанок.

image

Тогда-то и начали входить в моду все знакомые нам нынче атрибуты «шикарной жизни» в гардеробе – женщины обнажили плечи, стали носить весьма будуарного вида туалеты, украшая их огромным количеством перьевых вееров, драгоценных украшений и блестящих аксессуаров. Плавно переходим к моде 20-х годов

image

В этот период в моду уверенными шагами вошли спорт, спортивные фигуры мужского типа, а женские формы стали постепенно утрачивать актуальность и популярность. Идеал – худенькая дама с узкими бедрами, без малейшего намека на бюст или другие округлости. Реформатором и революционером моды этого периода можно назвать знаменитую Габриель Шанель. Наравне с ней в эти времена модную одежду создавали в таких домах моды, как «Нина Риччи», «Шанель», «мадам Пакен», «Жан Пату», «Мадлен Вионне», «Жак Дусе», «Жак Хейм», «Люсиль», дом меховой моды «Жак Хейм» и другие.

image

Стали входить в моду 20-х египетские мотивы. Модели дизайнеров были декоративными, с обилием украшений, вышивкой в стиле «зиг-заг». Такой стиль имел название «ар деко», и произошел от названия выставки современного декоративного и промышленного искусства в Париже в 1925-м году.

image

Это был стиль украшающей и украшенной вещи. Элементы декора присутствовали и на мебели, и на посуде для кухни, и на женских платьях.

image

Вошла в моду обувь, отделанная вышивкой или аппликациями, декорированная по вкусу популярных кутюрье тогдашнего времени. «Ар деко» — это эклектичный стиль, в котором африканская абстракциональная экзотика, смешанна с геометрическими формами кубизма; нетрадиционные недорогие и простые материалы смешаны с дорогими традиционными материалами добротного качества.

Такое себе сочетание не сочетаемого, смешанное в одном стиле.

Мода 30-х

В эти времена крой одежды стал сложнее. Качество готовой одежды, выпускаемой массово, заметно повысилось. Голливуд является законодателем моды в США. Но даже здесь стали появляться фирмы, которые торговали при помощи каталогов, пересылаемых по почте. Эти фирмы распространяли новые модные модели миллионными тиражами.

Длинные юбки стали эталоном моды в кризисные времена тридцатых годов. В 1929 году Жан Пату первым предложил длинные платья и юбки, линия талии которых была на своём месте. После этого нововведения все дома моды удлинили свои модели в два этапа. Сначала длина платьев и юбок достигала середины икры, а немного позже опустилась почти до щиколотки. Дамы, следящие за модными тенденциями, самостоятельно удлиняли свою одежду. Они пришивали клинья и различные оборки.

Очень популярной одеждой 30-х годов был женский уличный костюм, существовавший в самых разнообразных вариантах. Верхняя одежда – пальто и жакеты отличались необыкновенной элегантностью и многообразием фасонов.

Для каждого вида одежды, в том числе и для костюма, было характерно большое разнообразие фасонных линий и отделок. Крой костюмов усложнился, стал опираться на геометрию, придающую силуэту четкость.

Широко применялись в костюме декоративные детали, украшения. Шляпка, сумочка, перчатки и обувь — вот что должно было быть в одной цветовой гамме. Аксессуары подбирались очень строго. Как правило, они были чёрного или коричневого цвета, а летом — белого цвета.

Подобранные таким образом аксессуары, легко подходили к любому платью или костюму, что было актуальным в период кризиса. В моде 30-х годов аксессуары играли огромную роль. Ведь большинство женщин тех годов, кроме шляпки или сумочки, ничего другого позволить себе не могли.

Мода 40-х

Доминирующей тенденцией моды начала 40-х годов стали многослойные длинные юбки, огромные банты на одежде, иногда с добавлением вертикальной полоски, рукава-фонарики. Стоит отметить, что в то время, одежда в полоску была самой популярной. Началась война, и мир перешел на военизированное положение, поэтому мода 40-х годов претерпела значительные изменения. Женщинам стало некогда думать о макияже и пополнении своего гардероба.

В этот период внешний вид нарядов значительно упростился до минимализма во всем. Натуральные ткани перестают использовать в гражданских целях. Одежду для женщин стали производить и шить из ацетатного шелка и вискозы.

В моду возвращаются цветочные рисунки: орнаменты, мелкие цветочки стали основным украшением ткани и пошитых из этого материала платьев. Невозможным стало шить блузы и рубашки из белой ткани, поэтому в моду стали внедряться манжеты и воротнички. Открытием военного периода стал популярный и в сегодняшнее время стиль «милитари»

В это же время выпустили новую модель обуви: туфли с каблуком-шпилькой.

Также новшеством стало производство кофточек-водолазок, эти модели с высоким воротником под горло по заслуге получили признание модниц тех времен.

Мода 50-х

В послевоенные годы заметно обострились социальные различия. Жены снова превратились в символ благосостояния своих супругов, как своеобразная витрина для окружающих. Обязательным ритуалом для каждой женщины стало посещение парикмахерского салона, нанесение макияжа. Идеальная женщина, даже если она нигде не работала и была домохозяйкой, уже ранним утром должна была быть во всеоружии: с идеальной прической, на каблуках и с макияжем стоять у плиты или пылесосить ковер.

Даже в Советском Союзе, в котором образ жизни значительно отличался от западного, было принято хотя бы раз в неделю делать укладку волос в парикмахерской или завивку, которые тоже стали входить в моду с особой стремительностью.

Стиль 50-х годов противопоставил силуэт в виде песочных часов четкому силуэту с расширением плеч, что был популярен в военные годы. Таким образом,предъявлялись особые требования к фигуре: покатые плечи, тонкая талия, округлые женственные бедра и пышная грудь.

Чтобы соответствовать этим стандартам, женщины носили утягивающие корсеты, подкладывали ткань или вату в лифчики и стягивали животы. Образами красоты тех времен были: Элизабет Тэйлор, Любовь Орлова, Софи Лорен, Клара Лучко, Мэрилин Монро.

Среди молодого населения эталонами были Людмила Гурченко и др. Модная и стильная женщина стиля 50-х годов по силуэту походила на цветок: пышная юбка в пол, под которую надевали многослойный подъюбник, высокие каблуки на шпильках, нейлоновые чулки со швом. Чулки — это обязательный аксессуар для завершения образа и стоили они чрезвычайно дорого. Но на что только не шли женщины, чтобы выглядеть привлекательно и чувствовать себя красотками, следящими за тенденциями моды. Ткани купить в то время было проблематично, их отпускали в одни руки не больше определенного количества, утвержденного нормами тех времен. Чтобы пошить одну юбку под «новый силуэт», требовалось от девяти до сорока метров материала!

Мода 60-х

Легендарные 60-е годы – это ярчайшее десятилетие в истории мировой моды, свободное и экспрессивное, период торжественного шествия, так называемой, молодежной моды.Новому стилю нужны были новые прически. И опять Лондон в плане новаторских идей оказался впереди Парижа. В 1959 году на экраны выходит французский фильм «Бабетта идет на войну» с Брижит Бардо в главной роли. Небрежно взбитая прическа с начесом, несмотря на то, что на её создание у модниц уходит немало времени, становится суперпопулярной.

Большую популярность получили аксессуары: бусы из больших бусин, объемная бижутерия, очки «макро», которые закрывали пол лица.

В Лондоне появилась на свет самая скандальная одежда шестидесятых — мини-юбка, символ эмансипации и сексуальной революции. В 1962 году, ставшая легендой Мэри Квант, показала первую коллекцию вещей с длиной мини. Новый стиль, названный «стиль Лондон», очень быстро завоевал молодежь всего мира.

60-е годы – эра синтетики и всего искусственного. Синтетические ткани широко распространены в массовой моде – они считаются самыми удобными и практичными, так как не мнутся и легко стираются, кроме того, они дешевые.

Мода 70-х

В 1970-х годах мода стала ещё более демократичной. И, несмотря на то, что многие называют 70-е эпохой дурновкусия, можно сказать, что именно в те годы люди имели больше средств для самовыражения с помощью моды. Не существовало единого стилевого направления, модным было всё: этника, диско, хиппи, минимализм, ретро, спортивный стиль.

Девизом 70-х годов было выражение «Можно все!». На выбор прогрессивных и активных молодых людей кутюрье представили несколько стилей, ни один из которых нельзя было назвать доминирующим. Самым модным элементом гардероба стали джинсы, которые изначально носили только ковбои, а после – хиппи и студенты.

Также в гардеробе модниц того времени были юбки-трапеции, брюки-клёш, туники, комбинезоны, блузки с крупным ярким принтом, свитера-водолазки, платья А-образного силуэта, платья-рубашки.

Кроме того, нужно заметить, что одежда стала более комфортной и практичной. Появилось понятие базового гардероба, состоящего из необходимого количества вещей, сочетающихся между собой.Что касается обуви, то обрела популярность обувь на платформе.

Из дизайнеров в 70-е года выделяли Соню Рикель, которую называли новой Шанель. Соня Рикель создавала удобную, комфортную одежду: свитера, кардиганы, платья из шерстяного трикотажа и мохера.

Мода 80-х

В моде 80-х переплелись ретрообразы, переосмысленные дизайнерами, а также, рожденные молодежными субкультурами, музыкальными и танцевальными направлениями, продолжающимся бумом спорта.

Хип-хоп, готика, пост-панк, рейв, хаус, техно, брейк-данс, сноуборд, скейт-борд, ролики, степ-аэробика – все эти явления отразились на стилистике десятилетия.

Список знаковых вещей десятилетия стилистического разгула внушителен – подкладные плечи, брюки-бананы, одежда в стиле «миллитари» и «сафари», рукава покроя «кимоно», «летучая мышь» и реглан, леггинсы с яркими рисунками, черные ажурные колготки, потертая джинсовая ткань, так называемая, варенка, черные кожаные куртки, люрекс, массивная бижутерия, ювелирные пуговицы на жакетах, объемные прически или укладки с эффектом «мокрых волос», каскадные стрижки, спиральная химическая завивка, волосы декоративных цветов, типа «баклажан», мелирование «перышками». Употреблялось много косметики нарочитых оттенков с блестками и перламутром.

Массовый 1980-х годов можно охарактеризовать как чрезмерность. Все, как бы, «слишком» – слишком узкое, слишком объемное, слишком броское, слишком яркое. В 80-е пользовались успехом дизайнеры, мыслящие нестандартно и создававшие необычную одежду, с оригинальными элементами декора: Вивьен Вествуд, Джон Гальяно, Жан-Поль Готье.

Мода 90-х

Стиль 90-х в одежде, ставший универсальным, лучше назвать не стилем, а новым подходом к выбору одежды. Потому как в моде 90-х меняется сам принцип создания своего образа, равно как и принцип, используемый в создании костюма.Главный призыв девяностых – «быть таким, какой ты есть!» В те времена особое значение уделяли джинсовой одежде — в ней не ходили только ленивые. Заядлые модники умудрялись надевать джинсы с джинсовыми рубашками, сумками и ботинками. Так что стиль 90-х можно смело назвать «джинсовым», так как подобная вещь имелась у каждого человека не в одном экземпляре.

В девяностых по всему миру распространяется мода унисекс: джинсы с футболкой или брюки свободного кроя со свитером, дополненные удобной обувью.

Девяностые – время кроссовок и туфель без каблука. Такой стиль унисекс очень полюбился большим итальянским и американским фирмам, таким как Banana Republic, Benetton, Marko Polo. Костюмы стремятся к простоте и функциональности, что, однако, возрождает традиции партнерского искусства, когда наряду со строгой аскетичностью в костюме присутствует нарочитая театральность с яркой гаммой красок. Мода меняется в зависимости от социальной направленности и территориальности, так в Европе богема предпочитает концептуальную дизайнерскую одежду.

Главный модный акцент девяностых делается не на одежду, а на ее владельца. Модный образ создается стройной фигурой с загорелой или же молочно-белой кожей. Культура тела расцветает как во времена Античной Греции. Модники и модницы не только посещают спортивные клубы, появившиеся благодаря, но и активно посещают косметические кабинеты и даже пользуются услугами пластической хирургии. Супермодели с модных подиумов становятся образцами для подражания, немалый вклад в это сделало телевидение и модные журналы.

Ну что ж. На этом я завершаю обзор. Хотелось бы сказать, что из всех времен мне ближе по предпочтениям 30-е, 50-е и 70-е годы. А вообще все новое-это давно забытое старое.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий