Современная одежда в русском стиле: этническое прошлое на европейских подиумах

image

Развитие специфических черт народного костюма происходит под влиянием главным образом климатических, социально-исторических факторов и национального менталитета. Также значительную роль в формировании того или иного стилистического образа народного костюма играет соседство и взаимоотношения с другими этносами и их культурно-бытовыми особенностями жизни. В любом случае, национальная одежда представляет собой синтез народного искусства. Нарисовать народный костюм поэтапно будет неплохим способом запомнить его основные особенности. Ведь одежда является лицом этноса, зеркалом, отражающим его быт и верования.

В современном обществе, с возрастанием интереса к своей культуре, люди стремятся узнать, что представляют собой русские народные костюмы, как нарисовать их. Чтобы сполна удовлетворить свой интерес, необходимо овладеть некоторой теорией происхождения одежды. Для примера можно рассмотреть женский или мужской русский народный костюм, нарисовать его поэтапно акварелью, тем самым закрепив представленный образ на бумаге.

История возникновения русской народной одежды

История русского костюма насчитывает многие столетия. Статистические практически неизменные условия крестьянского быта, климатическая и природная среды жизни, религиозная среда и народные верования сформировали стиль одежды, максимально приспособленный к тяжелой трудовой деятельности.

Многие художники задаются вопросом о том, как нарисовать русский народный костюм. Для этого следует знать специфические его особенности. Во-первых, такими особенностями является лёгкость, функциональность, простота одевания. Для каждого вида деятельности существует своя одежда – от поддёвки и казакина до длиннополого тулупа и армяка. Сама активность повседневной деятельности ставила свои рамки кройки и шитья одежды – в портки вставлялся широкий клин, а в подмышки рубахи ромбообразные ластовицы. Одежда имела широкий запах и была без пуговиц – она завязывалась кушаком, и любой член семьи мог в любой момент надеть на рубаху зипун и подзипунник или овчинный полушубок.

image

Конструкция сарафана, рубахи, понёвы, армяка и зипуна практически не требовала использования ножниц, а излишки материала были крайне несущественны.

Так как нарисовать русский народный костюм, руководствуясь знаниями о его модельном ряде?

Женский и мужской русские национальные костюмы

Русский народный костюм различался по полу, возрасту и территориальной принадлежности. Это надо знать, чтобы представлять, как выглядят русские народные костюмы, как нарисовать их.

Детская одежда повторяла покрой и декорирование взрослой, но шилась меньшего размера и из более дешёвой ткани. Летом дети носили длиннополые рубахи, подвязываемые поясами.

Чтобы нарисовать русский народный костюм мужской, полезно узнать, что мужская одежда отличалась однотипностью. В её комплекс входили рубаха, пояс, порты, верхний и нижний кафтан, лапти или сапоги и головной убор.

Выбор положения костюма, его особенностей покроя и цвета

Чтобы нарисовать русский народный костюм пошагово, необходимо помнить, что костюм у разных слоев населения отличался не только количеством деталей, но и разнообразием материалов, имея одинаковый покрой отдельных составляющих его частей.

Так, большое количество драпировок и складок создаёт дополнительный объём одежды, придавая ей иллюзию многослойности. Поэтому художнику следует избегать композиционной перегруженности силуэта, а если эта перегруженность всё-таки имеет место быть по покрою одежды, то необходимо минимизировать количество складок.

Ткани всегда окрашивались растительными красками – преобладание красного цвета объясняется наличием сорняка марены как красителя в каждой деревне, в то время как зелёные красители привозились исключительно из Китая. Это важно озвучить для того, чтобы показать, как нарисовать русский народный костюм.

Начертание линий манекена

Перед тем как русский народный костюм нарисовать поэтапно, необходимо определить ракурс передаваемого изображения и его технические и стилистические качества.

Для более раскрытого “панорамного” вида одежды рекомендуется изобразить его в повороте “три четверти”, для построения которого костюм будет повернут по оси “y” троичной системы координат, то есть развёрнут по отношению к наблюдателю на 95 градусов. Такой ракурс позволяет одновременно показать объект и в анфас, и в профиль. Можно скопировать русский народный костюм (фото), нарисовать его довольно просто.

С такого ракурса, как представлено ниже, будут прекрасно видны рельефы и украшения таких женских головных уборов, как кичка или кокошник.

Физиологические особенности манекена

Итак, серединная линия тела манекена будет лежать на оси “у”: по ней же стоит изображать обувь – у женщин она представлена туфлями на низком каблучке, сапожками или лаптями, у мужчин – сапогами или лаптями.

Произвольно рисуются три линии: плеч, грудной клетки и тазового пояса. Затем по поясам конечности строятся два овала – соответственно, мужской и женской анатомии. Чтобы нарисовать русский народный костюм поэтапно, необходимо дополнить женский манекен ещё одной линий – на уровне срединной линии грудной клетки – она будет обозначать угол женской груди. Затем все пояса конечностей и линия плеч соединяются контуром тела, изогнутым в произвольной талии.

Задавшись вопросом о том, как нарисовать русский народный костюм пошагово, следует помнить, что из огромного разнообразия женской одежды можно выделить два: южнорусский и севернорусский.

Поэтому, для того чтобы русский народный костюм нарисовать поэтапно, сначала выбирается территориальная модель костюма: для южнорусского – вышитая рубаха, передник, пояс, клетчатая понева, укороченная наплечная рубаха, головной убор “сорока”; для севернорусского – рубаха, длинный сарафан, пояс, душегрейка, кокошник.

Способы практического декорирования русских народных костюмов

Для декорирования одежды с древних пор русскими применялись вышивка и узорное ткачество. К узорному ткачеству относится объемный узор с выпуклым (по большей части красным) орнаментом, расположенным полосами поперёк полотнища ткани.

При использовании техники узорного шитья очень тяжело передавать круглые очертания рисунка, поэтому мотивы орнамента геометритизированы и прямолинейны, а мотив круга в шитье передавался с помощью ромбов или квадратов, поставленных на угол. На комбинированной праздничной одежде выполнялся орнамент в виде прошив, вышивки, нашитых лент, мелкой аппликации, располагался по плечевым швам, швам подоплеки и тому подобного, отмечая таким образом конструктивные и функциональные элементы. Орнамент употреблялся только мелкий, геометрический, реже растительный. На нательной одежде орнамент выполнял прежде всего оберегающую функцию, построенную на народных суевериях, и покрывал ворот, обшлаги рукавов и подол рубахи.

Прорисовка декорированных частей одежды

На обоих манекенах в области плеч рисуется рубаха с длинными, спадающими вниз рукавами, обшлаги которых или сами рукава покрыты опоясывающим узором красных и белых полос. Аналогичный узор должен покрывать ворот рубахи – у женщин он круглый или мелко собранный, у мужчин косой.

На уровне женской грудной клетки рисуется лиф сарафана, лямки которого, отороченные жёлтым или красным орнаментом, рисуются к плечам. Лиф сарафана огибает округлую женскую грудь, спускается до самого низа двумя линиями. Подол сарафана может быть покрыт горизонтальным или вертикальным узорами.

Мужская рубаха продолжается до уровня талии, где перехватывается окружностью пояска, а дальше рисуется навыпуск. Её нижний край также покрыт орнаментом.

Ниже линии тазового пояса рисуются штанины портов, доходящие до уровней щиколоток.

Рубаха имеет белый цвет, сарафан чаще красный, реже – зелёный или голубой; орнамент – красный, зелёный или жёлтый, реже голубой. Порты мужские шились из серого или тёмно-коричневого сукна.

К женскому сарафану отлично подойдёт кокошник, нарисованный в форме полумесяца, декорированный произвольными гребешками и линиями, округлым или прямоугольным цветным узором. Узоры всегда должны быть мелкими и располагаться вдоль линии подола платья или рубахи.

Наложение лёгких теней

Чтобы полноценно русский народный костюм нарисовать карандашом, требуется наложить лёгкую штриховку теней. Она будет проходить по краю рубахи вдоль рукавов, единым пятном от линии груди до середины тазового пояса. Рекомендуется пустить по рукавам и вертикальным плоскостям несколько складок – там будет изгибаться рисунок и накладываться тень.

Рисунок-клетку стоит наносить на уже затонированную плоскость твёрдым карандашом. В близлежащих к зрителю плоскостях рисунок выделяется штрихами повышенной мягкости.

Живописная акварельная обработка

Цветовую насыщенность краски на кисти необходимо проверять на плоскости белой палитры перед каждым мазком. Сначала заливается необходимый цветовой отрезок, затем накладывается повторный тон для подчёркивания акцентов перспективы и цветовой насыщенности изображения.

В большинстве своём русские народные одежды выполнялись из блестящих гладких тканей, приобретающих на солнце яркие блики. Поэтому рекомендуется заранее не трогать цветом поверхности, выделяющиеся на солнце, а тон для них изготавливать кистью из краски многократным её размыванием.

  • Соболева Ольга Александровна, учитель черчения и ИЗО

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)

Цели:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с особенностями русского народного праздничного костюма.

Развивающие:

  • Развитие навыков создания художественного образа в декоративной композиции.
  • Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники.

Воспитательные:

  • Воспитывать Любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.
  • Воспитывать уважение к художественному творчеству русского народа.

Оборудование и материалы:

  • Таблицы с изображением русского народного костюма.
  • Шаблоны женских и мужских фигур.
  • Рисунки ребят по этой теме.
  • Репродукции исторических картин русских художников ( И.П. Аргунов “Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме”, К.Е. Маковский “Русская красавица в кокошнике”, А.П. Рябушкин “Московская девушка 17 века”)
  • Комплект художественных материалов.
  • Ткань, тесьмы, бисер, блестки, клей, ножницы для аппликации.

План урока:

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
  2. Беседа о народном костюме. Знакомство с особенностями праздничного народного костюма.
  3. Постановка художественной задачи.
  4. Выполнение аппликации, на основе эскиза выполненного красками.
  5. Подведение итогов, анализ работ.

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

II. Формирование новых знаний. Знакомство с особенностями праздничного народного костюма.

На экране появляется первая заставка презентации.

– Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы поговорим о “ Народной праздничной одежде”, ее особенностях.

Русский национальный костюм используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи).

При общем сходстве в покрое и в приёмах украшения русский костюм имел свои особенности. На севере России крестьяне носили одежду, существенно отличную от крестьян южных районов. Отличительная особенность русского национального костюма — большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы.

Костюмы знати изготавливались из дорогих тканей, с применением золота, серебра, жемчуга, дорогих пуговиц. Такая одежда передавалась по наследству. Фасон одежды не менялся столетиями. Понятия моды не существовало.

Русский национальный костюм стал менее распространён после того, как Пётр I в 1699 году запретил ношение народного костюма для всех, кроме крестьян,  монахов,   священников.

Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.

Привычное представление о русском женском северном костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой – Епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали Душегрею с длинным рукавом.

  1. Русская рубаха – на Руси рубашки было принято отделывать вышивкой по самым “уязвимым” для злых сил местам — у ворота, по краям рукавов, на плечах, и особенно — по подолу. Вышивка выполняла роль оберега; в ней преобладали солярные символы, а также изображения птиц, особенно — петухов, которые традиционно считались охранителями, отгоняющими нечистую силу.
  2. Распашной сарафан – одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.
  3. Кокошник – самый распространенный вид праздничного головного убора – род плотной твердой шапочки, украшенной речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями.
  4. Епанечка – распашная душегрея.
  5. Шугай – Душегрея с длинным рукавом.

В южных районах России был распространен другой вид одежды, состоящий из рубахи, поневы (юбки), передника, головного убора – шапочки (сороки).

Эта одежда была в отличие от сарафана только крестьянской.

  1. Понева – шилась из шерстяного клетчатого домотканого материала. Ее украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, бисером. Понева состоит из трех полотнищ, по швам – орнамент. По цвету, поневы были черные, синие в клетку.
  2. Передник – “запон”, “занавеска”. Передник всегда щедро украшался, вышивкой и часто предпочтение отдавалось красному цвету. Недаром старое слово “красный” означало одновременно и красивый. Красный цвет кроме того считался магическим.
  3. Соро’ка — старинный русский головной убор замужних женщин или его часть. Был широко распространен в центральной России. Была самым богатым из женских головных уборов.

Сейчас мы внимательно рассмотрим фотографии женской одежды:

1. Праздничный костюм молодой крестьянки Тульской губернии

2. Праздничный костюм Воронежской губернии.

3. Праздничный костюм Орловской губернии

– Ребята! Давайте разберемся, из каких элементов состоят эти костюмы.

И внимательно рассмотрим репродукции исторических картин знаменитых художников, в которых есть изображение русского народного костюма.

1. “Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме” — одно из известнейших произведений русского художника Ивана Петровича Аргунова. Образ крестьянки в этой работе передан с пронзительной правдивостью и искренней симпатией. Этнографически точный наряд крестьянки Московской губернии (расшитый золотыми нитями кокошник, красный сарафан, тонкая белая рубаха, яркие украшения), а также бесхитростность и отсутствие всякой манерности говорят о именно крестьянском происхождении натурщицы. Её мягкие черты лица, приветливая чуть заметная улыбка и спокойная поза — всё подчёркивает скромность, открытость и доброту женщины из народа.

2. “Русская красавица в кокошнике” К.Е.Маковский.

Кажется, это о ней стихи А.С. Пушкина “Красавица” 

3. “Московская девушка 17 в.” А.П.Рябушкин – Картина удивительно проста. По старинной улице Москвы идет девушка. Ее походка легка и грациозна. Она как бы парит над снегом. Впечатление легкости усиливается развевающейся шубкой и лентой в шикарной косе.

  Фигура девушки четко вырисовывается на фоне заснеженной улицы. Она стройна. Ее голова, покрытая высоким головным убором, горделиво поднята вверх. Белоснежная кожа лица покрыта легким румянцем. Одета она просто: малиновая шубка, из рукавов которой выглядывают изумрудной зелени рукава дорого наряда. В русую косу вплетена красная лента. Цвета яркие, насыщенные.

III. Постановка художественной задачи.

На основе эскиза, выполненного красками, работаем над аппликацией. Работу выполняем из кусочков ткани, тесьмы, бисера.

IV. Выполнение аппликации, на основе эскиза выполненного красками.

V. Подведение итогов, анализ работ.

Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка

24.02.2014

Народный костюм – предмет гордости для любой нации. Каждая деталь языком цвета, формы и орнамента рассказывает о культурных особенностях своего народа. Русский национальный костюм не стал исключением – он не просто защищал от холода и жары, а мог поведать о статусе своего владельца, семейном положении и откуда он родом.

Русский национальный костюм, как считают специалисты по истории моды, окончательно сложился к XII веку. Одежду в определённых канонических традициях носили все слои населения – от зажиточных правителей до бедных пахарей. Указом Петра I в XVIII веке сарафаны и рубахи сменились европейской одеждой для полноценного культурного обмена с развитыми странами (однако скорее всего этот шаг был обусловлен не политическими, а личными предпочтениями императора). А до этого все детали костюма говорили о народе-труженике, который веками возделывал поля в условиях короткого лета, а бесконечными зимними вечерами ткал и вышивал.

Рубаха

Главным элементом традиционного наряда являлась рубаха – составная или цельнокроеная, холщовая или из льна (а у богачей из шёлка), украшенная орнаментами по географическому положению. Например, в Тульской и Курской областях рубахи вышивали красными нитями, а близ Воронежа – чёрные простые узоры. В северных и центральных губерниях преобладали синие цвета, иногда использовался золотой. Нередко вышивали обереги и знаки от сглаза. У простых крестьян сорочка служила верхней одеждой, знать же носила её как бельё. Как правило, даже у самых бедных крестьян в сундуках хранилось несколько рубах – их надевали в зависимости от работы, которую надо выполнить. Были «посевные», «пожнивные» и «рыболовные» рубахи, но самую нарядную, практически праздничную, носили на жатву.

Сарафан

Неотъемлемым предметом одежды женского образа был сарафан. Впрочем, в деревнях это слово персидского происхождения («саран па» – «через голову») звучало редко – такое платье обычно называли костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Интересно, что изначально это был элемент мужского наряда – парадное княжеское облачение шили с длинными рукавами из парчи или шёлка, обильно украшали камнями и вышивкой. Обжившийся в женском гардеробе сарафан был нескольких разновидностей: распашным – из соединяющихся красивыми пуговицами двух полотнищ, прямым на лямках и глухим косоклинным со скошенными вставками по бокам. Как правило, одеяния были тёмно-вишнёвого, красного, голубого или синего цвета. Праздничные наряды шили из шёлка или парчи, на каждый день годились и ситцевые. Этот элемент русского национального костюма носили как вельможи, так и простолюдинки – разница была в материале, отделке, украшениях, а также в верхней одежде: барыни для пущей важности кутались в шубы или летники с длинными рукавами, а крестьянки надевали телогрейки. Замужние женщины чаще носили понёву – юбку из полушерстяной ткани с вышивкой.

Мужской гардероб

Мужчины – как в деревнях, так в городах – носили рубахи. Бояре выбирали шёлковые ткани, у крестьян одежда была из льна и хлопка. Форма ворота была разнообразной – круглая горловина, «стойка», косоворотка. Мужской костюм не отличался особым разнообразием и деталями: рубаху украшали вышивкой и подпоясывали, добавляли свободные штаны, сапоги или лапти и отправлялись в поле. Знать поверх надевала кафтан, парадный ферязь с длинными рукавами или долгополую однорядку. Крестьяне утеплялись напоминающим шерстяной халат армяком.

Головные уборы

Немаловажной составляющей наряда были головные уборы. Мужчины носили тафьи – маленькие круглые шапочки, зимой надевали треухи – прототипы ушанки – или высокие мурмолки. Куда большее разнообразие было у женщин. Замужние прикрывали волосы полотняными повойниками и платками даже дома, а на улице поверх водружали кокошники или кички. Девицы ходили в широких вышитых венчиках с лентами. Были и сложные головные уборы, в состав которых входило до 12 элементов!

Отличительной чертой русского национального костюма была многослойность – носить одновременно менее трёх элементов одежды считалось неблагопристойным. «Прорубленное окно в Европу» принесло невиданные доселе парики, корсеты и декольте, оставив сарафаны и кокошники деревням. Одно время за производство и продажу традиционной одежды даже налагались санкции, поэтому русский костюм залёг на дно – точнее, в сундуки, чтобы позднее стать частью истории и источником вдохновения для всех любителей модных тенденций.

Читайте также другие наши статьи по теме: «Узбекский национальный костюм», «Тюбетейка», «Японское кимоно», «Сомбреро — шляпа с историей», «Парео», «Индийская одежда», «Украинский национальный костюм», «Ханбок».

Гостиничный комплекс «Подворье»

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Гостиничный комплекс «Подворье» – одно из первых строений, возведённых на территории ЭТНОМИРа, наряду с самой большой в мире Русской печью и избами этнодвора «Музей русской печи». Этот большой деревянный терем был спроектирован и построен в 2007 году российскими архитекторами, которые совместили традиции русского деревянного зодчества и современные экотехнологии. Благодаря последним «Подворье» является уникальным отелем с «умными», «дышащими» стенами. В нём комфортно в любое время года: прохладно в летнюю жару и тепло в зимнюю стужу.

«Подворье» – идеальный вариант для семейного отдыха в экостиле!

Статьи по теме Японский журавлик Арабские сказки

Возврат к списку

Одежда в народном стиле или как его ещё ошибочно называют фольклорном стиле.

Красивый костюм в стиле фольк

Сегодня бытуют такие понятия как «фольклорный стиль», стиль-фольк, этно-фольк и т п. Но хотим обратить ваше внимание на то, что слово «фольклор» имеет отношение скорее к устному, словесному и музыкальному творчеству народа. Фольклор дословно обозначает — «народная мудрость», а понятие стиль «фольк» в одежде сложилось как ошибочное понимание русского народного костюма основой, которого стал сценический костюм фольклорных ансамблей, а не традиционный русский народный костюм!

Само понятие «фольклор» имеет апосредованное отношение к одежде.

Надо хорошо понимать это отличие. Потому что стиль-фольк — это не то, чем современный русский костюм является по сути, а то как нас хотят видеть со стороны в современном мире. Многие исследователи, этнографы или реконструеторы презрительно именуют костюмы в стиле фольк «клюквой». Особенно циничные и желчные люди именуют фольклорные костюмы или костюмы фольклорных ансамблей «марсианскими» костюмами. Но мы не считаем стиль фольклорных ансамблей, чем-то недопустимым или оскорбительным. Потому что современный русский фольклорный костюм создан для сцены, и когда он создаётся без намёка на пошлость или не обнажает тела, то может быть ярким и красивым образцом сценического костюма.

Танцевальный русский ансамбль

Танцевальный русский ансамбль

Часто именно ценители стиля фольк используют узоры бытовой утвари или посуды такие как «гжель» и «хохлома» для создания принтов на ткани для пошива одежды. Конечно, это смотрится как «кич» и неуместно при создании достойного и полного образа русского стиля, но для стиля «фольк» подходит. Потому что, к сожалению, многие люди знают только узоры «хохлома» и «гжель», и даже не подозревают, что это не вышивка, а роспись.

Посуда с росписью в стиле «гжель»

Посуда с росписью в стиле «гжель»

Роспись хохлома

Роспись хохлома

Стиль фольк подразумевает под собой лишь неглубокое изучение русского костюма и традиций, и желание эпатировать или привлечь публику в первую очередь. Стиль фольк подразумевает наличие зрителя.

Народный стиль и стиль фольк. Особенности и отличия.

Одежда в народном стиле всегда находится вне времени и обстоятельств.

Коллекция Valentino в русском народном стиле

Коллекция Valentino в русском народном стиле

Коллекция Valentino в русском народном стиле

Коллекция Valentino в русском народном стиле

Народный стиль требует следования традициям, стиль фольк — это современная интерпретация и размышление на тему народного костюма.

В стиле фольк спокойно можно сделать аппликацию на одежде или узор из лоскутков, в стиле пэчворк. Да, это характерно для лоскутных одеял, но мы напоминаем, что стиль фольк подразумевает под собой такую путаницу и смешивание разных техник, узоров и атрибутов.  Прекрасно сочетаются в рамках стиля фольк со структурой ткани геометрические рисунки. Так же будет в меру уместными будет бисер, пайетки, бусинки или цветочные мотивы, особенно в стиле фольк — узоры с рисунками роз с жостовских подносов.

Костюмы в стиле фольк

Костюмы в стиле фольк

Костюмы в стиле фольк

Костюмы в стиле фольк

Костюмы в стиле фольк

Костюмы в стиле фольк

Если хочется подчеркнуть талию, подойдет широкий шнурованный или кожаный пояс. Фольклорный стиль позволит собрать все элементы русские наряды в одном образе: сарафаны, широкие юбки, полушубки. А в дополнение к ним — большие павлопасадские платки с кистями, аксессуары с русской росписью и украшения из дерева.

Стиль русского национального костюма подчеркнет прямой или трапециевидный силуэт. Он скроет недостатки фигуры и не будет сковывать движения. К сожалению, стиль фольк не подразумевает под собой следование традиционному крою русского костюма. Чтобы соответствовать народному стилю, надо учитывать особенности именно народного образа, но следовать крою не обязательно. Но если вам это сложно, то можно просто дополнить современный костюм деталями русского костюма, главное — их естественное сочетание. Обувь подойдет всевозможная: летом — балетки или туфли, зимой — сапожки или ботиночки. В повседневной жизни фольк-стиль идеально подойдет для отдыха.

Русский боярский свадебный костюм 21 века

Русский народный костюм 21 века

Категорически не надо мешать в одном образе разные направления даже такого похожего понятия как этно-стиль. Не совмещайте боярский костюм с кичем, а русский головной убор с мини-юбкой, — это смотрится вульгарно, пошло и неуместно.

Любую одежду надо носить с удовольствием, ведь искренняя улыбка и хорошее настроение привлекут не меньше внимания, чем яркий костюм и вызывающий вид. Комфортная одежда даст уверенность в собственной неотразимости, а народный костюм подчеркнёт любовь к Родной стране.

string(10) "error stat" 
string(10) "error stat" 
string(10) "error stat" 
string(10) "error stat" 
string(10) "error stat" 

Этнический стиль обычно связывают с историей развития государства, становления культуры и искусства. Самобытностью веет от длинных рубах и сарафанов, кушаков и полушубков, вышитых орнаментов и старинных украшений. Современная одежда в русском стиле соединяет традиционные мотивы с новейшими модными тенденциями. Дизайнеры предлагают интересные коллекции национального одеяния, приспособленные к требованиям комфорта и удобства. Теперь модницы примеряют укороченные варианты платьев, костюмов и шалей, демонстрируя утонченный вкус.

Особенности одежды в русском народном стиле

Национальный стилизованный русский костюм имел отличия в зависимости от региона проживания. Более глубокими корнями отличаются одеяния южан, украшающих наряды славянскими мотивами. Праздничные поневы, сарафаны и рубахи из расшитой ткани передавались по наследству, часто повседневные взрослые костюмы перешивались детям. Общие черты этнического одеяния:

  • Костюмы отшивались из натуральных льняных или хлопковых тканей. Богатые крестьяне носили шелковые наряды, меховые душегрейки и кожаные дубленки. Позже стали пользоваться материей с включением синтетики, что упрощало уход за одеждой.
  • Придерживались прямого кроя при пошиве. Костюмы не стесняли движения при работе, поэтому оснащались специальными вставками.
  • В приоритете оставалась многослойность женского костюма. К длинной рубахе прилагалась шерстяная юбка понева, передник и фартук.
  • Обязательно наличие расшитого пояса. Элемент не только придерживал одежду, но и защищал от сглаза.
  • Сакральное значение вышивки. Как рабочая, так и праздничная одежда декорировалась вышивкой, кружевом, тесьмой, бисером. Такой тип украшений считается отзвуком дохристианской старославянской культуры, когда каждый символ оберегал от неприятностей, притягивал удачу.
  • Обилие ярких красок. Для повседневности подбирали наряды серого цвета, для торжественного случая наряжались в алые, синие или зеленые сарафаны. Для экономии верх рубахи отшивали из дорогого материала, а для низа использовали простую ткань.

Под запретом были вызывающие одеяния. Не носили декольтированные или короткие платья, хотя современный стиль не отличается строгостью. Женственные костюмы скрывали тело, что считалось признаком благопристойности и скромности.

image

Мужская одежда

Костюмы для мужчин не отличались буйством красок. Спокойная цветовая гамма и лаконичный покрой характеризовали древнерусские одеяния. Главные составляющие:

  • Основой мужского гардероба считалась рубашка из хлопка, льна или шелка. Зажиточные господа заменяли рубахой исподнее, простые крестьяне носили в качестве верхнего одеяния. У старорусских рубах вырез располагался спереди, у позднего варианта разрез находился сбоку, чем и объясняется название «косоворотка».
  • Холщовые или шерстяные штаны доходили длиной до щиколоток, подпоясывались гашником. В южных провинциях щеголяли в ярких шароварах с расшитыми поясами.
  • Бедняки носили рубаху с кожухом, свиткой, зипуном или опашнем. Купцы предпочитали ходить в епанче, корзно, кафтане, терлике или сермяге.

Зимой согреться помогала длинная шуба. Дешевыми были изделия на овчине, богатые аристократы носили шубы, подбитые чернобуркой или соболем. Для торжественных случаев наряжались в меха даже летом, продев руки в специальные прорези.

Женская одежда

На фото представлены народные стилизованные костюмы, поражающие красотой ткани и декорирования. Женские наряды в русском стиле состоят из нескольких элементов, дополняются традиционными головными уборами:

  • Сначала надевали просторную нижнюю рубаху, пошитую из натурального материала. Дополняли сорочку расшитым поясом.
  • Одеждой для аристократок считался длинный шелковый летник, расшитый жемчугом, камнями или золотом.
  • Поверх рубашки шла понева или юбка.
  • В летнее время носили просторные сарафаны, зимой – хлопковые или шерстяные платья.
  • Даже дома волосы прятали от посторонних глаз. Голову покрывали повойником и платком. Девушки вплетали ленты в косы, для торжества наряжались в кокошник. Были популярными бусы из стекла, ожерелья и височные кольца.
  • В качестве верхней одежды пользовались популярностью кафтаны с красной оторочкой, меховые телогреи, душегреи и шубы. Бедные крестьянки носили полушубки на овчине, знатные женщины предпочитали соболиные, куньи или горностаевые шубы.

О мастерстве и происхождении обладательницы судили по традиционной вышивке. Верх сарафана и рубахи украшали гладью, обшивали тесьмой, бисером. image

Важные элементы стиля

Русский народный стиль одежды не остался в прошлом, как и другие этнические направления. Модельеры внедряют яркие элементы в современные костюмы, выпускают коллекции russian style. Не обязательно в точности повторять многослойное одеяние для создания образа, достаточно дополнить платком или поясом джинсовое платье или брюки. Детали для воссоздания этнического образа:

  • Для лета подбирают просторные юбки-колокол, сарафаны или платья из натуральных тканей. Акцент на простых линиях и крое, лаконичности и скромности.
  • Украшения и вышивка. Одежду украшают старорусскими орнаментами, расшивают золотыми нитями, используют изображения языческих оберегов.
  • Мужчинам понравятся рубахи-косоворотки. Рекомендуют комбинировать верх с обычными джинсами или брюками, подчеркнув талию широким поясом.
  • Мастерицы отшивают дубленки и полушубки из павлопосадских платков, оторачивая их по краю мехом. Такая верхняя одежда привлекает внимание, согревает зимой. Для комплекта подбирают шапочку, платок, муфту или варежки.

Неординарно смотрятся холщовые сумки или наплечные мешки, украшенные символической вышивкой животных или растений. Любое платье или пальто легко обшить по воротнику или карманам кружевом или бисером, дополнив деревянными аксессуарами.

image

Элементы костюма

Одежду в русском стиле узнают по специфическим деталям, превращающим вещи в произведение искусства с национальным колоритом. Славяне не терпели стянутости каждодневных одеяний, поэтому шили свободное белье, подчеркивали талию поясом. В женском варианте отсутствуют штаны, выбор делается в пользу многослойной юбки.

Обязательным элементом считаются сорочки или рубахи. Если мужчины носили рубашки навыпуск, то девушки прятали нижнюю часть под юбкой. Современная интерпретация костюма позволяет даже женщинам примерить укороченные брюки с сорочкой, украшенной вышивкой по манжетам и вороту.

Альтернативой верхней одежды станет приталенный кафтан на пуговицах, отороченный пуховой отделкой. Завершением броского образа послужат платки с набивными узорами в национальной расцветке. Можно подобрать алые сапоги в качестве единения с русским стилем.

Цветовая гамма

Национальные мужские костюмы представлены в спокойных тонах. Серые или белые рубахи украшали традиционной вышивкой синими или красными нитями. Женские костюмы предполагали обилие оттенков красного, бирюзового, василькового, стального, золотистого или янтарного цвета. Выгодно сочетание сочных тонов на белом фоне, но сейчас встречается вышивка на красной или черной ткани.

image

Орнаменты

Славянский стиль одежды характеризуется вышитыми узорами и орнаментами. Каждый элемент отличался сакральным значением, а вместе с другими представлял надежду русичей на урожай и счастливую жизнь:

  • квадраты или прямоугольники обозначали засеянное поле;
  • круг с перекрещенными линиями или крестом – символ солнца;
  • паук помогал в ремесле, развивал мастерство и трудолюбие;
  • животные притягивали изобилие и благополучие;
  • птицы считались изображением семейного единства, а пара птиц – воплощением рода;
  • ключ оберегал семью от плохого намерения со стороны, запирал в доме счастье;
  • дерево мира обозначало перетекание жизненной энергии;
  • символ бесконечности символизировал, удачу, любовь и богатство.

Вышивку «крестиком» сможет освоить даже начинающая рукодельница. Советуют украсить подол и манжеты рубахи простыми узорами в виде «иголок» – знаком защиты детей от болезней. Из сложных узоров осваивают «болгарский крест», обозначающий крепкие семейные узы.

image

Лоскутная одежда

К старорусскому стилю относится лоскутная одежда. Славянки бережно относились к ткани, не выбрасывали кусочки материала, которые остались после раскроя сарафанов и рубашек. Такие детали сшивали между собой, формируя целостное полотно. Из лоскутков получали не только яркие наволочки и покрывала, но детские платья, костюмы или платки. Сейчас техника «пэчворк» переживает пик популярности, поэтому даже взрослые женщины носят лоскутную одежду. Советуют не комбинировать в одном изделии больше трех цветов, чтобы не перегрузить образ.

Аксессуары под одежду в русском народном стиле

Славянки любили украшения вне зависимости от положения в обществе. Излюбленным аксессуаром считался кокошник на жестком основании, обтянутый драгоценной парчой, декорированный драгоценностями и жемчугом. Модельеры предлагают примерить современную версию кокошника, уместную на стилизованных вечеринках.

Заменой громоздкому головному убору послужит павлопосадский платок. Изделие красиво завязывают на голове, набрасывают на плечи вместо шали. Яркие платки дополняют норковые полушубки и шубы.

Летом русские барышни носили роскошные венки из луговых цветов. Сейчас рекомендуют вплетать в них ромашки или васильки, веточки с листьями, ягоды рябины или калины. После замужества вместо венка носили височные кольца, которые прикрепляли к головному убору или волосам. Простые крестьянки украшали себя проволочными украшениями, барыни предпочитали сложные бусинные кольца. Славянский стиль предполагает обилие бижутерии. Советуют носить украшение из мелких бус вплотную к шее, пустив свободно свисать ожерелье из крупных камней. Браслеты называли наручами, носили до 8-ми штук одновременно. Женщины также украшали пальцы перстнями и кольцами, повязывали на талии вышитые пояса с народными мотивами.

Как подобрать одежду в русском стиле

На европейских подиумах широко представлена стилизованная одежда в русском стиле. Для пошива сарафанов и юбок применяют дорогие материалы, кафтаны отделывают соболиным или норковым мехом. Такие одеяния не относятся к бюджетным, при желании сэкономить лучше самостоятельно подобрать наряд под старину.

Предки носили просторные рубахи из натуральных тканей, комфортные при носке. Если отталкивает свойство льняных вещей изминаться, присматриваются к другому материалу, приятному на ощупь. Однотонные рубахи с вышитым воротом станут показателем принадлежности к этностилю, дополнение подбирают на усмотрение.

Длина летней летящей юбки варьируется до середины колена или в пол, главное требование – цветочная расцветка ткани. Юбку заменяют свободным платьем или сарафаном. Приветствуется декорирование подола тесьмой, кружевом, вышивкой. Свадебный вариант предполагает белоснежное платье, повторяющее по крою рубаху. Иногда допускается верх по типу корсета, богато украшенный вышивкой в народном стиле.

Рекомендуют отказаться от обуви на каблуке. Удачным решением считаются тканевые сапожки, балетки, босоножки с тонкими ремешками.

При похолодании утепляются посредством шапки-ушанки. Головной убор одинаково подходит как девушкам, так и мужчинам. Рекомендуют комбинировать ушанки с яркими валенками или сапожками. image

Как носить и правильно сочетать

Не стоит полностью придерживаться русского стиля, чтобы соответствовать народным традициям. Рекомендуют комбинировать броские элементы с современными юбками, куртками, брюками или лосинами. Придерживаются правила соединения народных пестрых мотивов с однотонными материалами. Показателем этностиля станет цветастый сарафан в пол, декорированный по подолу и вырезу ажурными или лоскутными вставками.

Заменить сарафан советуют длинным платьем с рукавами-фонариками. К яркому одеянию подбирают рубашку, майку или футболку белого цвета. Завершением образа станут легкие сандалии или сумка под цвет платья. Из аксессуаров приобретают крупные бусы, деревянный браслет, ленты и платок.

Девушкам понравятся разноцветные многослойные юбки в пол, подходящие для летней прогулки. Юбки обшивают по подолу кружевами фабричного или ручного производства. Изделия чаще выпускают на кокетке, подчеркивающей талию. Также к цветным юбкам положены светлые футболки или рубашки, дополнением образа послужит соломенная шляпка и затемненные очки.

Если удалось присмотреть вышитую рубаху, поступают иначе. Красивый декор выставляют на обозрение, скомбинировав сорочку с льняными штанами или юбкой. В современном видении разрешается носить рубашки навыпуск, подвязав талию поясом.

Рекомендуют украсить вышивкой повседневную одежду для придания ей народного шарма. Вышивают понравившийся мотив на кармашке рубашки или джинсов, платье или юбке. Русские мотивы переживают второе рождение как на родине, так и за границей. Вещи с оригинальными мотивами из натуральных материалов обрели массу поклонников. Национальная культура демонстрирует роскошь и простоту костюмов, соединяя невидимой нитью прошлое и будущее.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий