Русский народный костюм: история и современность. Русский народный костюм для мужчин, женщин и детей

string(10) "error stat" 
string(10) "error stat" 
string(10) "error stat" 
string(10) "error stat" 
string(10) "error stat" 

Этнический стиль обычно связывают с историей развития государства, становления культуры и искусства. Самобытностью веет от длинных рубах и сарафанов, кушаков и полушубков, вышитых орнаментов и старинных украшений. Современная одежда в русском стиле соединяет традиционные мотивы с новейшими модными тенденциями. Дизайнеры предлагают интересные коллекции национального одеяния, приспособленные к требованиям комфорта и удобства. Теперь модницы примеряют укороченные варианты платьев, костюмов и шалей, демонстрируя утонченный вкус.

Особенности одежды в русском народном стиле

Национальный стилизованный русский костюм имел отличия в зависимости от региона проживания. Более глубокими корнями отличаются одеяния южан, украшающих наряды славянскими мотивами. Праздничные поневы, сарафаны и рубахи из расшитой ткани передавались по наследству, часто повседневные взрослые костюмы перешивались детям. Общие черты этнического одеяния:

  • Костюмы отшивались из натуральных льняных или хлопковых тканей. Богатые крестьяне носили шелковые наряды, меховые душегрейки и кожаные дубленки. Позже стали пользоваться материей с включением синтетики, что упрощало уход за одеждой.
  • Придерживались прямого кроя при пошиве. Костюмы не стесняли движения при работе, поэтому оснащались специальными вставками.
  • В приоритете оставалась многослойность женского костюма. К длинной рубахе прилагалась шерстяная юбка понева, передник и фартук.
  • Обязательно наличие расшитого пояса. Элемент не только придерживал одежду, но и защищал от сглаза.
  • Сакральное значение вышивки. Как рабочая, так и праздничная одежда декорировалась вышивкой, кружевом, тесьмой, бисером. Такой тип украшений считается отзвуком дохристианской старославянской культуры, когда каждый символ оберегал от неприятностей, притягивал удачу.
  • Обилие ярких красок. Для повседневности подбирали наряды серого цвета, для торжественного случая наряжались в алые, синие или зеленые сарафаны. Для экономии верх рубахи отшивали из дорогого материала, а для низа использовали простую ткань.

Под запретом были вызывающие одеяния. Не носили декольтированные или короткие платья, хотя современный стиль не отличается строгостью. Женственные костюмы скрывали тело, что считалось признаком благопристойности и скромности.

image

Мужская одежда

Костюмы для мужчин не отличались буйством красок. Спокойная цветовая гамма и лаконичный покрой характеризовали древнерусские одеяния. Главные составляющие:

  • Основой мужского гардероба считалась рубашка из хлопка, льна или шелка. Зажиточные господа заменяли рубахой исподнее, простые крестьяне носили в качестве верхнего одеяния. У старорусских рубах вырез располагался спереди, у позднего варианта разрез находился сбоку, чем и объясняется название «косоворотка».
  • Холщовые или шерстяные штаны доходили длиной до щиколоток, подпоясывались гашником. В южных провинциях щеголяли в ярких шароварах с расшитыми поясами.
  • Бедняки носили рубаху с кожухом, свиткой, зипуном или опашнем. Купцы предпочитали ходить в епанче, корзно, кафтане, терлике или сермяге.

Зимой согреться помогала длинная шуба. Дешевыми были изделия на овчине, богатые аристократы носили шубы, подбитые чернобуркой или соболем. Для торжественных случаев наряжались в меха даже летом, продев руки в специальные прорези.

Женская одежда

На фото представлены народные стилизованные костюмы, поражающие красотой ткани и декорирования. Женские наряды в русском стиле состоят из нескольких элементов, дополняются традиционными головными уборами:

  • Сначала надевали просторную нижнюю рубаху, пошитую из натурального материала. Дополняли сорочку расшитым поясом.
  • Одеждой для аристократок считался длинный шелковый летник, расшитый жемчугом, камнями или золотом.
  • Поверх рубашки шла понева или юбка.
  • В летнее время носили просторные сарафаны, зимой – хлопковые или шерстяные платья.
  • Даже дома волосы прятали от посторонних глаз. Голову покрывали повойником и платком. Девушки вплетали ленты в косы, для торжества наряжались в кокошник. Были популярными бусы из стекла, ожерелья и височные кольца.
  • В качестве верхней одежды пользовались популярностью кафтаны с красной оторочкой, меховые телогреи, душегреи и шубы. Бедные крестьянки носили полушубки на овчине, знатные женщины предпочитали соболиные, куньи или горностаевые шубы.

О мастерстве и происхождении обладательницы судили по традиционной вышивке. Верх сарафана и рубахи украшали гладью, обшивали тесьмой, бисером. image

Важные элементы стиля

Русский народный стиль одежды не остался в прошлом, как и другие этнические направления. Модельеры внедряют яркие элементы в современные костюмы, выпускают коллекции russian style. Не обязательно в точности повторять многослойное одеяние для создания образа, достаточно дополнить платком или поясом джинсовое платье или брюки. Детали для воссоздания этнического образа:

  • Для лета подбирают просторные юбки-колокол, сарафаны или платья из натуральных тканей. Акцент на простых линиях и крое, лаконичности и скромности.
  • Украшения и вышивка. Одежду украшают старорусскими орнаментами, расшивают золотыми нитями, используют изображения языческих оберегов.
  • Мужчинам понравятся рубахи-косоворотки. Рекомендуют комбинировать верх с обычными джинсами или брюками, подчеркнув талию широким поясом.
  • Мастерицы отшивают дубленки и полушубки из павлопосадских платков, оторачивая их по краю мехом. Такая верхняя одежда привлекает внимание, согревает зимой. Для комплекта подбирают шапочку, платок, муфту или варежки.

Неординарно смотрятся холщовые сумки или наплечные мешки, украшенные символической вышивкой животных или растений. Любое платье или пальто легко обшить по воротнику или карманам кружевом или бисером, дополнив деревянными аксессуарами.

Элементы костюма

Одежду в русском стиле узнают по специфическим деталям, превращающим вещи в произведение искусства с национальным колоритом. Славяне не терпели стянутости каждодневных одеяний, поэтому шили свободное белье, подчеркивали талию поясом. В женском варианте отсутствуют штаны, выбор делается в пользу многослойной юбки.

Обязательным элементом считаются сорочки или рубахи. Если мужчины носили рубашки навыпуск, то девушки прятали нижнюю часть под юбкой. Современная интерпретация костюма позволяет даже женщинам примерить укороченные брюки с сорочкой, украшенной вышивкой по манжетам и вороту.

Альтернативой верхней одежды станет приталенный кафтан на пуговицах, отороченный пуховой отделкой. Завершением броского образа послужат платки с набивными узорами в национальной расцветке. Можно подобрать алые сапоги в качестве единения с русским стилем.

Цветовая гамма

Национальные мужские костюмы представлены в спокойных тонах. Серые или белые рубахи украшали традиционной вышивкой синими или красными нитями. Женские костюмы предполагали обилие оттенков красного, бирюзового, василькового, стального, золотистого или янтарного цвета. Выгодно сочетание сочных тонов на белом фоне, но сейчас встречается вышивка на красной или черной ткани.

Орнаменты

Славянский стиль одежды характеризуется вышитыми узорами и орнаментами. Каждый элемент отличался сакральным значением, а вместе с другими представлял надежду русичей на урожай и счастливую жизнь:

  • квадраты или прямоугольники обозначали засеянное поле;
  • круг с перекрещенными линиями или крестом – символ солнца;
  • паук помогал в ремесле, развивал мастерство и трудолюбие;
  • животные притягивали изобилие и благополучие;
  • птицы считались изображением семейного единства, а пара птиц – воплощением рода;
  • ключ оберегал семью от плохого намерения со стороны, запирал в доме счастье;
  • дерево мира обозначало перетекание жизненной энергии;
  • символ бесконечности символизировал, удачу, любовь и богатство.

Вышивку «крестиком» сможет освоить даже начинающая рукодельница. Советуют украсить подол и манжеты рубахи простыми узорами в виде «иголок» – знаком защиты детей от болезней. Из сложных узоров осваивают «болгарский крест», обозначающий крепкие семейные узы.

Лоскутная одежда

К старорусскому стилю относится лоскутная одежда. Славянки бережно относились к ткани, не выбрасывали кусочки материала, которые остались после раскроя сарафанов и рубашек. Такие детали сшивали между собой, формируя целостное полотно. Из лоскутков получали не только яркие наволочки и покрывала, но детские платья, костюмы или платки. Сейчас техника «пэчворк» переживает пик популярности, поэтому даже взрослые женщины носят лоскутную одежду. Советуют не комбинировать в одном изделии больше трех цветов, чтобы не перегрузить образ.

Аксессуары под одежду в русском народном стиле

Славянки любили украшения вне зависимости от положения в обществе. Излюбленным аксессуаром считался кокошник на жестком основании, обтянутый драгоценной парчой, декорированный драгоценностями и жемчугом. Модельеры предлагают примерить современную версию кокошника, уместную на стилизованных вечеринках.

Заменой громоздкому головному убору послужит павлопосадский платок. Изделие красиво завязывают на голове, набрасывают на плечи вместо шали. Яркие платки дополняют норковые полушубки и шубы.

Летом русские барышни носили роскошные венки из луговых цветов. Сейчас рекомендуют вплетать в них ромашки или васильки, веточки с листьями, ягоды рябины или калины. После замужества вместо венка носили височные кольца, которые прикрепляли к головному убору или волосам. Простые крестьянки украшали себя проволочными украшениями, барыни предпочитали сложные бусинные кольца. Славянский стиль предполагает обилие бижутерии. Советуют носить украшение из мелких бус вплотную к шее, пустив свободно свисать ожерелье из крупных камней. Браслеты называли наручами, носили до 8-ми штук одновременно. Женщины также украшали пальцы перстнями и кольцами, повязывали на талии вышитые пояса с народными мотивами.

Как подобрать одежду в русском стиле

На европейских подиумах широко представлена стилизованная одежда в русском стиле. Для пошива сарафанов и юбок применяют дорогие материалы, кафтаны отделывают соболиным или норковым мехом. Такие одеяния не относятся к бюджетным, при желании сэкономить лучше самостоятельно подобрать наряд под старину.

Предки носили просторные рубахи из натуральных тканей, комфортные при носке. Если отталкивает свойство льняных вещей изминаться, присматриваются к другому материалу, приятному на ощупь. Однотонные рубахи с вышитым воротом станут показателем принадлежности к этностилю, дополнение подбирают на усмотрение.

Длина летней летящей юбки варьируется до середины колена или в пол, главное требование – цветочная расцветка ткани. Юбку заменяют свободным платьем или сарафаном. Приветствуется декорирование подола тесьмой, кружевом, вышивкой. Свадебный вариант предполагает белоснежное платье, повторяющее по крою рубаху. Иногда допускается верх по типу корсета, богато украшенный вышивкой в народном стиле.

Рекомендуют отказаться от обуви на каблуке. Удачным решением считаются тканевые сапожки, балетки, босоножки с тонкими ремешками.

При похолодании утепляются посредством шапки-ушанки. Головной убор одинаково подходит как девушкам, так и мужчинам. Рекомендуют комбинировать ушанки с яркими валенками или сапожками.

Как носить и правильно сочетать

Не стоит полностью придерживаться русского стиля, чтобы соответствовать народным традициям. Рекомендуют комбинировать броские элементы с современными юбками, куртками, брюками или лосинами. Придерживаются правила соединения народных пестрых мотивов с однотонными материалами. Показателем этностиля станет цветастый сарафан в пол, декорированный по подолу и вырезу ажурными или лоскутными вставками.

Заменить сарафан советуют длинным платьем с рукавами-фонариками. К яркому одеянию подбирают рубашку, майку или футболку белого цвета. Завершением образа станут легкие сандалии или сумка под цвет платья. Из аксессуаров приобретают крупные бусы, деревянный браслет, ленты и платок.

Девушкам понравятся разноцветные многослойные юбки в пол, подходящие для летней прогулки. Юбки обшивают по подолу кружевами фабричного или ручного производства. Изделия чаще выпускают на кокетке, подчеркивающей талию. Также к цветным юбкам положены светлые футболки или рубашки, дополнением образа послужит соломенная шляпка и затемненные очки.

Если удалось присмотреть вышитую рубаху, поступают иначе. Красивый декор выставляют на обозрение, скомбинировав сорочку с льняными штанами или юбкой. В современном видении разрешается носить рубашки навыпуск, подвязав талию поясом.

Рекомендуют украсить вышивкой повседневную одежду для придания ей народного шарма. Вышивают понравившийся мотив на кармашке рубашки или джинсов, платье или юбке. Русские мотивы переживают второе рождение как на родине, так и за границей. Вещи с оригинальными мотивами из натуральных материалов обрели массу поклонников. Национальная культура демонстрирует роскошь и простоту костюмов, соединяя невидимой нитью прошлое и будущее.

Особенности национального костюма

Русские традиционные наряды всегда делились на повседневные и праздничные. Наши предки очень четко отделяли более простую одежду из грубых тканей с минимальным количеством декоративных элементов, от более красочных нарядов для особых событий. Наиболее роскошной считалась одежда красного цвета.

Изначально на Руси все костюмы создавались умелыми женскими руками из плотных домотканых материалов. Это тоже делало наряды более особенными. Основными материалами для пошива нарядов были сукно, лен и шелк. Роль подкладки исполнял киндяк, специальная подкладочная ткань.

Тканевая основа дополнялась большим количеством деталей, а также аксессуарами и обувью, которые в комплексе составляли гармоничный образ.

Эти образы существенно отличались между собой в зависимости от регионов. Так, к примеру, люди из северных регионов России облачались в большее количество верхней одежды. Она была, как распашной, так и накидной, а в некоторых случаях два эти вида нарядов сочетались. Накидную одежду надевали через голову, в то время, как распашная застегивалась на пуговички или крючкообразные застежки.

Отдельного внимания заслуживает и одежда для знати. Она, конечно же, была более дорогой и роскошной. Наряды для знати расшивались золотыми или серебряными нитями, украшались жемчугом и прочими декоративными элементами. Такой дорогой наряд носился не один год. Как правило, его передавали из поколения в поколение, сохраняя в надлежащем виде.

История русского костюма

За время своего существования национальный русский костюм практически не менялся. Понятия моды было менее переменчивым, чем сейчас, поэтом один и тот же фасон могли носить несколько поколений одной семьи.

Менее распространенными наряды в традиционном русском стиле стали в начале восемнадцатого века. Тогда древнерусский костюм был запрещен Петром Первым, который хотел сделать Россию более современной. На смену национальному одеянию пришли костюмы в венгерском стиле, а позже в немецком и французском. Чтобы нововведения прижились, правитель ввел пошлину на ношение в городе традиционных русских нарядов.

Женский

Наряды для женщин всегда были интереснее и разнообразнее мужских. Они представляли собой настоящие образцы искусства талантливых русских женщин. Со времен Древней Руси женский костюм состоял из сорочницы (простой рубахи в пол), сарафана и передника. Нередко для дополнительного тепла под сорочницу одевалась еще одна плотная рубаха.

Неотъемлемой частью любого традиционного наряда всегда была вышивка. В каждой губернии она отличалась цветами и узорами. Вышивкой украшали подол и рукава.

Заслуживают внимания платья, которые носили женщины на Руси. Во времена Ивана Грозного девушки, которые наряжались всего в одно платье считались непристойными. Принято было надевать три платья одно поверх другого. Такой костюм получался очень тяжелым и массивным.

