Виды шапок: модели, советы по выбору. Головные уборы

Поделись записью с друзьями

image

Согласно иудейских традиций, нужно обязательно носить головной убор. Именно с его помощью демонстрируется уважение к Господу. Еврейская шапочка обладает особым дизайном и нередко фиксируется на голове с помощью заколки. Это особый элемент национального наряда, обладающий рядом особенностей. Стоит разобраться, как называется еврейская шапочка и рассмотреть все существующие виды на фото.

Содержание показать Цель и особенности ношения Причины различий в головных уборах Разнообразие кип Палитра оттенков Форма и особенности кроя Правила ношения Какие еще национальные еврейские головные уборы существуют Видео

Цель и особенности ношения

Кипа с иврита переводится как купол или полушар. У евреев популярно также другое ее название, а именно ермолка. Как утверждают ученые, данное название произошло от фразы «йерей малка». Она дословно переводится как «боящийся Бога».

Еврейский головной убор представляет собой не просто элемент национального костюма. Он обладает более глубоким значением. Он означает поклонение Всевышнему, осознание его мудрости.

Есть теория, согласно которой впервые на голове еврея появилась шапка накануне возникновения Храма Соломона. Она использовалась с целью предотвращения солнечного удара. Правда, также существует мнение, что таким образом люди опускали голову и скрывали лицо от гнева Господнего.

Женщинам носить кипы всегда запрещалось. Женский головной убор несколько иной. Он называется тюрбан. Также им допускалось использовать еврейские шляпы.

Ортодоксальные иудеи носят ермолку на постоянной основе. Консерваторы надевают ее лишь в синагоге во время трапезы. Реформистские евреи используют кипу лишь на праздники и в случае траура.

Причины различий в головных уборах

Шапочки подразделяются на виды не только с учетом их внешнего вида, но и согласно общинным канонам. Иудейская тюбетейка может многое поведать о своем владельце. Например, по ней можно узнать, какую религию он исповедует. Сейчас кипы представлены в различной палитре оттенков, могут обладать различным покроем и фасоном.

Обусловлены отличия во внешнем виде головных уборов особой историей самого еврейского народа. На протяжении продолжительного периода у них не было единого государства. Соответственно, в каждой из общин были созданы собственные правила. Не миновали они и еврейские головные уборы. Именно по кипе различали религиозные группы.

Разнообразие кип

Сейчас шапочка иудея представлена в разных вариациях. Изделия отличаются друг от друга материалом, формой, размером, а также декором и покроем. Среди основных разновидностей при этом можно выделить следующие:

  • шесктиклинка. Основа изготавливается из бархата. Для создания подкладки применяется полиэстер. Нередко край обрабатывается с помощью каймы;

image

  • четырехклинка. Изготавливается по такому же принципу, что и шестиклинка, но в данном случае клиньев всего четыре. Иногда вместо бархата при пошиве используется замша;
  • цветная. Шьется из бархата. Как правило, носится детьми;
  • бресловская. Головной убор евреев вяжется из белоснежных толстых ниток и украшается мантрой. Вышивка может быть черной и синей;
  • хабад-любавич мешихит. При пошиве применяется терилиновая материя черного цвета. В качестве украшения выступает мессианский девиз;
  • териленовая. Визуально схожа с бархатной, но шапочка на голове более комфортна и обладает меньшим весом;
  • бухарская. Обладает более внушительным размером, чем все остальные разновидности, украшается с помощью вышивки;
  • сатиновая. Такие головные уборы выбирают реформаторские и консервативные иудеи.

Выбираются еврейские шляпы с учетом принадлежности к определенной этнической группе, конфессии, а также уровня религиозности. Подбирать кипу исходя из личных предпочтений нельзя.

Палитра оттенков

Все ермолки можно разделить на праздничные и те, которые предназначены для ежедневной носки. Особо привлекательно при этом смотрятся изделия, выполненные из белоснежного сатина или бежевой атласной ткани. В качестве украшений на них выступает звезда Давида. Вышивка при этом выполняется с помощью серебряных или золотых нитей. Декором могут выступать полосы различных цветов.

Яркие шапочки принято носить в праздники. Например, в день достижения совершеннолетия.

В последнее время особую популярность обретают камуфляжные головные уборы. Пересечение при этом с армейской тематикой нельзя назвать случайностью. Сейчас начинается активное обсуждение службы в армии религиозных иудеев.

Особо изысканно смотрится штраймала. Такую шапочку отделывают с помощью лисьего или соболиного меха.

Универсальным же вариантом считается черная кипа. Чаще всего ее носят не религиозные евреи.

Форма и особенности кроя

Ермолки могут обладать самыми разнообразными размерами. Встречаются как большие, так и средние, совсем маленькие варианты. Их могут не только шить, но и вязать. Зачастую при их изготовлении применяется цельный лоскут материи и особый крой, при котором подразумевается наличие выточек. Также головные уборы могут шить из отдельных лоскутков и клинышков. В завершение работы их оснащают по периметру манжетой. Визуально она оказывается незаметной.

По форме ермолки можно разделить не несколько видов:

  • восьмиклинные;
  • четырехклинные;
  • шестиклинные;
  • плокие;
  • остроконечные.

Ортодоксы, например, отлают предпочтение вязаным, маленьким шапочкам. Среди хасидов, относящихся к группе консерваторов, востребованы изделия, покрывающие больше половины головы. Как правило, они также отличаются кроем, нередко плоские, оснащенные каймой.

Есть также совсем миниатюрные модели, которые известны под названием кипат-груш. Они могут попросту затеряться в волосах, но при этом отлично видны на выбритой голове.

Белая кипа под шляпу для хасидистов
Черная шестиклинка хабадников
Для детей
Ермолка с орнаментом и вышивкой для сефардов
Кипа ашкеназских евреев
Еврейский платок
Вязаная сруга сионистов

Правила ношения

Если ермолка шилась по классической технологии, она обладает весьма внушительном весом и в дополнительной фиксации не нуждается. Кипа будет сама собой держаться на голове. Раввины же рекомендуют надевать головной убор перед зеркалом. Такие действия следует выполнять до того момента, пока кипа не будет сидеть на макушке максимально прочно.

Также есть еще одно убеждение. Если в течение всей ночи шапочка не спадет с головы, значит, ее размер подобран идеально. Правда, зачастую изготовленные из легкой материи шапки не могут надежно зафиксироваться на волосах и попросту слетают. В таких ситуациях принято использоваться заколки.

Особый интерес вызывает фиксация шапки на идеально выбритой голове. При обычном надевании она может слетать. В таком случае ее фиксируют с помощью двухстороннего скотча или же изготовленной из силикона резинки.

Дети, которые много проводят времени на улице и проявляют максимальную активность, поверх шапочки надевают бейсболку. Таким образом ермолка оказывается надежно зафиксирована и отпадает необходимость в применении заколок.

Какие еще национальные еврейские головные уборы существуют

Иудейская шапка является далеко не единственным головным убором среди евреев. Поверх нее может надеваться каскет, дашек или черная еврейская шляпа. Вариаций подобных изделий насчитывается не менее тридцати. Например, хасидские ребе могут использовать колпик, который изготавливается из коричневого меха.

Среди потомственных иудеев Йерушалми классической является еврейская шляпа плуш. Она также известна под названием фликер-теллер, что переводится, как летающая тарелка. Характерными ее особенностями считаются довольно низкие тулья, не превышающие десяти сантиметров, а также широкие поля. Нередко при их пошиве используется велюр, визуально схожий с коротким черным мехом. Подобными характеристиками также обладает самет.

Также отдельного внимания заслуживают киппоты. Это обычная шляпа, которую принято в определенных диаспорах носить в религиозных соображениях. Тюбетейка идиш представляет собой войлочный или сатиновый колпачок, оснащенный подкладкой из хлопка. Среди мужчин популярны не только кипы, но и шляпы, а также меховые шапки.

Замужние дамы покрывают голову платком. Волосы у них считаются продолжением тела и созерцать эту красоту можно исключительно мужу. Также в качестве головного убора может использоваться шейтель. Это парик, изготовленный из волос.

Кипу нельзя назвать обычной шапочкой, благодаря которой ее владелец выделяется из общей массы. Она является своеобразным символом, указывающим на скромность, смирение и преклонение перед Богом. Головной убор также демонстрирует принадлежность к той или иной общине, указывает на происхождение мужчины.

Прочитали: 2285 Поделись записью с друзьями

Головные уборы русских девушек и женщин

Славянские барышни уделяли особое внимание этому предмету гардероба. Популярностью пользовался кокошник, по форме напоминающий головку луковицы. Для их изготовления брали плотную ткань, по краям пропускали бахрому. В качестве украшений для головного убора использовали речной жемчуг, поскольку он стоил дешево.

Помимо кокошника носили кику, ее форма напрямую зависела от региона. Например, тульские барышни щеголяли в «рогатом» головном уборе. Замужним женщинам предписывалось ходить в повойниках, напоминающих чепчик небольшого размера.

В зимнее время года барышни облачались в маленькие меховые шапочки или платки из шерсти. Царицы носили венец, оформленный одним или несколькими зубьями.

Повязки и тесемки

Головной убор полностью обхватывал лоб и крепился на затылке с помощью нескольких узлов. Для изготовления повязки использовали бересту, парчу или ленточки из шёлка.

Даже в древние времена каждая девушка хотела выделиться из толпы, поэтому придумывала оригинальное украшение для аксессуара: вышивку, декорирование стеклярусом или драгоценными камнями. Барышни из состоятельных семей могли позволить себе оформить повязку золотом.

В описи имущества одной из дочерей русского царя Алексей Михайловича встречается упоминание о «перевязочке, низанной жемчугом». Нередко можно было встретить аксессуар, налобная часть которого была изысканно украшена с помощью оригинального орнамента или символической фигуры.

Венчик

Еще одна разновидность головного убора на Руси – венец. Прародителем аксессуара является сплетение из цветков, которое часто создавали славянские барышни в летний период. Согласно древним поверьям, головной убор защищал хозяина от нечистой силы.

Для изготовления венца брали тонкую ленту из металла, шириной максимум два с половиной сантиметра. Также для создания аксессуара использовали бронзу и серебро. По внешнему виду головной убор напоминал повязку. Основным отличием были крючки для ленты, чтобы надежно зафиксировать аксессуар на затылке.

Часто для декорирования изделия применяли орнамент с поднятыми кверху зубчиками. На праздничные мероприятия барышни облачались в венчики, украшенные жемчужными нитями, которые свисали вдоль щек.

Платок, или убрус

Женские головные уборы на Руси поражали своим разнообразием, но наибольшей любовью у девушек пользовался этот аксессуар. В каждом регионе его именовали по-своему. Самые распространенные названия: полотенце, наметка, фата и т.п.

Убрус состоял из тонкого полотнища прямоугольной формы. Ширина головного убора достигала пятидесяти сантиметров, а длина была около двух метров. Один из концов платка декорировали вышивкой из шелковых нитей, серебра и золота. Его опускали на плечо и никогда не скрывали за верхней одеждой. Еще бы, прятать такую красоту!

Второй конец использовали для обвязывания головы, его скалывали под подбородком. В десятом веке поверх убруса было принято размещать набор ювелирных изделий и разнообразных украшений.

Спустя некоторое время аксессуар изменил форму и стал треугольным. Его скалывали обоими концами под подбородком либо завязывали фигурным узлом на макушке. В последнем случае требовались определенные навыки, которыми обладала не каждая барышня. Красиво оформленные концы спускали на плечи или спину. Подобная мода ношения платков пришла в Россию в восемнадцатом веке из Германии.

Ранее убрус обхватывал шею женщины, узел располагали на макушке и туго затягивали. Подобная методика получила название «головка».

Сорока

Аксессуар создавали из дорогостоящей парчи или бархата. Для декорирования головного убора применяли речной жемчуг или вышивку золотыми нитями. Молодые барышни надевали сороку в праздники и бережно к нему относились. Ведь на Руси изделие стоило больше чем породистый скакун. Вернуться к оглавлению 

Кокошник

Многих современников интересует происхождение название головного убора, который часто можно увидеть в наши дни на девушках. Носить кокошник тяжело, поскольку он имеет приличный вес. Несмотря на это нашим предкам было в радость облачиться в подобный аксессуар.

Свое необычное название женский головной убор получил от слова «кокош» (петух, курица). Отличительная черта изделия – гребень в передней части. Весь кокошник изготавливали из твердого сырья, чтобы он надежно держался на голове. Гребень располагался высоко надо лбом и был заметен с приличной дистанции. Для фиксации использовали ленточки, которые затягивали на затылке.

Изначально головной убор предназначался для женщин, связанных узами браками. Но спустя некоторое время его облюбовали и молодые девчата.

Кокошник обтягивали плотной материей или кожей. Для декорирования использовали бусинки, стеклярус, жемчужные нити. К убору крепили покрывало, выполненное из дорогой материи, на которую нанесен уникальный узор. Сверху носили фату или платок, сложенный в форме треугольника.

У простых граждан кокошник получи распространение в шестнадцатом веке, он стал прекрасной альтернативой кичке. Духовенство вело непримиримую борьбу с «рогатым» аксессуаром и запрещало посещать в нем церковь. Зато кокошник пришелся им по душе.

Позатыльник

Основной элемент головного убора под названием кика. Его создавали из бисера или парчовой ткани. Подвязывали под сороку, чтобы сзади прикрыть волосы.

Кичка рогатая

Один из самых древних головных уборов, восходящий к язычеству. Для славян рога символизировали плодородие, поэтому носить подобную кику могли лишь замужние женщины. Впервые надеть аксессуар девушка имела право после рождения ребёнка.

Кичку с рогами, достигающими в высоту тридцати сантиметров, носили на праздники и в будние дни. Чтобы убор хорошо держался, женщинам приходилось высоко поднимать голову. Отсюда и появилось слово «кичиться» – задирать нос.

Кика копытообразная

По внешнему виду изделие напоминает копыто или подкову. Налобную часть изготавливали из твердого материала и обтягивали богато украшенной тканью. Очелье крепили поверх основной шапочки с помощью лент, завязанных вокруг головы.

Считалось, что головной убор, подобно подкове, защищает от дурного глаза и несчастий. Аксессуар на торжественные мероприятия надевали все замужние дамы.

Сорока тульская

Оправдывая свое название, «птичий» убор делился на боковые части (крылья) и заднюю (хвост). Второй представлял собой многочисленные плиссированные ленточки, нашитые по кругу. В результате деталь изделия напоминала хвост павлина.

С аксессуаром соединяли яркие розетки, которые крепили сзади на поневу. Подобные вариации изделия дамы носили лишь в праздничные дни.

Вернуться к оглавлению 

Сборник (самшура, моршень)

Головной убор был частью повседневного костюма. Низкий моршень по внешнему виду напоминал чепец. Высокий вариант аксессуара надевали на торжественные мероприятия, поскольку выглядел он богато и внушительно.

Для изготовления повседневной модели использовали дешевую материю, поверх накидывали платок. Сборник пожилой женщины было сложно отличить от простого чепца из черной ткани. Праздничные модели самшуры декорировали лентами и покрывали драгоценными камнями.

Кокошник псковский (шишак)

Аксессуар был часть свадебного наряда. Имел традиционную форму вытянутого треугольника, для украшения использовали шишки. Собственно, эти видоизмененные побеги, символизирующие плодородие, и дали название изделию.

Шишки нашивали на переднюю часть убора и украшали с помощью жемчуга. Поверх аксессуара накидывали белоснежный платок, вышитый золотыми нитями. По нижней кромке изделия пропускали сеточку из жемчуга.

Стоимость кокошника в те времена могла достигать семи тысяч рублей серебром, поэтому его хранили как семейную реликвию и передавали от матери к дочери.

Тверской «каблучок»

Был в моде на протяжении всего девятнадцатого века. Оригинальная разновидность кокошника. Надевали его исключительно на торжественные мероприятия. Для пошива аксессуара брали дорогие ткани: бархат или шелк. Изделие украшали драгоценными камнями.

Под «каблучок», напоминающий колпак небольшого размера, крепили поднизь из жемчуга. Она полностью покрывала волосы, поскольку сам головной убор «прятал» лишь макушку. Изделие пользовалось большой популярностью в Тверской губернии и стало его визитной карточкой.

Меховые шапки

В холодное время года барышни облачались в бархатные шапки с меховой оторочкой. Верхняя часть была выполнена из тканевой материи или клееной бумаги. Аксессуар шили в форме конуса, цилиндра или круга. Для украшения убора применяли камни, вышивку и речной жемчуг.

Шапки были очень высокими, чтобы в них не гулял ветер, внутри делали подкладку из атласа или легкой меховушки. Дамы очень бережно относились к аксессуару. Некоторые историки утверждают, что по завершении зимы дочери царя сдавали шапки на хранение в Мастерскую палату. Их размещали на болванках и накрывали чехлами.

Для изготовления зимнего головного убора брали мех лисицы, бобра или соболя. Молодые барышни предпочитали изделия с оторочкой из зайца или белки.

Треух

Женский головной убор позаимствованный у мужчин. Верх изделия покрывали материей, лобная часть опушалась. Чаще всего для этой цели использовали соболиный мех. В качестве декора применяли кружева или речной жемчуг.

Каптур

Еще один головной убор, предназначенный для холодного времени года. Наибольшей популярностью пользовался у женщин, потерявших мужей. Он прекрасно защищал от лютых морозов. По внешнему виду аксессуар напоминал цилиндр, отороченный мехом. Шапка полностью покрывала голову и лицо с двух сторон.

Для пошива аксессуара брали мех бобра, простолюдинам приходилось довольствоваться изделием из овчины. Сверху обязательно надевали повязку. Вернуться к оглавлению 

Традиционный мужской головной убор

В четырнадцатом веке все представители сильной половины человечества носили одинаковый аксессуар. Это были шапки, пошитые из меха, войлока или плетенки. По внешнему виду они напоминали колпак.

Бояре носили поярковые головные уборы, выполненные из дорогостоящей овчины. В зимнюю пору мужчины отдавали предпочтение шапкам-ушанкам, которые плотно облегали голову и закрывали уши от морозов.

В этом же столетии славяне впервые примерили тюбетейку. К ней пришли меховую опушку и создали новый русский мужской головной убор.

Ближе к шестнадцатому столетию набрал популярность колпак. Это головной убор в форме конуса с широким меховым отворотом. На нем крепили пуговицы, именующиеся запоны. Для пошива аксессуара использовали бархат, войлок или поярку.

В семнадцатом веке мужчины присмотрелись к новому изделию – науруз. Это русский народный головной убор, являющийся разновидностью колпака. Шапка имела небольшие отвороты из меха, ее украшали кисточками и пуговицами.

В этом же столетии появилась муромка, характеризующаяся плоской и расклешенной тульей, по внешнему виду напоминающую усеченный конус. Шапка имела меховую оторочку, которую придерживала пара пуговиц. Для пошива аксессуара использовали бархат, шёлк или парчу.

После того как Петр Первый открыл окно в Европу, в гардеробе русских парней появились шляпы и парики.

Повседневные мужские шапки

За исключением вышеперечисленных моделей, которые предпочитали носить знатные особы, крестьяне останавливали свой выбор на следующих изделиях:

  • Барловка. Для пошива использовали барловые шкуры, имела круглую форму и небольшие околыши.
  • Бриль. Соломенная шляпка с полями и плоской тульей. Предназначалась для защиты от солнечных лучей.
  • Бурк. Старинный убор из лисьего меха, без ушей. Плотно прилегал к голове, имелся аккуратный околыш.
  • Ермолка. Шапка из шерсти овцы с конусообразной тульей.
  • Зырянка. Головной убор из сукна с четырехугольным дном.
  • Картуз. Фуражка из простого материала с небольшим козырьком.
  • Краган. Аксессуар в виде капюшона, пошитый из домашнего сукна.
  • Кубашка. Шапка с круглой тульей, изготовленная из серой овчины.
  • Малахай. Имела четыре клапана из меха или овчины и четырехугольный конец.
Головные уборы казаков и военных в расчет не берутся, поскольку это узкопрофильные национальные предметы гардероба.

Заключение

Русские народные головные уборы – это важная и неотъемлемая часть костюма. В современном мире люди вольны носить любой аксессуар в зависимости от настроения и погоды за окном. А вот у наших предков существовало несколько незыблемых правил в отношении данного изделия. Многие их старинных уборов до сих пор пользуются популярностью у молодежи, например, кокошник. Барышни с удовольствием надевают его на народные гуляния.

Из видеоролика вы узнаете историю происхождения кокошника.

Вернуться к оглавлению 

На самом деле мне понравилось выполнять Творческое задание #3 — «Список с заковырочкой». Один раз я его выполнила уже, показав вам жуткие цветочГи; но тут довелось написать рецензию на “Ещё одна из рода Болейн”, и народ спрашивает в личке – а что с Анной Болейн не так исторически? И да, а что это у неё на голове за убор типа русского кокошника?

Вот с этим и предлагаю разобраться, раз уж я веду историю костюма. Тем более, что штука типа кокошника, которую эта Анна носила, вызвала страшный переполох при дворе Генриха Восьмого. Но – не будем забегать вперёд, а оформим всё как список. Но сразу говорю, головные уборы будут самые странные, от средневековья до поздних эпох. Начнём мы не с самого начала, но – с Анны Болейн. 1. До неё женщины Тюдоров носили гейбл, или – тюдоровский чепец. Странный головной убор, похожий на домик. Иногда, глядя на этот чепец, мне кажется, что я знаю, откуда взялось выражение “не все дома” или “крыша поехала”))) Гейбл появился в самом начале 16 века, хотя иногда его прообраз встречается на портретах конца 15 века. Он ознаменовал собой новую эпоху – эпоху Тюдоров, новой династии, которая пришла к власти в 1483, когда Генрих VII сверг Ричарда III и положил конец войне Алой и Белой розы.Вот так выглядел гейбл, внизу на коллаже его носят: Арселе представлял собой подобие кокошника из черного бархата (часто его ошибочно делают в фильмах цветным – но он всегда был черным) с черной плотной вуалью. Во второй половине 16 века в связи с появлением широких воротников, вуаль с арселе исчезла и он, наконец, стал других цветов, кроме черного. Правда, разнообразие было все равно не сильно большое – обычно он был красным или золотым. ( Кстати, как раз тут у меня претензия к создателям костюма Анны: арселе у неё никак не мог быть зелёным, не носили такие! В эпоху Анны это был чёрный головной убор и с чёрной же вуалью. А зелёный мог быть только орнамент по нему). Когда стало очевидно соперничество Анны с первой женой Генриха Екатериной Арагонской, придворные дамы буквально разделились на 2 группы. Одни продолжали носить гейбл, другие перешли на арселе. И по их внешнему виду было сразу понятно, кого они поддерживают))) Однако когда Анна стала опасаться за свою жизнь, она надела традиционный гейбл, судя по портрету, приведённому внизу. А вот пятая жена Генриха, Катерина Говард, уже носила только арселе. Анна Болейн ( слева) и Катерина Говард ( справа) 3. Ну а теперь заглянем в эпоху, предшествующую Анне и Генриху. и куда же мы без знаменитого средневекового колпака под названием атур (l'atour) или энен(l'hennin).
Слева – работа Ганса Мемлинга “Вирсавия”, Справа – портрет Маргариты Бургундской Энен – это сложный женский головной убор на каркасе из китового уса, металла, накрахмаленного полотна или твёрдой бумаги. Другое название колпака – атур. Наиболее распространённые варианты эннена исполнялись в виде конуса, усечённого конуса или трубы. Эннен «двойная сахарная голова» имел вид раздвоенного конуса, «рогатый» эннен облегал причёску с валиками из волос по бокам головы. Волосы, выбивавшиеся из-под эннена, выбривали, оставляя лишь маленький треугольник на лбу. Атуры получили распространение в XV в. в период «бургундских мод». Это был любимый головной убор знати! Виды эненов: слева двурогий, справа – усечённый. Знаете, от чего зависела высота колпака-энена? От степени знатности дамы! То есть королева или принцесса могла иметь колпак-эннен высотой до 1 метра, герцогиня – 60-70 см, графиня – 50 см, и т.д. Так что чем знатнее дама, тем большую тяжесть она таскала на своей голове. А кто сказал, что власть – это вообще не тяжесть?:)) А впрочем, если интересно, вот моя статья на эту тему: https://durward-2015.livejournal.com/4520.html А я в этом колпаке тоже есть: https://durward-2015.livejournal.com/4682.html 4. А там, где есть энен, есть и другой диковатый головной убор – эскофьон-о-корн. Это рогатый эскофьон (escoffion à cornes), который, как и эннен, порой достигал довольно больших размеров, несмотря на осуждения проповедников и эдикты, направленные против роскоши.
Эскофьон Изабеллы Баварской. Для того чтобы соорудить такую замысловатую куафюру, надо было разделить волосы на две пряди (les truffeaux) и уложить их высокими валиками в форме буквы «U» или полумесяца. Если своих волос не хватало, использовали накладки из волос. Далее валики перехватывали богато украшенной сеткой, например, золотой с жемчугом, и сверху покрывали вуалью. 5. А если чего попроще? Ну давайте-ка рассмотрим барбетт – подбородник. Замужние женщины по-прежнему покрывали голову платками. Самый простой из них – барбетт. Их делали из белого полотна, они покрывали часть груди, шею, уши, подбородок, окружая лицо чистой белизной ткани и соединяясь с убором. При выходе на улицу поверх барбетта обычно накидывали покрывало. Робер Кампен. Портрет женщины, 1430-1435. Многослойный барбетт, имеющий двурогие очертания благодаря специальным вставкам. Головной убор называется апостольник. Его носили монахини и вдовы. Форма барбетт держалась пластинками китового уса, пришитыми в боковых частях. Барбетт сохранились до XV века, и ниже – более поздний барбетт. Да, барбетт мог быть и в виде верхней полосы ( филетт) и подбородника ( собственно, барбетта)
6. Ну а если чепец, но посложнее барбетта? Тогда крузелер, или крюзе-лер, получивший свое название от обрамляющей лицо оборки (Krause), или чепец с рюшами.  Такое уже Германия любила, где женщина должна была знать три  К – киндер ( дети), кюхен ( кухню) и , кирхен ( церковь). Крузелер – это полотняный чепец, по краю которого шел ряд оборок с частыми складками, плотно облегал лицо и затылок и позволял видеть лишь небольшую часть прически. Был широко распространенный в Германии во второй половине XIV и в первые десятилетия XV в. Заметим, что крузелер есть в виде чепца, но бывает и покрывало с оборочками.
7. Темплеты – как думаете, что это? Ну, строго говоря – причёска, но и головной убор тоже. Косички заплетались только на висках, затем их прятали в специальные футляры или сетки. Волосы от лба до макушки укладывали в несколько горизонтальных жгутов, а на затылке формировали все тот же узел.Несмотря на разнообразие сложных причесок, дамы, как и прежде, продолжают использовать покрывала, платки и вуали. Причёска “бараний рог”, и косы уложены в боковые темплеты. Бараний рог считался символом плодородия. 8.  Шаперон – (фр. chaperon à femme, также порой называемый aumusse)- средневековый головной убор. Вначале представлял собой капюшон с длинным шлыком и пелериной, затем превратился в пышное и достаточно дорогое сооружение, напоминающее тюрбан, дополнительно украшавшийся фестонами. Женский шаперон , в отличие от мужского, не претерпел особых изменений: это был все тот же капюшон с широкой пелериной (паттой), закрывавшей плечи и шею, и длинным шлыком (корнеттой), длина которого в конце XIV века постепенно увеличивалась, дойдя едва ли не до нижнего края платья; в следующем XV она столь же постепенно уменьшалась. Это был чаще всего головной убор, характерный для горожанок или крестьянок.Если мужской шаперон практически вышел из моды около 1480 года, женский носился до самого начала следующего, XVI столетия
9. Ретикула – всем хорошо известная сеточка для волос. Ретикула была известна ещё модницам Древнего Рима, — вновь вошла в моду в падком на всё роскошное XV веке. Шитые золотом сетки стали изготовлять специально для кос; ими удобно было удерживать волосы в любом положении, вплоть до того, что золотые сеточки с металлическим дном, надетые на косы, вертикально свисающие с обеих сторон лица, придавали последним вид колоннообразный и монументальный. Всё Возрождение эти сетки были в огромной моде, и как по мне, это самый лёгкий головной убор!
10. И закончу этот парад странных головных уборов я всем известным чепчиком, без которого не обходится ни один сказочный фильм про Золушек или фей. Знаете, как он называется? Белый крахмальный чепец — каль. В отличие от мужского, женский каль никогда не имел завязок, однако его твердые накрахмаленные углы могли на уровне щек круто загибаться вверх. Белое покрывало поверх каля носили, как правило, пожилые женщины или вдовы, которым тогдашние приличия предписывали «смирное платье». Сказочную Золушку тоже любят изображать в таком вот чепчике, потому что дома Золушка исполняет работу служанки, а каль носили горожанки и крестьянки. Однако странно думать, что чепцы носили исключительно представительницы простонародья. Знать тоже не избежала чепцов, однако более сложной формы. Примерно таких, как вот этот чепец 17 века.
Ну и да, у нас #сновавесна

Tags: #сновавесна, Историческое, История, Мода, творческое задание

Русские за какие-то сто лет довольно плотно забыли свои исторические костюмы, в отличие от других народов. Есть конечно отдельные объединения, которые сохраняют традиции, но увидеть на улице девушку в рубахе и сарафане теперь невозможно. Это очень печально! Если подумать, то любая традиционная веками подгонялась под условия жизни конкретного народа. Все детали костюма не только помогали чувствовать себя комфортно, но и отражали мировоззрение народа.

Головные уборы сопровождали женщину на каждом этапе ее жизни, отражая все детали ее возраста, социального положения и уровня жизни. Можно было «прочитать» не только ее обеспеченность и «замужем-не замужем», но и в какой губернии живет, имеет ли детей, и как давно.

От рождения и до 6-7 лет ребенок не считался полноценным членом общества, а был еще скорее «случайным гостем» — было непонятно, проживет он дольше или нет. Особой одежды не шили, кроме рубашечек из старых родительских одежд. Тут замешана то ли передача энергии, то ли экономия, то ли ношеные вещи были гораздо мягче свежесотканных. Из головных уборов были разве что платочки. От солнца головку не прятали (о Боже, воскликнут современные мамочки, а головку-то напечет!). Может и напекало, но чаще высветляло до белизны (думаю, дети умели прятаться от солнца, если пекло).

image
Крестьянские дети

Потом наступало время отрочества. Рубашечку меняли на поневу, начинали украшать прическу. Судя по данным о раскопках, вероятно, это были повязки-«чёлки» с нашитыми металлическими колечками и бубенцами, с вышивкой, возможно — какими-то текстильными украшениями типа помпонов. Тут уже девочки, скорее всего, подражали старшим подружкам.

С 15 лет отроковицы становились девушками и считались готовыми к браку. Соответственно менялась и одежда — становилась более многослойной, украшенной. Девушки должны были носить одну косу, прическу можно было украшать открытыми головными уборами в виде ленты (полотенца) с открытой макушкой. К таким уборам относятся «венцы», «коруны», повязки, «почёлки». Потенциальный жених мог оценить здоровье девушки по густоте и блеску волос.

image
Виды девичьих головных уборов — повязок

Для густоты косы девушки шли на хитрость — накосниками (косниками) и украшали косу, и добавляли объема. Накосник — прочно сплетенный золотой шнурок, на который крепилось треугольное украшение, приходившееся на конец косы. На равном расстоянии друг от друга к шнурку пришивались бусины, жемчуг, ленточки, иногда — кружево. Косники хранились и передавались по наследству, но чаще всего не носились повторно, а использовались как образец для создания своего.

image
Примеры накосников без лент

Для удобства косник часто соединяли с налобной повязкой, которая звалась «чёлкой» (от древнерусского слова чело — лоб). «Челка» придерживала распущенные волосы во время праздничных веселий — святочных и масленичных игр, прыжков через костер в летние дни, на Ивана Купалу. Даже дома девушки носили льняные повязки. Нося с детства такие повязки, девушки отучались от лишней мимики, что позволяло сохранить лоб гладким. Иногда их пропитывали растительным (чаще всего льняным или конопляным) маслом, сывороткой из-под простокваши, отварами полевой ромашки, мяты, лопуха, крапивы, получая компресс для красоты кожи. К парадным очельям у висков крепились цепочки или ленточки, завершавшиеся полукруглыми полыми «колтами»-подвесками. На колтах в древности любили изображать символы семейного счастья — птиц-сиринов. Внутрь колтов девушки вкладывали кусочки тканей, пропитанных «ароматами» (духами или пахучими смолами).

Чуть позже мода сменилась, и стали по праздникам надевать «коруны» и «венцы». Высокие (7-10 сантиметровые) «коруны» и «венцы» имели обычно зубцы по краям, которые звались «городками». Обычно надо лбом располагалась самая высокая часть «городков», что зрительно увеличивало девичий лоб, подчеркивало правильность черт лица и гладкость кожи. Для того, чтобы усилить эффект, москвички XVII века заплетали волосы очень туго и, надевая коруну, натягивали под нее кожу лба так сильно, что приподнимались брови и девушки, по словам одного иностранца, «едва могли мигать». К странностям московской городской моды XVII века можно отнести и обычай вовсе сбривать брови, которые затем рисовались сажей на лбу выше их естественного места. Деревенские девушки так не рисковали — девушка без естественных бровей, видимо, могла показаться больной.

image
Кокошник, Архангельская губерния

Богатство головного убора позволяло рассчитывать на более богатого жениха. Поэтому по возможности на посиделки и праздники девушки наряжались как могли. И хотя парни охотнее играли и танцевали с «косыночницами», которым легче было двигаться, сватов засылали к «повязочницам», которые были богаче.

image
Слева — невесты-повязочницы (богатые), справа — косыночницы (бедные)

Следующим важным этапом в жизни девушки было замужество. Как и любая смена социального положения, во время перехода из девушки в женщину она как бы временно не принадлежала этому миру и была ближе к раю-«ирию», то есть была уязвима для нечистых сил. Поэтому было множество ритуалов и традиций, отражающих этот переход. В частности, сосватанной девушке можно было снова носить белую одежду — символ чистоты.

Ритуал смены головного убора — с девичьего на женский («окручивание») — был центральным моментом свадебных торжеств. Вместо одной косы (символа девичества) их заплетали в две (символ замужней жизни), которые и укладывали в круг, «окручивали» вокруг головы, чтобы покрыть сверху легким тонким платком, концы которого обвязывались вокруг шеи — «выи», отчего и головной убор мужатицы именовался повоем. Иногда повой покрывал небольшую шапочку или, наоборот, высокий кокошник и накидывался поверх него.

image
Окручивание невесты, Маковский К.Е. (конец 19 века)

Женские (не девичьи) волосы считались сильным колдовским средством, поэтому их прятали, а показаться «простоволосой» перед людьми значило навлечь на всю семью несчастья. Кстати, на Руси кудрявые волосы считались символом блудниц, ибо не может порядочная женщина иметь прическу сходную со «срамным» местом. Новгородские женщины даже одно время брились налысо — но вскоре церковь это запретила (видимо, взроптали мужья, которых лысые жены ну никак не прельщали).

Чесание, переплетание волос и окручивание сопровождались в свадебном обряде с ритуальным плачем — прощанием с девичеством и его символом — косой-«красотой». Девушка выплетала из косы ленту («красоту») и отдавала ее подругам. Те рвали ее на части и носили кусочки как оберег — пожелание счастливо найти своего суженого. Невеста же надевала на голову фату и отправлялась в церковь. После венчания ее голову должен был венчать уже другой, соответствующий новому положению убор.

Головной убор замужней женщины был сложен и многослоен. Но в быту обходились 1-2 слоями, а вот на праздник наряжались по полной.

1) Сначала надевался повойник (подубрусник) — полотняная шапочка с твердым очельем, сзади затягивалась тесемками или лентами. Он должен был скрывать волосы замужней женщины. Вместе с повойником носили повязанный сзади платок – подзатыльник. С 19 века повойник стал самостоятельным головным убором.

image
Старинный повойник, вид сверху

2) Поверх повойника и подхатыльника надевался волосник — сетка с околышком из вышитой золотом ткани. Волосник одевали вместе с верхними головными уборами – убрусом, кикой. Волосник могли позволить себе только знатные, богатые женщины.

image
Старинный волосник золотого шитья

3) Убрус – это, наверно, самый древний женский головной убор. Он представляет собой платок или прямоугольное полотнище длиной 2 м и шириной 40-50см. Убрус имеет и другие названия: полотенце, ширинка, фата, наметка, шлык. Один концом убрус повязывали на голову, полотнище скалывали под подбородком брошью или булавкой. Второй конец свободно лежал на плече. Его украшали вышивкой, золотым шитьем. Поверх убруса одевали ювелирные украшения. Постепенно убрус изменил свою форму и стал треугольным, похожим на современный платок. Его продолжали скалывать под подбородком, а концы подвязывали на макушке. Самый же известный нам сейчас способ завязывания платка под подбородком пришел к нам относительно недавно, в XIX веке из Германии. Способов завязывания убруса было множество, кто на что горазд.

Замужняя женщина в убрусе поверх кички
Способы повязывания убруса

4) Поверх повойника или волосника надевали головной убор замужней женщины, название и вид которого зависел от места жительства — кичка, сорока, кокошник, каблучок, наклон, злотоглав, рогачка, или, например, кокуй. На них иногда накидывали убрус.

Виды русских головных уборов

Кика (кичка) — головной убор, похожий на перевернутый кузовок. Кика значит «утка». Иногда он с рогами, сделан из лубка или проклеенного холста, обтянут позументом или тканью яркого цвета, украшен разными вышивками и бисером, драгоценными камнями. Мягкая тулья кики шилась точно по голове ее хозяйки; на тулью крепился жесткий верх разнообразных форм и объемов. Кику изготавливали мастерицы, а жены получали в подарок от мужей. Любая кика дополнялась жемчужной бахромой или сеткой из жемчуга и перламутровых бус — «поднизью» или «очельем», пришивались тонкие поблескивающие «ряски» или «рясны» — привески по бокам в виде бахромы или виноградных гроздьев из перламутровых бусин. Кику можно было носить всю жизнь, подобные украшения в старости успешно отвлекали взгляд от немолодых щек и скрывали морщины у мочек ушей. Кику передавали по наследству, порой им было по 200 лет.

Слева кокошник, справа кичка

Сзади швы кики прикрывались кусочком дорогого меха, как правило, собольего. В зимнем варианте кика вообще вся крылась меховыми шкурками, которые на редкость ладно сочетались с кованым серебряным кружевом (пластинками), нашивавшимся поверх шкурок, а также тонким серебристо-шелковым повоем, покрывавшим голову под кикой. Когда ткань повоя была достаточно тонкая, концы его могли быть завязаны большим бантом под подбородком.

картина Кузнецова Н. Д. «Головка в кичке м-ль Муромской. балерины»

Молодуха получала кику с небольшим рогом, означавшим готовность к деторождению. Родившая же могла носить кику с длинными рогами — это был символ, который должен был помочь матери защищаться и защитить детей от нечистой силы. К старости рога становились ниже или вовсе исчезали.

Замужняя женщина в рогатой кичке. Фото из коллекции Натальи Шабельской и ее дочерей, нач. ХХ века

Сорока (привязка, макушка) – самостоятельный женский головной убор или дополнение к другому убору. Простая сорока состояла из очелья (передняя часть), крыльев (боковая часть) и хвоста (задняя часть). Встречаются так же сороки состоящие только из двух частей: очелья и хвоста или очелья и крыльев. Этот головной убор изготавливался из шелка, кумача, бархата на холщевой основе и украшался вышивкой, бисером, золотым шитьем. В некоторых областях этот женский головной убор доходил до 20 элементов и требовал при одевании много времени и кропотливости. До наших дней почти не сохранился, так как в основном делался из золотых нитей, и их активно скупали скупщики и сжигали, чтобы выплавить золото и серебро.

Сорока

Кокошник представляет собой начельник (полукруг с лицевой стороны) и волосник или донцо (шапочка сзади). Название произошло от слова «кокошь» — курица (видимо, из-за схожести формы с гребешком). Петух назывался кокот (кочет). Сзади кокошник завязывался лентами. По краям кокошника могли быть жемчужные нити – рясны, а спереди сетка из жемчуга – поднизь. Сверху кокошника часто одевали платки из шелка или шерсти и закалывали их под подбородком. Так же сверху кокошника могли прикреплять покрывало из кисеи, которое спускали сзади на спину. В разных областях России встречаются различные формы кокошников: однорогий кокошник (как у Снегурочки), двурогий кокошник (в форме равнобедренного треугольника), в виде шапочек с плоским дном и высоким очельем, седлообразный кокошник.

Кокошник однорогий
Двурогий кокошник

Украшения на кокошнике в виде шишек из бисера означало плодородие.

Кокошник с шишками из бисера — символами плодородия

Борушка (морхатка, моршень, сборник) — головной убор замужних женщин, относящийся к типу кокошников-сборников. Представлял собой мягкую шапочку, расшитую золотыми и серебряными нитями.

Борушка

Зимой женщины обычно носили все те же головные уборы с убрусом, бедные ограничивались одними платками. Богатые же могли позволить себе меховые шапки, вышитые шелком и золотыми нитями, украшенные речным жемчугом и драгоценными камнями.

Зимний костюм — меховая шапка поверх убруса

Столбунец – высокая меховая шапка, похожая на мужскую «боярскую» (горлатную) шапку. Но в женском варианте она сужалась в верхней части, а на затылке была дополнительная опушка из меха.

Картина Рябушкина А.П. «Москвичка» — девушка в столбунце

Шапка каптур – круглая, дополнительные лопасти закрывают затылок и щеки.

Меховая шапка-каптур с верхом из парчи

Треух – очень похож на современную ушанку. Но его верх шили из дорогих тканей.

Чебак — вариант треуха, где есть только «уши»

Меховая шапка «чебак»

Конечно, головные уборы были своеобразными, многие иностранцы (и просвещенные современники) считали их некрасивыми. Но многое можно было бы и возродить в современности — например, красивые зимние головные уборы.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий