Содержание
Многие люди, если их спросить о национальной русской одежде, сразу назовут расшитые сарафаны с рубашками, армяки и кафтаны, подпоясанные кушаками. Образ сложился довольно устойчивый, его часто можно увидеть на стилизованных гуляниях, во время проведения народных праздников, в спектаклях, фильмах, мультиках. Мы подробно расскажем о традиционной русской народной одежде и ее особенностях.
Содержание
История костюма
Сегодня издано много интересных материалов по истории русских одежд, да и вообще, обстановки народной жизни. Как наряжались люди, что надевали на голову и на ноги, как выглядели в будние дни и на праздниках – обо всем этом написано. Мы предлагаем только основную информацию.
Любой национальный костюм – отражение народных традиций, культуры. История движется, общество развивается, меняется одежда. Но общие элементы остаются, переходя из века в век.
Одной из ярких отличительных черт русского наряда является просторный покрой, а также искусная вышивка на одежде. Детали вещей оформлялись декоративными орнаментами с характерными мотивами и цветами.
На Руси одежда давала много информации о хозяине. Глядя на костюм, определяли:
- к какому сословию относится человек (крестьянин, купец, дворянин);
- какова его основная деятельность;
- в каком регионе проживает, к какому климату привык.
Под влиянием этих факторов и культурных взаимоотношений со странами-соседями формировался русский национальный костюм. У крестьян он был максимально простым, без особенных излишеств, если не говорить о праздничных нарядах.
У знати даже повседневные изделия расшивались яркими узорами, шелковыми, золотыми или серебряными нитями, самоцветами, бусинами, жемчужинами. Одно оставалось неизменным для всех слоев общества: одежда производилась из натуральных волокон, чаще всего – хлопковых, льняных или шерстяных.
Немного фактов
Начало формирования русского национального костюма – XIV век. Тогда феодальная знать носила самобытные наряды, отличающие жителей Киевской Руси.
Наша страна всегда находилась в тесных контактах с соседями, что не могло не повлиять на внешний вид славян. В XV веке русские князья одевались в просторные, распашные кафтаны с приталенным кроем, пришедшие из Польши. Украшалась одежда искусной цветной вышивкой, каменьями, золотыми нитями.
Правление Петра Первого принесло сильные изменения в моду. Российский император желал приблизить страну к Европе, максимально запрещая все родное, национальное, даже костюм. В одежде приветствовались европейские традиции, что сказалось отрицательно на народных. Однако при правлении Екатерины II от подобных взглядов отказались: в моду вернулся русский костюм. Пытаясь реабилитировать его, императрица приветствовала использование пышных тканей, национальных узоров и мотивов, свободный крой изделий. Так продолжалось до войны с Наполеоном.
Этот непростой период для России обозначился сильнейшим подъемом патриотического духа. Народ объединялся, чтобы победить врага. Возрос интерес ко всему исконно русскому. Даже знатные дамы стали надевать национальные наряды, и в светском обществе снова ожили такие названия, как «кокошник», «сарафан», «сорочка».
Виды
Если говорить о видах русской народной одежды, их делят на дворянскую, крестьянскую и военную. Причем, независимо от принадлежности, все отличаются:
- свободным кроем;
- многослойностью;
- наличием пояса;
- вышивкой от «дурного глаза».
У каждого человека был набор обычной повседневной и обрядовой, или праздничной, одежды. Вторая украшалась вышивками и дополнительными деталями, соответствующими положению владельца.
Дворянская
Вплоть до указов Петра Великого (вызывавших большое негодование в светском обществе) дворяне носили характерную для русских людей одежду – пышную, многослойную, расшитую узорами-оберегами.
Женские платья были очень тяжелыми, до 15-20 кг, что и обусловливало величавую, неторопливую, «царственную» походку. Наряды богато украшались самоцветами, различной дорогостоящей фурнитурой, металлизированными нитями. Ткани – парча, бархат, сатин, тафта, кумач, атлас. Материи обычно привозились из-за границы – Италии, Турции, Византии, Англии. Женщины и мужчины знати привыкли одеваться роскошно не только для выхода в свет, но и дома.
Крестьянская
Вообще, одежда русского народа была выполнена в едином стиле и из природных материй. Вот только для простого люда использовались дешевые ткани, а украшения были гораздо более скромны, да и слоев одеяний было меньше.
Военная
Изначально на Руси не было единой военной формы. Оправляясь на ратные подвиги, мужчины одевались по финансовым возможностям. Но с ростом государства, укреплением централизованной власти, стали осуществляться призывы на службу. Форма постепенно приобретала единый вид, а по знакам отличия определялись род войск, звание, положение и т.д.
Детали и их значение в одежде
Отличие национальной русской одежды – в деталях. Например, вышивка часто носила сакральный смысл, оберегала от сглаза, темных сил. Замысловатые или, наоборот, простые узоры, а также разнообразные элементы красноречиво говорили о положении хозяина одежды, его социальном статусе, месте проживания.
И все же, несмотря на заметные различия, в целом сохранялся единый стиль в одежде, да и названия многих вещей были одинаковыми для крестьян и для знати.
Огромное значение имело, для кого шьется изделие. Мужские костюмы сильно отличались от женских.
Мужская одежда
Мужская одежда, как и женская, была многослойной, просторной, удобной. Крестьяне надевали меньше вещей, чем дворяне, но различие было не только в этом. Наряды простонародья отличались лаконичностью, украшались только праздничные одеяния. У знати даже будничные вещи выглядели роскошно.
Головной убор
Летом мужчины носили тафьи, которые надевались только на остриженные головы. Они не снимались даже во время церковных служб. В холодное время года поверх тафьи надевались утепленные шапки. Дворяне носили меховые изделия или же модели из дорогого бархата, сукна. Простой люд надевал войлочные, суконные шапки. Позже появились ушанки.
Рубаха
Отличительная деталь костюма любого мужчины и прежде всего потому, что только крестьянское сословие носило рубахи как верхнюю одежду. У знати они приравнивались к сорочкам, поверх которых надевались кафтаны или другие красивые вещи. Рубахи долгое время не имели пуговиц, завязывались на шнурки, расположенные в районе ворота. Шились из гигиеничных натуральных тканей, манжеты украшались вышивками-оберегами.
Штаны портки
Производились исключительно для мужчин, женщины не имели права носить подобные вещи. Никаких ширинок долгое время не существовало – штаны подвязывали в районе пояса и на щиколотках. Крестьяне надевали только одну пару, а вот дворяне носили две. Нижние портки считались подштанниками и надевались для сохранения тепла. Верхние украшались вышивками, самоцветами, жемчугом и были дорогой одеждой.
Зипун
Верхняя одежда, в народном костюме надеваемая поверх рубахи. Зипун шился из сукна, дорогого – для знатных людей, самого дешевого – для простонародья. Нередко именно он становился заключительной деталью крестьянского наряда, в то время как дворяне надевали сверху еще кафтан.
Кафтан
Деталь мужской одежды придворных сословий. Нарядно расшивался, украшался драгоценными камнями, бисером, золотыми или серебряными нитями, жемчугами. Чем роскошнее оформление, тем богаче хозяин.
Читайте также:
Почему наши женщины ходят дома в халатах
36 размер одежды – это какой русский
Как перевести английские размеры одежды в русские
Ферязь
Если кафтан еще могли себе позволить зажиточные простые люди (купцы, например), то ферязь – однозначно деталь русской народной одежды, предназначенной исключительно для знати. У крестьян аналогичным предметом был армяк. Мужчины надевали ферязь поверх кафтана, создавая законченный образ успешного человека.
Шуба
Самая распространенная зимняя русская одежда. Ее носили абсолютно все слои общества. Правда, были существенные различия в материале, из которого шили меховые изделия. Если для крестьянских шуб использовалась дешевая овчина или заячьи шкурки, то у дворян все было иначе.
Зажиточные люди щеголяли в роскошных собольих шубах. Популярностью пользовались изделия из меха куницы, черно-бурой лисы. Одежда доходила до пят, была просторной и массивной. Черта, отличающая те изделия от современных моделей: мех находился внутри, сверху шубы отделывались сукном и искусно украшались.
Обувь
Традиционная крестьянская обувь, мужская и женская, – лапти. Плелись из лыка – тонкой древесной коры, обычно березовой. Искусству создания такой обуви обучались с детства, в русской деревни все члены семьи умели это делать.
Еще были чеботы – обувь, похожая на укороченные сапоги, которую носили все сословия. На картинках часто рисуют кривые чеботы, носы которых загибаются вверх. Однако были и прямые модели. Дорогие изделия шились из атласной или бархатной ткани, на изготовление самых дешевых шло сафьяновое полотно.
Жители городов носили сапоги. Крестьяне предпочитали модели с прямыми носками, а дворянам больше нравились загнутые вверх. Изначально обувь была на плоской подошве, но уже в XIV столетии стали изготавливать модели с каблуками.
Помимо перечисленных изделий, популярностью пользовались башмаки, ичиги, валенки. Вместо носков носили онучи – прототипы портянок. Это был длинный лоскут холщовой или шерстяной ткани шириной около 30 см. Он обматывался вокруг ноги, предохраняя кожу от мозолей, а также согревая и обеспечивая оптимальный микроклимат.
Женская одежда
Основным элементом национальной русской одежды была рубаха. Ее носили и мужчины, и женщины, но в деталях изделия сильно различались. Особенное значение имели узоры и орнаменты, приносящие спокойствие и достаток в дом, сулящие счастливое материнство, легкую беременность и роды. Девушки одевались не так, как замужние женщины. Это еще одна уникальная деталь русского быта.
Существовала и своеобразная верхняя женская одежда, головные уборы, уникальные детали костюма.
Головные уборы
Славяне наделяли волосы особенной силой. Их нельзя было обнажать, иначе могло прицепиться любое проклятие, плохое слово или взгляд, брошенные вслед красавице. Традиционной деталью наряда для женщин были платки. Они носились только замужними дамами, причем обычно из дворянства. Простые крестьянки надевали косынки.
Головные уборы не оставляли даже часть волос открытыми. Правда, незамужним девушкам позволялось оголять косу. Часто головные уборы девочек и будущих невест ограничивались только лентами или скрученными жгутом платками.
Свадебный вариант – повойник. Его надевала девушка во время специального обряда инициации. Невесте заплетали две косы, которые полностью укрывали убором. После свадьбы женщина обязана была всегда закрывать волосы. Она носила кику. Это праздничный, нарядный вариант головного убора. Поверх кики надевали специальный платок – убрус. Кроме того, женщины могли носить кокошники, повои, венцы и т.д.
Рубаха
Одна из главных деталей женской народной одежды. И у знати, и у простых крестьянок в таких изделиях ярко просматривались русские мотивы: вышивка, завязки, натуральные ткани.
Однако дворянки носили две рубахи: одну нижнюю, нательную и вторую – горничную. Она оригинально и богато украшалась, подчеркивая положение владелицы.
Сарафан
Традиционная русская одежда для девочек и взрослых женщин. То же самое платье, только легкое, длиной до пола, без рукавов, надевалось поверх рубахи и состояло из двух частей – юбки и лифа. Носили такую одежду крестьяне и бояре, только у последних изделия шились из более дорогих тканей, богато украшались.
Понева
Оригинальная женская одежда, носящая сакральное значение. Ее могли носить только девушки в возрасте невест, ждущие замужества. В южных областях такие верхние юбки, подчеркивающие талию, надевали и замужние женщины.
Поневы красиво декорировались блестками, бахромой или кистями. Вообще, для южных регионов России была характерна замена сарафанов на этот более легкий вид одеяний.
Детская
Русская одежда для детей отличались простой, экологичностью, просторностью. Она не стесняла движений, не вызывала никакого дискомфорта. Изделий было очень мало, поэтому младшие донашивали за старшими. В целом, наряд практически не отличался от взрослого.
Для мальчика первой вещью становилась пеленка, сделанная из отцовской рубахи, для девочки – из материнской. До трех лет одежда не отличалась: дети обоих полов носили длинные, до пят, рубахи. Вещи украшались специальной вышивкой – от любого негатива.
Примерно с трех лет мать шила разную одежду для дочерей и сыновей, причем использовалось новое полотно. В двенадцать лет девочки-подростки получали красивые поневы или сарафаны, а для мальчиков изготавливались портки. Дополнялись наряды соответствующими головными уборами.
Этно-стиль в современной моде
В современной моде русский народный стиль становится очень актуальным. Традиционные рубахи и сарафаны отделываются классической вышивкой, создающей необходимый эффект. В таких изделиях проявляется народных дух, воссоздается исконная культура. Конечно, современная одежда в русском народном стиле не полностью соответствует традициям, но повторяет многое. Она выглядит аутентично и ярко.
На сегодняшний день у народной одежды и современного платья мало общего, однако дизайнеры стараются возвращаться к истокам, используя характерные мотивы и украшения.
Уважаемые читатели сайта Tkan.Club, если у вас остались вопросы по этой теме – мы с радостью на них ответим. Оставляйте свои отзывы, комментарии, делитесь историями если имели дело с этой одеждой! Ваш жизненный опыт может пригодиться другим читателям.
Мода — своенравная и капризная барышня, чьи причуды неизменно заставляют старшее поколение драматически закатывать глаза, а юных девушек проводить часы за переосмысливанием своего гардероба в соответствии с новыми тенденциями.
Как только человечество развилось достаточно, чтобы иметь возможность использовать одежду не только для обогрева и защиты, одежда тут же стала дополнительным средством самовыражения. Все мы знаем, как отличить портрет герцогини от портрета простолюдинки — по тому, насколько роскошное у нее платье!
О моде в Древней Руси, содержание:
- Женская одежда Древней Руси.
- Мужская одежда Древней Руси.
- Древнерусский костюм в наши дни: где примерить и как сшить.
Одежда — это не только способ самовыражения, но и еще один язык, на котором вы говорите с окружающим миром, еще одна система знаков, дающая окружающим вас людям представление о том, кто перед ними.
Различные системы знаков, свойственные разным культурам, могут быть в разной степени абстрактны и символичны — так, например, если в европейской культуре, увидев даму с черной вуалью или повязкой в волосах, мы предположим, что она в трауре, то на Востоке цветом смерти будет считаться белый. Такие мелкие отличия и делают индивидуальной культуру, и, только зная их, можно по-настоящему насладиться красотой национального костюма любой страны или особенностями одежды определенной культуры.
В славянских странах, конечно, тоже есть свои национальные костюмы. Все их мы видели с детства на разных патриотических плакатах, в иллюстрациях к сказкам или даже сами носили на утренниках. К сожалению, этих смутно знакомых картинок недостаточно, чтобы получить детальное представление о том, как выглядели наши предки, что носили древнерусские красавицы, от каких фасонов платьев приходили в восторг и какие цвета ни за что не стали бы носить.
К счастью, сегодня существует отличная возможность как посмотреть на репродукции из учебников, так и потрогать или даже примерить такой наряд в живую или сшить своими руками. Для этих и многих других целей и существуют различные музеи и центры интерактивной истории — места, где стараниями энтузиастов история представляется нам уже не абстрактными рассказами из учебников, а, так сказать, в формате full HD.
Беспощадное время сохранило для любознательных археологов не так-то много памяток, позволяющих достоверно описать костюмы девушек той эпохи, поэтому все археологические находки, вроде изображений или остатков тканей, являются чрезвычайно ценными.
Судя по тому набору сведений, который есть в распоряжении у современных историков, наиболее распространенными материалами, использовавшимися для пошива одежды, являлся лён (более или менее хорошего качества) и шерсть. Из этого изготавливалась ткань, которая также отличалось по качеству — сукно или тонкое полотно или сермяга и грубый холст.
На Руси очень долго не было налажено собственное крупное и полномасштабное производство высокосортной ткани, такой, например, как шелк, поэтому ее было принято ввозить из заграницы. В основном, конечно, шелк в Киевскую Русь ввозили из Византии.
Одежду, как женскую, так и мужскую, было принято украшать. Для этих целей использовали раскраску и вышивку — для орнамента. Существовала также технология создания узоров из пряжи разного цвета — пестрядь. Делали ее, как правило, в сине-зеленых тонах.
Что касается одежды из парчи и шелка, то материалы для таких изделий назывались паволокой и преимущественно были красного цвета и его оттенков — пурпурного или алого, багряного или карминного, а также голубые, лазурные и бирюзовые, реже — зеленые. Часто такой наряд можно было увидеть украшенным узорами и орнаментами из золотых и серебряных ниток — стоили они, конечно, очень дорого и по карману были не всем.
Индивидуальными особенностями женского костюма тех времен были головные уборы — шапки и платки. Под шапкой носили специальный сложенный и закрепленный под подбородком платок — убрус. Крестьянки носили особые чепцы, которые называются повойниками.
Женщины, как и мужчины, поверх одежды часто надевали особые кафтаны — с широкими рукавами, позволявшими рассмотреть расшитые и красиво украшенные рукава нижней рубахи. Эта самая рубаха была очень важным и обязательным элементом одежды. Расшитая узорами, она была обязательно длинной и прикрывала лодыжки. Ворот нижней рубахи можно было украсить каймой, а рукава — орнаментом.
Обувь в основном была не слишком разнообразной. Те, кто мог себе это позволить, носили мягкие сапоги без каблуков с украшениями на голенище или носках, крестьяне же обходились лаптями.
Среди традиционных элементов женской одежды также стоит выделить следующие: запахнутая поверх рубахи юбка, которая называлась «понева», и надеваемая также поверх рубахи просторная одежда, сшитая из холстины — называлась она «запона».
Мотивы орнаментов, украшавших одежду и обувь, оборки и рукава, практически всегда были классическими — растительные или геометрические узоры, то есть сплетение линий и углов, цветов и листьев. Цвета и материалы также подбирались в зависимости от статуса и достатка, личных предпочтений или традиций местности.
Об одежде представителей мужского пола в Древней Руси можно судить преимущественно по письменным источникам — например, таким, как «Изборник Святослава».
Имеющиеся там иллюстрации весьма красочны и позволяют получить общее представление о том, на что был похож мужской костюм тех времен. По изображению князя киевского можно понять, что обязательными элементами мужского наряда тех времен был кафтан — на князе он зеленый, с нашивкой красного цвета. (Красный цвет считался более «благородным», его носили бояре или представители княжеского рода) .
Костюм князя дополняют также зарукавья золотистого цвета. Зарукавья — это элемент одежды, похожий по своему функциональному назначению на манжеты- разве что значительно объемнее.
В этой увлекательной игре «Собери русского князя» нельзя забывать также и про верхнюю одежду. В случае этого изображения Святослава — это темно-синий плащ из тех, какие носила знать в те времена. Назывался он «корзно» и был оторочен золотистой каймой, и имел к тому же красную подкладку. Завершает образ шапка — непременный атрибут всякого знатного человека тех времен. У князя она украшена мехом. Сапоги на нём зеленого цвета и сделаны из сафьяна.
Отдельного упоминания в разговоре об одежде мужчин Древней Руси заслуживают головные уборы. Их роль выполняли шапки, которые носили представители всех сословий — и, конечно, снимали в знак уважения или перед входом в церковь.
Для простолюдинов-крестьян предназначались изготовленные из войлока колпаки, отороченные тонкой полоской меха. Более состоятельные купцы могли позволить себе заказать колпак из сукна, а самые знатные и уважаемые люди носили головные уборы, сшитые из парчи и украшенные золотыми и серебряными нитями, различными цветными драгоценными камнями и меховыми полосами.
Плащи, как на прикрепленном и описанном выше рисунке со Святославом, называвшиеся «корзно», набрасывали на одно плечо и фиксировали особой застежкой — фибулой. Эту характерную тенденцию позаимствовали жители Киевской Руси у византийцев, а те, в свою очередь — у римлян.
Когда же вся политическая и значительная часть общественной деятельности в силу определенных исторических причин переместилась в Новгород, то плащи сменились более актуальными в этой местности кафтанами и шубами. Шубы, которые носили в Новгороде, отличались своими вшитыми рукавами, которые исполняли скорее декоративную функцию — редко когда этот предмет одежды надевали целиком, чаще просто набрасывали на плечи.
От плащей и шуб — к нижнему белью. Его роль в гардеробе мужчины Древней Руси исполняли порты и нижняя рубашка. У представителей низшего сословия в качестве материала для пошива нижней рубахи выступала грубая холстина, декорированная пестрядой и набойкой, которые выглядывали из рукавов верхней одежды.
Порты представляли собой обычный холщовые штаны, надевавшиеся под одежду и завязывавшиеся на поясе шнурком. Книзу они сужались.
Состоятельные люди носили рубашки из тонкого полотна с отделкой из тафты преимущественно алого цвета. Воротники отстегивались и надевались отдельно. Часто их расшивали каменьями и жемчугами, узорами, вышитыми золотистыми нитями, с узором и орнаментом. Рубаху носили навыпуск, а в особых случаях к ним надевались также роскошно украшенные зарукавья.
Поскольку полоски ткани были, как правило, достаточно узкими — от тридцати сантиметров до шестидесяти — их нужно было сшивать между собой. Швы в таких случаях не скрывались, а декорировались и намеренно подчеркивались.
Отдельно стоит упомянуть одежду славянских богатырей-воинов: помимо всего вышеперечисленного, их облачение также включало в себя как минимум кольчужную рубашку с разрезами по бокам, и, конечно же, защищающий голову шлем.
На сегодняшний день для поклонников и поклонниц славянской истории существует широчайший спектр возможностей для погружения в полюбившийся им еще со школьной скамьи исторический период. Для этого вовсе не обязательно ждать, пока в твою квартиру ворвется безумный ученый, которому срочно нужен напарник для путешествий во времени.
Всё, что вам потребуется — это немного сил, терпения, усидчивости и любопытства. Все эти качества помогут вам изучить пару-тройку источников, чтобы точно определиться с тем, какой крой платья будет уместен для века и персонажа, которого вы отыгрываете.
Большую часть материалов для начала пошива костюма скорее всего можно приобрести в ближайшем магазине тканей — вероятней всего, вам потребуется лён. В мегаполисах или в тех городах, где в теплое время года проходят различные реконструкторские фестивали, часто можно найти швею, знающую, что именно вам нужно и как этого добиться — вы можете либо взять несколько уроков, либо просто заказать платье.
Только будьте готовы к тому, что перед началом фестиваля обращаться будет уже поздно — скорее всего, у мастерицы и так случится настоящий завал. Подумайте об этом заранее.
Будьте осторожны — никто не застрахован от ситуаций, когда неожиданно выясняется, что в мире исторической науки существует сразу несколько диаметрально противоположных точек зрения касательно того, был ли тот или иной предмет одежды в ходу в Древней Руси, по каким случаям его надевали, и вообще — штаны это или юбка?
Люди, которые занимаются воспроизведением событий далекого прошлого, называются историческими реконструкторами. Это не те, что работают в музеях и восстанавливают первозданный вид какой-нибудь скульптуры — это те, что, опираясь на имеющиеся у них сведения об определенном историческом периоде, воссоздают одежду, быт, а иногда и постройки тех времен — и играют в это. Настоящее путешествие в прошлое, как в «Эффекте бабочки» — только никаких рисков. Кроме одного — риска слишком увлечься.
В больших городах — и даже в некоторых маленьких — существуют целые клубы и движения, объединяющие реконструкторов и ролевиков.
Как правило, они занимаются воссозданием одного конкретного исторического периода, максимум двух-трех — создание качественного материала занимает много времени и отнимает немало сил, да и даже в одном историческом периоде можно изучать так много всего, что на это всей жизни не хватит.
Русский народный костюм — это бесценный памятник народного творчества, ярко подчёркивающий самобытность, самодостаточность и богатство национальной культуры.
Русская народная одежда отличается большим разнообразием, пёстрой расцветкой, красочной вышивкой и кроем, невероятно удобным в повседневной носке.
Магазин русской одежды FolkBerry рад предложить вам народные национальные костюмы, выполненные в точном соответствии традициям. Это не просто красивая одежда, а дыхание исторических эпох, что воплотилось в тканях и аксессуарах.
Вся продукция изготовлена на собственном швейном предприятии, где трудятся истинные волшебники — их талант, вдохновение и знание традиций современного и народного костюмов позволяют творить настоящие шедевры, в соответствии со старинными эскизами.
Для женщин мы приготовили разноцветные сарафаны, рубахи с вышивкой и узорчатой окантовкой, свободные, ниспадающие в пол, расшитые платья. Дополнить образ русской красавицы можно романтическим кокошником с бисерным очельем. Представителям сильного пола мы предлагаем фольклорные косоворотки, подпоясанные кушаком, мужские порты и молодецкие картузы с ярким цветком на околыше.
С особенным удовольствием мы предлагаем приобрести детские русские народные костюмы недорого и с доставкой по России. Их можно надеть на утренник в детском саду, на школьный праздник, а если ребёнок посещает танцевальный ансамбль или состоит в народном хоре, то подобный наряд становится необходимостью.
Особенности традиционного русского костюма
Национальная одежда русского народа формировалась на протяжении долгих веков — это отражение истории славян, их традиций, обычаев и обрядов. Отличительная черта народных костюмов Руси — красный цвет. Цвет, символизирующий плодородие, пламень и солнечный свет. Этот цвет присутствовал и в одежде крестьянина и боярина. До тридцати трёх тонов красного присутствует в славянских одеяниях — червонный, мясной, багрецовый, червчатый, кровавый…
В старину по цветовой гамме также можно было легко определить возраст владельца. Например, девушки до появления на свет первенца одевались гораздо колоритнее. А пожилые люди и дети облачались в одежды куда более скромной палитры.
Ещё одна особенность, характерная для традиционного русского наряда — обилие вышитых узоров. В узорные орнаменты искусным образом вплетались изображения птиц, животных, людей, растений и различных геометрических фигур.
Своеобразие русской народной одежды — это его многослойность, которая, согласно древним поверьям, хранила владельца от дурного глаза. В качестве примера: праздничные женские костюмы насчитывали около двадцати элементов, а будничный — всего семь.
Купить русский народный костюм в магазине FolkBerry
На сегодняшний день, русская национальная одежда вновь на пике популярности. В интернет-магазине FolkBerry представлен большой ассортимент, разумная цена и отменное качество продукции. Детские и взрослые костюмы в русском народном стиле органично и впечатляюще выглядят на народных гуляниях, праздновании дня рождения и участия в представлениях, созданных по мотивам русских народных сказаний.
На страницах нашего онлайн-каталога представлены как традиционные наряды, так и замысловатые эстрадные решения для танцевальных ансамблей и различного рода театрализованных действий. Все товары сопровождаются фотографическими изображениями и подробным описанием. Красивый костюм создаёт ни с чем несравнимую, сказочную атмосферу. Приобрести стилизованные народные костюмы можно как оптом, так и в розницу.
Помимо продажи, мы предлагаем индивидуальный пошив костюмов для народного танца на заказ.
Заказать дешевые народные костюмы в Москве на все случаи жизни — чтобы блистать в народном хоровом коллективе или танцевальном ансамбле, проще простого! Покупайте, чтобы радовать себя и своих близких незабываемыми подарками!
Чтобы совершить покупку, обращайтесь к нашим менеджерам по указанному номеру телефона или посредством электронного письма.
Одежда Древней Руси
XIII. СТРОЙ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ
(продолжение)
Как в своих жилищах и постройках Древняя Русь обнаруживала много своеобразного вкуса и соответствия с окружавшей природой, так своеобразна была она и в одежде своей, хотя многое заимствовала у других народов, особенно у византийцев по части дорогих тканей и украшений. Основную одежду составляли полотняная сорочка или рубашка и узкое нижнее платье, запущенное в сапоги. Поверх сорочки надевались “свита”, или “кожух”. Это было платье с рукавами более или менее длинное, обыкновенно спускавшееся ниже колен и подпоясанное. Дружинники и торговцы поверх свиты надевали плащ, называвшийся “корзно” или “мятль” (т.е. мантия), который обыкновенно застегивался на правом плече, чтобы оставить свободной правую руку. У простых людей сорочки и свиты, конечно, делались из грубых полотен и шерстяных тканей; а богатые носили более тонкие суконные ткани и нередко шелковые. У людей знатных, у бояр и князей, на свиту употреблялись такие дорогие привозные ткани, как греческие паволоки разнообразных цветов, синие, зеленые и особенно красные (багряница, или червленица). Подол обшивался золотой или узорчатой каймой; нижняя часть рукавов покрывалась золотистыми “поручами”; атласный воротник был также золотистый. На груди нашивались иногда петлицы из золотого позумента; кожаный пояс или кушак богатых людей украшался золотыми или серебряными бляшками, дорогими камнями и бисером. Сапоги они носили из цветного сафьяна и нередко расшитые золотой ниткой. На корзно богатые люди употребляли самые дорогие ткани, особенно оксамит. Это была привозимая из Греции золотая или серебряная ткань, расшитая разноцветными шелковыми разводками и узорами, и очень плотная. Довольно высокая шапка или, как тогда называлось, “клобук”, у знатных людей имел верх цветного бархата и соболиную опушку. Известно, что князья не снимали свои клобуки даже и при богослужении. В зимнее время были, конечно, в употреблении меховые одежды, у богатых – из дорогих мехов, а у простых людей бараньи. Самое слово “кожух” по всей вероятности” первоначально означало то же, что наше “полушубок”, т.е. свиту из бараньего меха. Была также в употреблении теплая шерстяная свита, или фофудья (фуфайка).
Одежда Древней Руси
Роскошь наряда выражалось более всего в разного рода дорогих украшениях и привесках. Самым обычным и самым древним украшением Руси были гривны, или металлические обручи. Первоначально словом “обруч”, по-видимому, означался браслет или прут, согнутый спиралью и надевавшийся на руку. “Гривною” назывался обруч, носимый на шее, или на гриве; у бедных это просто крученая проволока – медная или бронзовая, а у богатых – серебряная или золотая. Находимые нередко в числе других предметов древности попадаются русские гривны весьма изящной работы. Кроме гривны, носили еще на шее ожерелья, или мониста, которые состояли или также из крученой проволоки, или из цепи с разными привесками. Из последних наиболее распространенными были: металлические и финифтяные бляхи (“цаты”), спущенное на грудь подобие коня, составленное из пластинок и колец (вероятно, то, что в летописи названо “сустуг”), а в христианские времена и крест. Носились также металлические кольца на руках (“запястья”), шарообразные металлические пуговицы, пряжки для застегивания, перстни и т.п. Князья русские сверх того при парадной одежде имели бармы, т.е. широкое оплечье, шитое золотом или обложенное жемчугом, дорогими каменьями и золотыми бляхами с разными на них изображениями.
Женский наряд отличался еще большим обилием украшений; между ними первое место занимали разнообразные ожерелья, бисерные или из цветных стеклянных бус, у бедных же просто из обточенных камушков. В особенности были обычны женские ожерелья, или мониста, украшенные монетами; для чего употреблялись монеты, получаемые из разных стран, но более всего серебряные восточные деньги. Пристрастие к металлическим обручам доходило до того, что в некоторых местах женщины когда-то носили браслеты на ноге или кольцо на большом пальце ноги. Серьги были в общем употреблении; их имели даже мужчины (обыкновенно в одном ухе). Самую обычную форму серег составляла кольцом завитая проволока с тремя надетыми на нее шариками, медными, серебряными или золотыми. Головные женские уборы также обсаживались бисером или жемчугом, обвешивались монетами и другими привесками. У замужних женщин было в обычае накрывать голову “повоем” (повойником). Выше мы видели свидетельство о том, как усиливалась роскошь особенно между женщинами при их страсти к дорогим нарядам. В XIII веке летописец, вспоминая простоту быта древних князей и дружинников, говорит, что последние не возлагали на своих жен золотых обручей; но ходили их жены в серебре. Роскошь выражалась также в дорогих мехах. Известный посол Людовика IX к татарам Рубруквис заметил, что русские женщины носили платья, внизу обложенные горностаями.
Что касается волос и бороды, то Русь после принятия христианства, очевидно, подчинилась в этом отношении греческому влиянию; она покинула привычку выбривать почти всю голову и бороду, оставляя чуб и усы. На изображениях мы видим ее уже с довольно длинными волосами и с бородой; только юноши изображаются безбородые. Впрочем, обычай бриться уступал постепенно. Так, изображения князей в рукописях и на монетах XI века имеют коротко подстриженную бороду; а в конце XII века видим у них уже длинную бороду, по крайней мере на севере (изображение Ярослава Владимировича в Спас-Нередицкой церкви).
Вооружение Древней Руси было почти такое же, как и других европейских народов в Средние века. Главную часть оружия составляли мечи, копья, или сулицы, и луки со стрелами. Кроме прямых обоюдоострых мечей, употреблялись и сабли, то есть с кривыми восточными клинками. Употреблялись еще секиры, или боевые топоры. Между простым народом было в обычае иметь при себе нож, который носили или за поясом, или прятали в сапог. Оборонительное оружие, или доспех, составляли: железная броня, преимущественно кольчужная, а иногда дощатые латы (“папорзи”); далее, железный шлем воронкообразной формы с кольчужной сеткой вокруг шеи и большой деревянный щит, обшитый кожей и окованный железом, широкий наверху и суживающийся к низу, притом окрашенный в любимый Русью красный цвет (червленый). Помянутый выше спиральный обруч, вероятно, служил не только украшением, но и защитой для руки. У знатных людей обручи были золотые или серебряные позолоченные. (На что указывает известная присяга старшей русской дружины при заключении Игорева договора с Греками.) Лучшее, дорогое оружие получалось путем торговли из других стран, из Греции, Западной Европы и с Востока. Так, “Слово о полку Игореве” воспевает шеломы латинские и аварские, сулицы ляцкие, а мечи называет “харалужными”, то есть из восточной вороненой стали. У князей и бояр оружие украшалось серебром и золотом, особенно шлемы, на которых отчеканивались нередко лики святых и другие изображения. На шлем надевался иногда меховой чехол, или “прилбица”. Тулы (колчаны), вмещавшие стрелы, также покрывались иногда мехом. Седла и ременная конская сбруя украшались металлическими бляхами и разными привесками.
Стремена у князей, по-видимому, бывали позолоченные (“Вступи Игорь князь в злат стремен”, говорит “Слово”). Верховая езда уже потому была в общем употреблении, что она служила главным средством сухопутного передвижения; на “колах” (то есть на телеге) и на санях перевозили тяжести, а также женщин, людей немощных и лица духовные. Любопытно, что в составе конской упряжи источники не упоминают о дуге; возница сидел верхом на запряженном коне; о чем свидетельствуют и некоторые рисунки в рукописях того времени[1].
[1] Источниками для изучения русских одежд служат древние фрески и рукописи, каковы особенно: фрески Киево-Софийские, Спас-Нередицкие, Староладожские; рукописи: Святославов сборник, житие Бориса и Глеба и др. Пособия: Срезневского “Древние изображения свв. князей Бориса и Глеба” (Христиан. Древности, изд. Прохорова. СПб. 1863). “Древние изображения Владимира и Ольги” (Археологич. Вестник. М. 1867 – 68). “Древние изображения князя Всеволода-Гавриила” (Свед. и заметки о малоизвест, памятниках. СПб. 1867). Прохорова “Стенная иконопись XII века в церкви св. Георгия в Старой Ладоге” (Христиан. Древности. СПб. 1871) и “Материалы для истории Русских одежд” (Русские Древности. СПб. 1871). Далее для наглядного знакомства с украшениями русской одежды представляет богатый материал множество разнообразных металлических вещей, добытых раскопками курганов или случайно найденных в земле. Кое-где сохранились, между прочим, и остатки самых тканей. Из множества заметок об этих находках укажу: “О великокняжеских убранствах, найденных в 1822 г. близ с. Старая Рязань”. СПб. 1831. О тех же находках, с рисунками, см. письма Калайдовича к Малиновскому. М. 1822. Гр. Уваров о металлических украшениях и привесках, найденных в Мерянской земле (“Меряне и их быт” в Трудах первого Археологич. съезда. То, что автор относит здесь к Варягам, мы считаем недоразумением и относим к Руси). Филимонова “Древние украшения великокняжеских одежд, найденные во Владимире в 1865 г.” (Сборник Москов. Об. Древнерус. искусства. 1866 г.). О том же владимирском кладе см. Стасова (в Известиях Петерб. Археологич. Об. Т. VI). Между прочим, г. Стасов замечает, что найденные при этом остатки шелковых одежд отличаются узорами византийского стиля, а золотые и позументные имеют затканные шелком фигуры фантастических животных того же стиля и соответствуют таковым же скульптурным изображениям на Дмитровском соборе во Владимире (130 стр.). Эту статью, дополняет заметка владимирского археолога Тихонравова (ibid. стр. 243). Он говорит, что в ризницах Владимирского Успенского собора хранятся лоскутки княжеских одежд, снятых при открытии их гробниц. Между прочим, в гробнице Андрея Боголюбского найдена шелковая материя с вытканными на ней узорами, травами и обращенными друг к другу львами, которые совершенно сходны с изваянными изображениями львов на наружных стенах Дмитриевского собора. Н. П. Кондакова “Русские клады”. СПб. 1906. Тут о бармах и других украшениях княжеской одежды. Его же “Изображение русской княжеской семьи в миниатюрах XI века”. СПб. 1906. Тут описаны 5 византийских миниатюр, найденных в “Кодексе Гертруды”, или рукописной латинской псалтири, находящейся в Ломбардии. Автор полагает, что эти миниатюры исполнены во Владимире-Волынском незадолго до безвременной кончины князя Ярополка Изяславича, которого мать, бывшая польская княжна, носила католическое имя Гертруды. Для сравнения приводятся изображения на стенах Киево-Соф. собора и Спас-Нередиц. ц., миниатюры изборника Святослава и т.д. Максимович слово “фофудья” объяснял греческой тканью, из которой шились кафтаны с поясами, или “фофудаты” (его Соч. III. 424.). А слово “прилбица” он объяснял меховой шапкой (ibid). См. об этом слове в моих Исторических сочинениях. Вып. 2-й. Там же моя заметка об обычае князей вешать свои одежды в храмах, по поводу вопроса о “Златых вратах” Владимирского Успенского собора, Тип Киевской серьги, см. Археологические известия и заметки. 1897. № 3, стр. 74. Прозоровского “Об утварях, приписываемых Владимиру Мономаху” (Зап. отд. рус. и славян. Археологии. III. 1882). Для русского княжеского быта любопытно также исследование проф. Анучина “Сани, ладья и кони как принадлежности похоронного обряда” (Древности Моск. Археол. Об. XIV. 1890). Его же “О формах древних русских мечей”. (Труды VI Археологического съезда. Т. I. Одесса. 1886).
- Вы здесь:
- Иловайский Д. И. – Становление Руси
- Одежда Древней Руси
ли со статьей или есть что добавить?