Мужской

Для мужчин из простого сословия костюмы шились практичные и удобные. Русская культура всегда была неотделима от природы и земли. Это и отображалось в простой крестьянской одежде, которую шили из натуральных тканей и украшали растительными узорами.

Мужской костюм состоял из простой рубахи, штанов и пояса. Голову покрывали грешневиком из валяной шерсти. Из обуви наиболее распространены были лапти. Легкие и удобные, они хорошо защищали ноги во время работы в поле, но для зимы были не пригодны. С приходом холодов традиционный русский костюм дополнялся валенками, а по праздникам – кожаными сапожками.

Для детей

Дети в Древней Руси носили более простую одежду. Как правило, это были простые свободные рубахи. Для детей знати наряды создавались более изысканные. Иногда они практически полностью копировали взрослый костюм. Но юные девушки, в отличие от взрослых женщин, не носили головных уборов до замужества.

Особенности и значение деталей

Как уже было сказано, детали в национальном русском костюме играли очень важную роль.

Детали мужского костюма

Основой национального мужского костюма была простая сорочка. В нарядах простых крестьян она была основой костюма в то время, как знать носила ее как нижнее белье. Она шилась изо льна или шелка. Изнутри передняя и задняя части рубахи дополнялись подкладкой, которую называли подоплекой. Широкие рукава рубахи сужались к кисти.

Внешний вид ворота различался. Он мог быть закругленным, квадратным или вовсе отсутствовать. Если воротник все же был, то он дополнялся завязками или пуговицами.

Также костюм дополнялся такими деталями, как зипун, опашень и охабень. Все эти вещи – разновидности кафтанов. Поверх рубахи и кафтана надевалась свитка, кожух или сермяга. Для более торжественных случаев использовалась парадный плащ (корзно) или однорядка из шерстяной ткани.

Популярны были и шубы. Крестьяне носили более простые изделия из плотной овчины или заячьего меха. Представители высшего сословия позволяли себе щеголять в нарядах из чернобурки, соболя или куницы.

Для того чтобы сохранять тепло внутри, шубы шились мехом внутрь. Снаружи они покрывались плотным сукном. Наряды для знати расшивались парчой или бархатом. Роскоши шубе придавал широкий меховой ворот.

Традиционные шубы в русском стиле были длиною в пол. Рукава также были очень длинными, а руки провдевались не только в них, но и в специальные прорези, располагающиеся спереди. Их носили не только зимой, но и летом, для создания торжественного образа.

Еще одна важная деталь мужского русского костюма – головной убор в национальном стиле. Существовало несколько разновидностей шапок: тафья, клобук, мурмолка и треуха.

Тафья представляла собой маленькую круглую шапочку, которая плотно прилегала к голове. Поверх нее нередко надевали простую шапку. Простые люди выбирали варианты из войлока, более богатые – из бархата.

Мурмолками называли шапки, высокие и расширяющиеся к верху. По похожему принципу создавались и горлатные шапки. Только их дополнительно украшали мехам, идущим от самого горла. Лисий, соболиный или заячий мех одновременно и украшал шапку и согревал голову.

Детали женского костюма

В основе женского национального костюма также была рубаха. Она украшалась вышивкой или изысканной оторочкой. Знатные русские дамы поверх простой нижней рубахи надевали еще и горничную, пошитую из яркого шелка. Самый нарядный вариант – горничная рубашка алого цвета.

Поверх рубашек женщины надевали летник. Старинный наряд длиной в пол создавался из шелка и дополнялся застежками у самого горла. Знатные женщины носили летник, украшенный золотой вышивкой или жемчугом, а их ворот украшало ожерелье.

Более теплой альтернативой летнику в национальном женском костюме была шубка. Длинная и украшенная мехом шуба с декоративными рукавами была признаком роскоши, поскольку особой практичностью не отличалась. Руки либо продевались в специальные прорези под рукавами, либо в сами рукава, которые подкатывались для удобства. Греть ладони можно было в муфте, которая не только украшалась меховой опушкой, но и прошивалась мехом изнутри.

Важную роль играла и такая деталь костюма, как головной убор. Все замужние женщины на Руси обязательно прикрывали волосы, даже находясь дома. В быту голову покрывали волосником или повойником ,повязывая сверху нарядный цветастый платок.

Более нарядно выглядели венчики (широкие повязки, дополненные длинными цветастыми лентами), которые носили летом. Зимой их сменяли меховые шапки. Но традиционный русский костюм до сих пор часто ассоциируется у нас с кокошником – нарядным головным убором в виде опахала. По возможности он богато украшался и становился главным дополнением наряда.

Национальные мотивы в современной моде или этнический стиль

Хотя традиционный костюм сейчас является только частью богатой русской истории, многие дизайнеры используют его детали при создании современных нарядов. Этнический стиль сейчас в тренде, поэтому обратить внимание на подобную одежду стоит каждой моднице.

Платья в русском стиле должны быть сдержанными, ведь вульгарность, короткие юбки и слишком глубокое декольте тут просто неуместны. Одной из главных ценностей наших предков была целомудренность. Девушки должны были одеваться скромно и сдержанно, не выставляя напоказ свое тело. Современные наряды в русском этническом стиле создаются по тому же принципу.

Платья в русском стиле украшают изысканными цветочными узорами, ручной вышивкой, кружевом или набивными рисунками. Подол и манжет декорируются бахромой или элегантной мережкой.

В тренде натуральные ткани и природные оттенки. Прекрасно смотрятся такие цвета, как зеленый, фисташковый, красный или бежевый. Сарафаны могут быть, как длинными, в традиционном стиле, так и более короткими. Впрочем, выбирая платье минимальной длины, обязательно дополняйте свой образ плотными колготками, чтобы образ не выглядел слишком вульгарно.

Различается также длина рукавов. Крой платье тоже может быть разным. Стильно смотрятся, как приталенные наряды, так и свободные. Наряд с юбкой клеш и завышенной талией ни в чем не проигрывает модели рубашечного кроя.

Но для создания полноценного образа в русском народном стиле недостаточно одного только платья. Как и наши предки, женщины нередко дополняют платье разными аксессуарами и верхней одеждой. В сочетании с таким платьем отлично смотрятся объемные бусы или сережки.

В качестве головного убора можно использовать экстравагантный кокошник или расшитый яркими узорами платок. А поверх платья накинуть жилетку или пальто. В прохладную погоду не отказывайте себе в удовольствии дополнить образ шубой, муфтой и теплой меховой шапкой.

Русский национальный костюм – это часть нашей истории и одновременно настоящий источник вдохновения для современных дизайнеров.

Русский народный русский костюм — советы и рекомендации по одежде и этикету на Krasota4All.ru

2018-09-27

Предыдущий пост | Следующий пост

Русский народный костюм сегодня: развитие традиций или конструирование образа?

Изучение народного костюма – «классически» этнографическая тема в отечественной науке XIX – первой половины XX века. Исследования в области традиционного костюма разных народов продолжаются до сих пор, хотя по интенсивности и уступают многим иным темам. После создания ряда обобщающих трудов по русскому традиционному костюму Европейской России и Сибири [1; 9; 12], тема, по большому счету, перестала привлекать к себе активное внимание специалистов – этнографов и искусствоведов. Способствует этому, вне сомнения, и то, что русский традиционный костюм практически вышел из употребления, а его изучение все чаще сводится к архивным и музейным изысканиям. Этнографическое исследование костюма опирается на определенные принципы, выработанные еще корифеями этой темы [5; 6; 7; 9]. Костюм чаще рассматривается не как целостная совокупность предметов, а по элементам, которые обязательно классифицируются и типологизируются. Важнейшим критерием анализа элементов традиционной одежды является крой, а особенности материалов, из которых изготовлены изучаемые вещи, и элементы декора учитываются как дополнительные сведения. Еще В.В. Богданов писал, что одежда является ценным источником для изучения этнической истории народа, и это на долгие годы стало основной целью изучения одежды [3, с. 131]. Во второй половине XX в. в основу выделения этнографических групп русских были положены особенности культуры, среди которых важное место занимали различия в комплексах одежды. Только в поздних работах Г.С. Маслова начала рассматривать одежду как значимый элемент духовной культуры, развив таким образом идеи, сформулированные еще в первой половине XX в. [2; 4]. Однако интерес к костюму в настоящее время далеко выходит за рамки его научного изучения. Русская народная одежда оказывается в центре внимания активистов и рядовых участников фольклорного движения, «ролевиков»-реконструкторов самого разного толка и т.д. Именно эти люди остро нуждаются в материалах по костюму и предъявляют к нему особые требования: все представленные в литературе сведения должны быть настолько полны и ясны, чтобы пользуясь ими как инструкцией, можно было сшить костюм. Очевидно, что тексты, созданные в рамках описанной выше научной традиции, им не подходят, поскольку из разрозненных элементов трудно собрать цельный костюм. К тому же книги по традиционному костюму, как правило, малодоступны даже в крупных городах, за исключением, может быть Москвы, Санкт-Петербурга и, в Сибири, Новосибирска. Популярные материалы довольно далеки от научной традиции (фотоальбомы, публиковавшиеся в 1980-х гг., научно-популярные брошюры 1990-х гг.). Стремясь достичь своей цели, заинтересованные лица сами начинают изыскания в области народного костюма. Часть из них пытается получить нужную информацию, проводя полевые исследования [см., напр.: 13; 14], кто-то предпринимает сравнительное изучение доступной литературы. В Интернете сейчас появилось достаточно большое число сайтов, на которых выложены рекомендации по созданию русских и древнерусских костюмов [10; 11]. Казалось бы, что эта социокультурная ситуация далека от традиционной культуры, которая является объектом изучения этнографии. Однако опыт показывает, что поиски источников для создания костюмов в большинстве случаев бывает недолгим и люди, нуждающиеся в нем, начинают поиски «внутри» себя. Эту ситуацию я могу описать, опираясь на наблюдения, сделанные в годы преподавания курса истории русского костюма для студентов факультета культуры и искусств Омского государственного университета. Эти студенты готовятся стать руководителями фольклорных коллективов и имеют опыт участия в них. В преподавательских целях проводился и мониторинг костюмов, которыми пользуются участники омских народных коллективов разной направленности в 1990–2000-х гг. «Поиском внутри» себя я называю обращение к тем образам народного костюма, которые складываются у молодых людей. Анализ этих образов показывает, что они формируются под влиянием личного опыта использования русских костюмов, складываются из элементов костюма героев киносказок и мультфильмов, иллюстраций к книгам. Старые фотографии, хранящиеся дома, также зачастую являются источником образа. Многие молодые люди приходят в народные коллективы, повторяя путь своих старших родственников. Детские впечатления о выступлении на сцене родителей, бабушек и дедушек также определяют тот образ, который становится для молодых людей «исконно русским». Анализ собранных материалов о современном сценическом русском народном костюме показывает, что он далек от подлинных образцов. В основе такого костюма лежит набор повторяющихся элементов: белая рубаха, сарафан, душегрея (телогрея), кокошник или лента – у женщин, рубаха-косоворотка, пояс, штаны-порты, часто заменяемые брюками, и фуражка у мужчин. Широко распространено мнение, что русский народный костюм строился на базе двух основных цветов – белого и красного, отчего многие коллективы используют в основном эти цвета, а фольклорные праздники превращаются в бело-красное действо. Набор этих постоянно повторяющихся элементов, хорошо усвоенных современной культурой, можно назвать национальным костюмом – известным всем и ассоциирующимся с русской традицией. В последние годы заметен рост «состоятельности» народных коллективов. Появляется желание выделиться среди других исполнителей и начинается поиск новых вариантов костюма. Например, в Омске среди фольклорных исполнителей вошли в моду новые элементы костюма – шамшуры у женщин, коруны у девушек, которые шьют, ориентируясь на старые образцы, из современных материалов (фото 1, 2). Для изготовления костюмов все чаще используют дорогие современные материалы. Такой костюм многими исполнителями воспринимается не только как сценический, но и как выражение их «русскости», свидетельство определенного образа жизни, часто определяемого словами «воцерковленность», «традиционность» и т.п. Многие из этих людей носят русский костюм как праздничную и даже повседневную одежду, используют ее как современную обрядовую (например, свадебную, фото 1), шьют для своих детей. Интерес к народному костюму (кстати, не только русскому) подкрепляется проведением специальных семинаров (в Омске его проводит Сибирский культурный центр), организацией конкурсов мастеров народного костюма и т.д. image image image Создатели современного русского костюма проявляют особый интерес к комплексам, не представленным в национальном костюме. Все чаще можно видеть на сцене поневный комплекс, поздний костюм (чаще «парочки») у женщин, в мужском костюме широко представлены уникальные предметы одежды (например, «поляцкая» рубаха, фото 3) и декора (шляпы-гречневики, украшенные цветами и лентами, и т.п.). Обычно использование таких костюмов никак не соотносится с их региональной и возрастной привязкой, а на сцене могут оказаться рядом исполнители в костюмах самых разных регионов России. Основанием для выбора копируемой модели чаще всего бывает их красота и необычность, реже – воспоминания о происхождении предков (сейчас уже в 4–5 поколениях) из тех или иных мест. Таким образом, уже в наши дни сложился современный народный костюм, порой далекий от этнографических образцов, не имеющий прямой связи с костюмом традиционного общества, но позиционируемый создателями как «подлинно народный». Процесс вторичного обретения народного костюма характеризует нашу эпоху, демонстрируя определенные социокультурные процессы, которые можно назвать на нынешнем этапе конструированием образа. И, конечно, интерес к народному костюму – только наиболее заметная часть процессов обращения к народной традиции в более широком плане. Источники и литература 1. Бардина П.Е. Быт русских сибиряков Томского края. Томск, 1995. 224 с. 2. Богатырев П.Г. Функции костюма в Моравской Словакии // Вопросы теории народного искусства. М., 1971. С. 297–368. 3. Богданов В.В. Из истории женского южновеликорусского костюма // Этнографическое обозрение. 1914. № 1–2. С. 141–151. 4. Гаген-Торн Н.И. Магическое значение волос и головного убора // Советская этнография. 1933. № 5–6. С. 76–88. 5. Гринкова Н.П. Русская понева юго-западных районов РСФСР // Сборник Музея антропологии и этнографии. 1949. Т. XII. С. 5–42. 6. Зеленин Д.К. Женские головные уборы восточных (русских) славян // Slavia. Praha, 1926. R. 5. S. 2. C. 303–328; S. 3. C. 533–556. 7. Куфтин Б.А. Материальная культура русской Мещеры. М., 1926. Ч. I. Женская одежда: рубаха, понева и сарафан. 144 с. 8. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX – начала XX в. М., 1984. 216 c. 9. Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX – начале XX в. // Труды Института этнографии АН СССР. Нов. серия. М., 1956. Т. XXXI. С. 541–757. 10. Русский наряд: традиция против моды [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://narjad.narod.ru/index.htm. 11. Сарафаны. Русский народный костюм с выкройками и схемами [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://sarafany.narod.ru/index.html. 12. Фурсова Е.Ф. Традиционная одежда русских крестьян-старожилов Верхнего Приобья (конец XIX – начало XX в.). Новосибирск, 1997. 152 с. 13. Экспедиции // Дербеневка – фольклорно-этнографический центр [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.derbenevka.com/index.php?i=eksped. 14. Экспедиции // Фольклорно-этнографическая студия «Терем» [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.terem.msk.ru/exped.html. М.Л.Бережнова. Омск, государственный университет Источник: http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=1034

Профиль

Русские народные костюмы

Ссылки

  • Пошив русских народных костюмов

Метки

Все метки

Категории

Все категории Разработано LiveJournal.com Дизайн

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий