Сатиновое переплетение ткани — основные характеристики и обзор ассортимента

Свойства ткани, переплетения нитей

Как покрасить ткань в домашних условиях: доступные способы (textiletrend.ru)

Тип волокон Реакция на пламя Пепел
Целлюлозные, хлопок, лён, вискоза Горят жёлтым, быстрым пламенем, сгорают целиком Пепел лёгкий, серого цвета, запах жженой бумаги
В пламени спекаются, самостоятельно не горят, под действием огня скручивается, после удаления пламени обычно самопроизвольно затухают Пепел в виде хрупкого шарика с резким запахом жжёного волоса
Ацетатные, акриловые Горят и правятся. Горят медленно, после удаления пламени продолжают гореть и плавиться На конце нити образуется оплавленный шарик черного цвета, твердый и хрупкий
Нейлоновые (капрон) На конце нити образуется плотный бурый шарик
Полиэфирные (лавсан) Под действием пламени сокращается в размерах, плавится и горит медленно желтым коптящем пламенем. Дым черного цвета. Затухает самопроизвольно На конце нити твердый хрупкий шарик черного цвета 
Хлорин Не горит, волокна спекаются Ощущается резкий запах дуста

Основные виды материалов

Тканое полотно

Полотно в котором нити переплетаются под углом 90 градусов относительно друг друга(мешок из под картошки)

Нетканое полотно

Волокна склеиваются между собой (войлок, фетр) или такой материал как кожа

Вязаное полотно

Нити связываются между собой (трикотаж)

Тест на состав волокон ткани

Виды переплетений ткани

Полотняное

Самое прочное переплетение 1*1(шахматная доска)

Саржевое

Делится на простое и сложное, характерной чертой его является рубчик или елочка на лицевой стороне 1*2   1*3   2*2    2*3

Атласное (сатиновое)

Самое блестящее переплетение  4*1    6*1

Рогожка

Разновидность полотняного переплетения  2*2   3*3

Жаккард

За счет переплетения нитей создается рисунок

Кромка тканиэто обработанный на производстве край ткани, от кромки до кромки ширина ткани, стандартная ширина ткани 150 см, в крой изделия кромка попадать не должна. Красная нить на кромке(брак).

Долевая нить — это каждая нить которая проходит вдоль, параллельно, кромке

Лицевая изнаночная сторона ткани

как определить лицевую сторону ткани?

Лицевая сторона ткани более: блестящая, гладкая, на ней более четкие: переплетение, рисунок, принт, рубчик, меньше дефектов. Прокол на кромке выходит вверх на лицевую сторону.

ткани выкраиваются, сшиваются, утюжатся лицом к лицу изнанкой наружу

Речь пойдет о Тканном полотне. В зависимости от вида переплетения ткань может приобретать определённые свойства — прочность, блеск, сыпучесть, узор и т.д.

Презентация по видам переплетения с картинками и описанием

Вывод: Чем нити чаще переплетаются между собой тем они прочнее, но из за частых изгибов нитей ткань полотняного переплетения будет самой темной и иметь минимальный блеск. Противоположность полотняному переплетению составляют атласные ткани нити в нём переплетаются значительно реже, а значит ткань будет более сыпучей, блестящей но менее прочной данное переплетение хорошо драпируется.

виды свойств тканей

сравнительная характеристика свойств тканей

символы бирок одежды

длину ткани можно определить относительно модели изделия… если показать преподавателю, продавцу, или посетителю магазина тканей  фото юбки или платья то они могут определить сколько потребуется ткани

рекомендуются ПЛОТНЫЕ ткани с эластаном от 5-30% (приталенный силуэт)

натуральные хлопок лён шерсть (плотные) химические плотные ткани

жаккард, джерси, джинс, габардин, искуственная замша

костюмные, пальтово-костюмные, плательные (плотные)

ткани которые можно использовать с опытом более 10 изделий 

подгонка: рисунка, клетки, полоски

  • белые
  • тонкие
  • сыпучие
  • ползучие
  • скользкие
  • с паетками, бисером, стразами
  • бархат, шифон, шелк, кружева

Перечень работ влияющих на сложность модели

Усложняющие элементы конструкции

Особенности обработки изделий из дублированных тканей

Отечественная промышленность выпускает три вида дублированных тканей: однослойные, двухслойные и трехслойные.

К однослойным относятся трикотажные и ткацкие полотна, выработанные из смешанных или синтетических тканей и дублированных тонким слоем поролона.

Двухслойные: искусственная замша и кожа, дублированная тканью, выработанная из хлопчатобумажных волокон или синтетических нитей. Ткани плотные, высокая прорубаемость, не подвергаются ВТО, пошив с помощью макета, без прокладок, все швы расстрачиваются или настрачиваются, рукава применяют двух- или трехшовные без посадки, жакеты, пальто — на подкладке.

Трехслойные: искусственная замша и кожа, дублированная искусственным мехом. Применяется при изготовлении дубленок, пошиваемых без подкладки. Карманы — отрезные, накладные или прорезные. Обычно только в прорезных карманах видимую часть мешковины раскраивают из основной ткани. Подборт не применяют, по краю борта и низа изделия дают припуск 2-3 см и обрабатывают швом в подгибку с открытым срезом. Воротник раскраивают одинарный, отлет и уступы обрабатывают как и край борта. Воротник соединяют с горловиной накладным швом с открытыми срезами и настрачивают как воротник на горловину, так и горловину на воротник. Плечевые и боковые швы настрачивают. Рукава проектируют одношовные, двух- и трехшовные без посадки и втачивают рукав в пройму двумя параллельными строчками с расстоянием 0,5 см или втачивают одной строчкой с расстоянием в 1 см, а срезы окантовывают. Можно края всех деталей окантовать специальной тесьмой. Петли обрабатывают обтачные в кант. Мех внутри обтачек высекают, обтачки закрывают в готовой петле широкой отделочной строчкой вокруг петли. Пуговицы пришивают с подпуговицей или с усилителем из ткани.

Особенности обработки изделий из различных тканей

Особенности обработки изделий из синтетических тканей

Положительные свойства: низкая растяжимость, не сминаются, не дают усадку при замачивании, действ, светостойкие, стойкие на истирание, не пылеемкие, прочные на разрыв, осыпание зависит от вида плетения.

Отрицательные свойства: тяжелое сутюживвание, не подвергается ВТО, поэтому форма — конструктивным путем- за счет большого количества горизонтальных и вертикальных разрезных рельефов, подрезов, отрезных бочков, плечевых вытачек, облегание воротника достигается отрезной стойкой. Форму втачных рукавов закладывают в конструкции переднего и локтевого швов. Посадку по окату проектируют минимальной — 4 см. По борту полочек кромку не прокладывают. Посадка воротника и подборта в углах 0,2-0,3 см. Все швы запаковывают машинным способом.

При стачивании срезов на обычной универсальной машине, шов стягивается строчкой и одна деталь припосаживается, поэтому при стачивании необходимо оба среза деталей натягивать и подавать так под строчку. Если одна из деталей припосадилась, ВТО шва выполнять в три приема: шов приутюжить с двух сторон на сухую или с незначительным увлажнением, а затем разутюжить или заутюжить. Лучше стачивание срезов выполнять на специальных машинах с дифференцированным двигателем тканей 597 кл. и 697 кл.

Обладают высокой прорубаемостью (плащевые), поэтому изделие погнивают с помощью макета, выполненного из хлопчатобумажной ткани или неклеевого флизелина. Макет сметывают, уточняют на фигуре человека, уточняют осноровку, оставляют припуски на шов 1 см и пошивают изделие без примерки. Швы закрепляют отделочной строчкой.

При высокой температуре ВТО ткань меняет окраску, которая не устраняется, поэтому ВТО производят при температуре 120-140°С.

Так как ткани не дают усадку при замачивании, к ним подбирают соответствующий пакет прикладных материалов, т.е. подкладку — капроновую, дублерин — синтетический, корсажную ленту — синтетическую.

              

imageС появлением ткацких станков текстиль стал разнообразнее, сложнее, красивее, приобрел много полезных свойств и качеств. Создаются специальные виды материи для верхней одежды, штор и занавесей, постельного белья и обивки мебели. Список бесконечен. Используется сырье натуральное, искусственное и их смесь. Наиболее известны среди натуральных – ситец, сатин, атлас, саржа.

Лучшие из натуральных

Ситец напоминает о детстве. Приятный на ощупь, мягкий, нежный ситец идеален для детской и домашней одежды, но станет неудачным выбором для офисной или праздничной. Ситец с обеих сторон одинаково гладкий. Качество нити определяет ткань:

  • хлопчатобумажная – ситец, бязь, маркизет, батист.
  • льняная – бортовка, парусина;
  • шелковая – креп-дешин, креп-жоржет;
  • шерстяная – сукно и костюмные ткани.

Сатин плотнее и прочнее ситца, он шелковистый на ощупь с лицевой стороны, долговечен, достаточно хорошо держит форму, как и все хлопчатобумажные ткани, хорошо пропускает воздух. Подходит для пошива мужской и женской одежды – платьев, блуз, рубашек. Идеален для изготовления постельного белья.

Саржа среди недорогих тканей стоит особняком, так как считается технической, хоть и применяется в пошиве одежды. Для улучшения ее качества и применения в различных сферах производства и авиации к натуральному сырью добавляют волокна синтетические, иногда в значительных количествах. Неизменным остается только диагональное саржевое переплетение. Добавление к сырью эластана дает прекрасно подходящую для пошива одежды ткань, в особенности хорошо сидят брюки современных моделей. Ткань комфортна в носке, хорошо держит форму, мало изнашивается, к тому же недорогая.

Определяющая роль переплетения нитей

Переплетение нитей в ткачестве является важнейшей характеристикой строения ткани, которая определяет не только ее внешний вид, но и свойства – физические, механические, технологические. Существуют различные виды ткацких переплетений, их классификация по сложности: простые и сложные, мелкоузорчатые и крупноузорчатые.

Читайте также:  Состав и свойства французского трикотажа

Самый простой — полотняный, сатиновый или атласный — сложнее, но в обоих случаях ткань получается тонкой, гладкой, даже немного шелковистой с лицевой стороны. Более интересное и сложное саржевое переплетение дает в результате прочную ткань с характерным диагональным рубчиком.

Комбинированное переплетение может быть креповым, орнаментным, рельефным, ажурным, каждое из них с характерным, узнаваемым лицевым рисунком.

Производное от этих видов плетение дает репс и рогожку. Репс нынче не в моде, а создают репсовое плетение удлинением на станке и основных, и уточных перекрытий по схеме 1 основная нить на 2 – 3 уточные.

Геометрия плетения нитей

Полотно

Первые ткацкие станки были способны соединять нити перпендикулярно друг другу, то есть выполнять простейшее полотняное переплетение. Основные или долевые, идущие вертикально (вдоль) и располагающиеся параллельно, образуют кромки полотна – это основа. Соответственно, поперечные, идущие под прямым углом к основе, называют уток, уточина. Обе нити чередуются через одну в ряду, полотно получается достаточно редким по структуре.

От уточной нити, как правило, не требуется прочности, они наполняют промежутки меж долевыми, создавая ткань.

Рис. 1 Схема полотняного переплетения

image

Сатин и атлас

Сатиновое и атласное плетение похожи: оба чуть поблескивают с лица, без шероховатости. В отличие от полотна, эти виды соединения нитей оставляют наверху преимущественно уток (сатин) или основу (атлас). Выход на лицо уточных нитей дает сатин, а основы – атлас.

Сырье для сатино-атласного используют как полностью натуральное, хлопчатобумажное, так и с добавлением волокон синтетики, придающей ткани прочность, блеск, упругость и другие полезные качества.

Рис. 2 Сатиновое и атласное переплетение, схема

Саржевое переплетение

Этот вид соединения нитей в ткань считается одним из главных и распространенных в ткачестве. Саржа узнаваема по фактуре – мелкому рубчику, блестящему на лицевой стороне. Диагональный узор идет по всей поверхности слева направо, а угол наклона его зависит от качества нитей утка и основы. Полушелк, используемый преимущественно как плательный или подкладочный, с блестящим рубчиком на матовом фоне, получается при шелковой нити основы и хлопковом утке. Если же основа – хлопчатобумажная, а уток шерстяной – материал будет полушерсть.

Читайте также:  Преимущества одежды из мембранного полотна, виды материала

Рис. 3 Саржевая ткань с характерным рубчиком

Основа и уток переплетаются разными способами, что дает различие в толщине готовой материи, ее мягкости, способности облегать. Типичные примеры – подкладочная ткань и сукно, мягкие шерстяные или хлопковые обивочные материалы и твил.

Вертикальные и горизонтальные нити имеют меньше пересечений, чем при варианте полотна, при этом образуются удлиненные перекрытия. Современные ткацкие станки поддаются перенастройке, что позволяет изготавливать две группы саржи:

  • разностороннюю, с четко выраженной лицевой и изнаночной сторонами;
  • равностороннюю, с обеих сторон одинаковую.

Различие объясняется количеством перехлестов основы или уточной нити. Благодаря длинным перехлестам ткань эластичнее и мягче полотна, но менее плотная. Такие перехлесты получаются при помощи ремизок – устройств для продевания ниток. Ремизок может быть много, минимально – три, так что вариантов саржевой ткани также много. Чем больше ремизок имеет ткацкий станок, тем разнообразнее получается итог, например, многополосный.

Понять принцип нитяного переплетения удобнее на схеме саржевого плетения, см. рис. 4, где а) – трехремизочная уточная и б) – четырехремизочная основная саржа.

Виды саржи

Уникальность и универсальность саржевой ткани в том, что использовать ее можно не только в качестве незаметной подкладки, но и сшить из нее платья, костюмы. Этому способствуют виды саржи:

  1. Усиленная, с широкими диагональными полосками и отсутствием одиночных переплетов. Примеры усиленной плательной – шотландка, кашемир; костюмной – бостон, шевиот.
  2. Сложная, с чередованием диагоналей разной ширины;
  3. Ломаная или деним, где рубчик образует елочку. Вид «деним» предприимчивые руководители компании Wrangler использовали для пошива запатентованных моделей брюк и поэтому деним годами не сходит с модных подиумов.

Читайте также:  Трикотажная ткань кукуруза: описание и преимущества

Ручные поделки, вдохновленные саржей

Привлекательная фактура и относительная простота переплетения повторяется в ручном плетении из лозы, бумаги. Корзины, короба, шкатулки выглядят прекрасно, годами служат в хозяйстве, украшают туалетные столики модниц.

Саржевое плетение сделать из бумаги несложно, однако требует аккуратности и терпения. Бумага подходит любая, но лучше выбирать помягче, например, газетную, порезав ее на ленты для скручивания. Еще удобнее лента от кассового аппарата – ее можно оставлять белой, красить, она податлива, хорошо скручивается. Плотная бумага не требует скручивания, но из трубочек изделия получаются интереснее. Трубочки делают, плотно наматывая бумагу на обычную вязальную спицу.

Наиболее впечатляющи поделки в технике саржевого плетения, когда трубочки перемежают друг с другом не через одну, а через две-три. Для начала полезно разобрать создание раппорта, то есть повторяющегося участка узора. Если простое переплетение в шахматном порядке достаточно простое и не требует особенной подготовки, то саржевое сложнее.

В раппорте будет не более трех переплетений со сдвижкой на одну трубочку. Разложив трубочки рядышком на столе, переплетать каждые три горизонтальной трубочкой. Во втором ряду начинать со второй, то есть, сдвинуть рисунок на 1. В третьем – с третьей, захватывая всякий раз по три вертикальных трубочки. Это и будет раппорт, повторение которого в результате даст четкую диагональную полоску.

Таким рисунком можно плести практически любую вещицу вплоть до предметов мебели.

Originally posted 2018-01-28 09:24:36.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

В данной статье собрали информацию по различным тканям, но по тем, которые сотворенные единым способом: полотняное переплетение ткани. Разновидностей тканей такого формата достаточно и их применение достаточно разнообразно.

В истории полотняные ткани — это первые ткани, это первые способы плетения, так как, данный метод довольно прост и это наглядно продемонстрировано в схеме ниже.

Как видно на схеме, в плетении обозначают нить основу (продольная вертикальная нить) и нить-уток (поперечная). Нити чередуют друг друга, образуя эффект шахматной доски. При производстве тканей плотность делают разную, благодаря чему образуются разные ткани по свойствам.

Полотняное полотно создают с помощью ткацкого станка (а их разновидностей великое множество: от самых простых до тех, с помощью которых создают в ткани сложнейший рисунок). Вот пример еще одного станка на картинке.

Производство хлопковых тканей.

Вот, допустим у нас есть готовые волокна из хлопка, нам их привезли на фабрику. Что с ними происходит далее.

Сначала в электронно-вычислительной машине специалисты задают необходимые и точные параметры для производства определенного вида ткани. Если это хлопковые ткани, то производят бязь, поплин, перкаль, ситец и другие тканные материалы (информация о свойствах данных тканей пойдет ниже).

1 Первым этапом волокна проклеивают специальными растворами на основе смолы, добавляют также крахмалы и жиры. Это делается для того, чтобы волокна хлопка стали прочнее и устойчивее к процессу обработки.

2 После проклейки волокон смолисто-жировой смесью наступает этап отбеливания. Чтобы отбелить используют растворы хлора и перекиси водорода. Этой способствует хорошей впитываемости влаги.

3 После отбеливания клей смывают и приступают к окрашиванию материала. Иногда для окраски, процесс отбеливания не требуется. Вообще, для окрашивания используют самые различные синтетические вещества.

4 Следующим этапом хлопок подвергают ряду процессов, для того. чтобы придать ему конкретные потребительские свойства. Этот процесс называется АППРЕТУРА. Например, с помощью механического воздействия выбриваются ворсинки. С помощью химических веществ делают подсинивание , чтобы эффект белизны был еще ярче. Есть и процедура, называемая аппретура несминаемости — применяют специальные формальдегидные смолы. Для того, чтобы придать тканям шелковистость — делают мерсеризацию. Как это происходит: вымачивают материю или волокна в очень едком растворе натрия, причем температура вымачивания нулевая. Благодаря этой процедуре хлопок становится шелковистым и прочным и умеет сохранять форму. Мерсеризация это процесс обработки ткани щелочью. Вот еще пример: пряжу обрабатывают раствором соды, после производят процедуру газооопалки. Нить пропускают через газовую горелку, где сгорают мельчайшие ворсинки, при этом будущая ткань обретает гладкость и дополнительную прочность.

мерсеризованный хлопок
Рубашка из мерсеризованного хлопка

Обратите внимание на фото, мерсеризованный хлопок и одежда из такой ткани имеет дополнительную приятную мягкость и блеск.

Ткань обретает свойства износостойкости, обладает хорошей гигроскопичностью — отлично впитывает влагу. Что еще хорошо — простые ткани из хлопка можно стирать любом режиме стирке и применять способ сушки в стиральной машине при самых мощных оборотах.

Полотняные ткани. Виды.

БЯЗЬ

Самая плотная, шероховатая и грубоватая ткань, получаемая из хлопка, это бязь. Часто встретить ее можно в домашнем текстиле. На полках в магазинах предостаточно комплектов постельного белья из бязи. Эта ткань очень плотная и на ощупь чувствуется шершавость. Многим она приходится, так скажем, не по вкусу в спальне, так как не дает ощущение комфорта. Бязь сильно мнется, ее трудно разгладить утюгом в обычном режиме и требуется примение пара или самого пароотпаривателя. Данная ткань выдерживает любой режим стирки, и большие обороты отжима, далеко не все ткани выдерживают максимальный режим стирки. Но, все же, спать на ней можно и ее приобретают часто из-за низкой стоимости комплекта. Главное, умело и грамотно подобрать нужную плотность ткани.

Чтобы правильно выбрать бязь, ответим на несколько вопросов.

1 Какая плотность должна быть у бязи?

Ответ. Плотность бязи бывает:

  • 142гр на кв. м
  • 125гр на кв.м
  • 105гр на кв.м

Бязь, плотностью 125 гр на квадратный метр наиболее оптимальная, так как имеет хорошее соотношение качества и цены. Бязь наибольшей плотности 142 гр на квадратный метр имеет большую стоимость на рынке и сопоставима с ценами таких тканей, как поплин и перкаль (о них речь пойдет немного далее в этой статье). А что касается 105 грамм плотности, то эта бязь по внешнему виду очень похожа на марлю.

2 Что прочнее, поплин, сатин или бязь?

На заметку! Поплин и Сатин тоже производные ткани из хлопка. Эти ткани прочнее, по отношению к бязи. Все потому, что в их основу заложено более сложное переплетение нитей.

Как отличить бязь от полиэстера?

Это можно проверить путем поджигания кусочка ткани. Если поджечь полиэстер, то в результате горения будет образовываться черный дым и неприятный едкий запах плавления, как у пластмассы. Горящая масса капает. Бязь, в отличие от полиэстера горит ярко — имеет светлое ровное пламя. Дым белого цвета, а выделяемый аромат как у бумаги.

3 Как определить качество красок бязи?

Берем цветную бязь, ватную палочку и воду в стакане. Ватную палочку намочите и хорошо потрите о ткань. Обратите внимания хорошо окрашенная бязь не оставит следов на палочке.

4 Как правильно стирать постельное белье из бязи. Как смягчить бязь, ведь она довольно грубая.

Стирают при температуре до 40 градусов. Отбеливающие средства применять не нужно.

Какую усадку дает бязь? Ответ: до 5и процентов (если ткань создана по государственным нормам).

Чаще всего бязь используют для пошива комплектов постельного белья.

ПОПЛИН

Поплин — довольно популярна ткань для спального белья. В отличие от бязи, его ценовая категория немного выше, материал приятнее на ощупь.

Самый лучший и качественный поплин, сделанный из чистого хлопка. Поплины низкого качества имеют химические примеси и сопутствующий запах.

Плюсы поплина: хорошо впитывает влагу, не деформируется, мало мнется, не линяет при стирке, а стирать лучше в деликатном режиме стирки, особенно, если в составе поплина есть шелк или синтетика. Выдерживает большое количество стирок, сохраняется новизна ткани и рисунка. Глаженье утюгом обычным способом. После стирки на нем не видно мятин, поэтому многие обходятся без утюга.

Если ткань не качественная, то она имеет запах, деформируется, при стирке линяет. Также такой поплин быстро стремится к усадке после стирки.

Поплин гипоаллергенен, поэтому он безопасен в использовании в качестве постельного белья для детей. Из него же шьют и детскую пижаму для самых маленьких.

ПЕРКАЛЬ

Данный материал еще более приятен по отношению к поплину. Еще мягче и нежнее. Если при его производстве добавляют полиэстер, то материя становится еще эластичнее.

Нить при изготовлении такого полотна не скручивается, отсюда гладкость и ровность перкаля.

При производстве перкаля производятся специальные процедуры, благодаря чему: поплин прочный, но при этом очень легкий, не скатывается, обладает легким согревающим эффектом и не вызывает потливость.

Постельное белье из перкаля считается гигиеническим, не аллергенным и выглядит элегантно. Цена соответственно выше, чем на бязь и поплин. Также из него шьют женскую и детскую одежду: блузки, платья.

Внимание! Перкаль очень капризен при стирке и требует деликатный уход! При самой первой стирке после приобретения температуру рекомендовано ставить не более 20и градусов. А при последующих стирках не более 60и градусов без использования отбеливателя. Замачивать и кипятить перкаль не следует.

СИТЕЦ

Ситец — это очень прочная хлопчатобумажная материя, приятна к телу и хорошо окрашивается. Не вызывает аллергию. Цена его приятна.

Часто ситец в магазинах представлен с рисунком, нанесенным с одной стороны. Применяют для шиться комплектов постельного белья, одежды — преимущественно летней, набивки мебели, для пошива штор. Из ситца делают красивейшие скатерти, даже делают необычные обои.

Отличается от производства других тканей, тем, что в основу заложены толстые нити, но с редким полотняным переплетением. Тридцать либо сорок нитей приходится на один квадратный метр материи. За счет этого ткань мягкая и одновременно прочная. выдерживает большое количество стирок.

Так, в отличие от бязи, ситец мягче и у данного материала сфера применения шире. Но, ситец менее долговечен, чем бязь, со временем теряет форму, вытягивается.

ЛЕН

Льняные ткани полотняного переплетения.

Лен — очень твердая и плотная ткань. Не тянется. Преимущество ткани в том, что его часто применяют в пошиве одежды. Эта ткань по своим свойствам «дышит» и в ней комфортно ходить летом.

Виды льна полотняного переплетения:

-бортовка (применяется как подкладочная ткань в изготовлении одежды),

-парусина (наиболее плотная ткань создается из толстых льняных нитей, хорошая износостойкость. Из парусины получают брезент, путем обработки специальным огнеупорным и водоотталкивающим составом),

-полотно (такой вид ткани имеет блеск и гладкость, из нее шьют одежду.

ШЕЛК

Это один самых дорогих видов тканей. Шелк как символ достатка и роскоши. Часто на вечерних приемах дамы надевают платья из этого благородного материала. Применяют и в текстильной промышленности, при пошиве штор и комплектов постельного белья. Ценовая категория высокая.

Шелковые ткани с полотняным переплетением.

Именно полотняное переплетение нитей встречается в креповых шелках. (Креп в пер. с фр. означает волнистый и шероховатый).

Крепы обладают следующими свойствами: они не мнутся, не требуют глажки, прочны и плотны, а некоторые при этом полупрозрачны. Ткани легкие, хорошо и привлекательно драпируются, придают вещам роскошный вид.

Крепдешин — в производстве за основу здесь берутся волокна шелка, а нить-уток имеет креповое кручение (когда нить очень сильно и плотно скручивают.

Креп-шифон — на вид полупрозрачный и имеет рельеф (зернистый рисунок) как видно на фото. В основу креп-шифона могут входить и другие нити: хлопковые, синтетический полиэстер и даже шерсть.

Две нитки шелка-сырца скручиваются в противоположных направлениях, а способ переплетения — полотняный, что делает материал прочным.

Креп-жоржет — основным компонентом здесь является шелк-сырец. Также в состав добавляют шерсть и синтетический полиэстер, для того, чтобы снизить его дороговизну и сделать более доступным. Имеет шероховатую структуру, что делает ткань менее скользящей.

Креп-марокен. Сам по себе марокен создается из тисненой кожи. Такой вид ткани хорошо удерживает тепло, но и сохраняет прохладу. В состав креп-марокена входит шелк, шерсть, вискоза. Обычно его используют для создания костюмов.

Ткани имеют хорошую драпируемость (то есть способность создавать красивые струящиеся округлые складки).

ШЕРСТЬ

Шерстяные полотняные ткани: Сукно, Фанель.

Сукно напоминает войлок. Это достаточно плотная ткань. Имеет матовую и ворсистую поверхность. Волокна между собой сбиты очень плотно прилегают друг к другу, благодаря чему нет ни единого просвета. Создают сукно из мериносовой шести, верблюжьей шерсти. и овечьей. Пример сукна:

Его производство подразумевает валяние шерсти с другими волокнами. Шерсть промывается, удаляется жировой слой, прогоняют на трепальной машине, пряжу получают с помощью мюль-машин, затем создают ткань полотняного переплетения с помощью ткацкого станка. После идет этап промывки, окраски и ворсование полотна.

Пряжу берут разной толщины, потому сукно бывает тонкое и плотное. Также сукно разделяют на домокатное, которое не окрашивали), искусственное, шерстяное.

Основные свойства сукна, это способность противостоять ветру, а значит хорошо сохраняет тепло и оберегает от внешних факторов, ткань очень плотная, не мнется.

Что шьют из сукна.

Сукно используют в пошиве одежды: пальто, армейской одежда, спецодежда для работников, спортивная одежда, жакеты и юбки. также создают сукно для бильярда.

Как ухаживать за сукном.

Минус данного материала в том, что он мнется. Его нельзя стирать, чтобы не допустить деформацию. Лучше отдать в химчистку или воспользоваться специальными средствами от пятен. Гладить можно теплым утюгом. На поверхности материала могут образоваться катышки — их следует удалять.

Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

Ткацкие переплетения — различные способы взаимных переплетений нитей основы и утка́, использующиеся в ткацком производстве при изготовлении тканей на ткацких станках.

Вид переплетения — одна из важнейших характеристик строения ткани, определяющая её внешний вид, физические, механические, технологические и другие свойства.

Перекрытие (nF) — место, в котором пересекаются нити основы и утка. Осно́вное перекрытие n — место на лицевой стороне ткани, в котором нить основы располагается над нитью утка. Уто́чное перекрытие (n) — место на лицевой стороне ткани, в котором нить утка располагается над нитью основы.

Ткацкие переплетения графически принято обозначать схемой, состоящей из клеток двух цветов, расположенных рядом друг с другом в определённом порядке. Основные нити располагаются в вертикальных рядах клеток, уточные — в горизонтальных. Тёмные клетки означают основные перекрытия, светлые — уточные.

Счёт нитей основы идёт слева направо, нитей утка — снизу вверх.

Раппо́рт переплетения (R) — число перекрытий по направлению нитей основы и утка, после которых чередование перекрытий повторяется. Раппорт переплетения по основе (RО) — число нитей основы, после которых чередование перекрытий в направлении утка повторяется. Раппорт переплетения по утку (RУ) — число нитей утка, после которых чередование перекрытий в направлении основы повторяется.

Сдвиг (S) — число, означающее на сколько нитей удалено одиночное перекрытие от аналогичного предыдущего перекрытия. Вертикальный сдвиг (SО) — количество нитей утка между двумя одиночными осно́вными перекрытиями. Горизонтальный сдвиг (SУ) — количество нитей основы между двумя одиночными уточными перекрытиями.

Главные переплетения

К главным переплетениям относятся:

  • полотняное;
  • саржевое;
  • атласное;
  • сатиновое.

Полотняное переплетение

Самый простой вид переплетения, в котором нити основы и утка перекрывают друг друга в каждых двух последовательных перекрытиях (с наименьшим возможным раппортом). Таким образом, раппорт основы равен раппорту утка:

RО = RУ = 2 (нити).

SО = SУ = 1.

n = n = 1.

Полотняное переплетение, в котором нить основы значительно тоньше нити утка называется ложным репсом, так как при этом образуется поперечный рубчик по типу переплетения уточный репс. Таким свойством обладают ткани поплин и хлопчатобумажная тафта.

Ассортимент тканей

  • Хлопчатобумажные: бязь, ситец, батист, миткаль, фланель, маркизет, поплин, тафта, зефир.
  • Льняные: бортовка, парусина, полотно.
  • Шёлковые: различные крепы (крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет, креп-марокен)
  • Шерстяные: сукно, некоторые костюмные и плательные ткани.
  • Другие: домотканое полотно.

Саржевое переплетение

Саржевое переплетение образует на поверхности ткани видимый диагональный рубчик («бугорки»), которые в основном направлены сверху вниз и слева направо, но встречается и обратное направление рубчика (сверху вниз и справа налево), образуемое обратным саржевым переплетением.

Условно обозначается дробью, в числителе которой число основных перекрытий, а в знаменателе — число уточных перекрытий в раппорте переплетения (n/n).

RО = RУ = R = n + n.

SО = SУ = ±1.

RО >= 3.

Если n = 1, то n = R − 1 — образуется уточная саржа, напрмер 1/2, 1/3, 1/4.

Если n = 1, то n = R − 1 — образуется основная саржа (2/1, 3/1, 4/1).

  • Основная саржа.png

    Основная саржа 2/1

  • Основная саржа 3.1.png

    Основная саржа 3/1

  • Уточная саржа 1.2.png

    Уточная саржа 1/2

  • Уточная саржа 1.3 (2).png

    Уточная саржа 1/3

Ассортимент тканей: саржа, полушёлковые подкладочные ткани, полушерстяные ткани на хлопчатобумажной основе. Основным саржевым переплетением вырабатывают полушёлковые ткани с шёлковой основой и хлопчатобумажным утком, уточным саржевым переплетением — полушерстяные ткани с хлопчатобумажной основой и шерстяным утком.

Сатиновое и атласное переплетения

Условно обозначается дробью, в числителе которой раппорт, а в знаменателе сдвиг — R/S. Раппорт и сдвиг выражаются целыми числами и не имеют общего делителя.

RО = RУ = R >= 5.

S ≠ 1, S ≠ R − 1.

Ассортимент тканей

  • Хлопчатобумажные: сатин, ластик.
  • Льняные: коломенок (атласное переплетение).
  • Шёлковые: атлас, креп-сатин, подкладочные ткани, либерти.
  • Шерстяные: некоторые драпы, бобрик, байка на хлопчатобумажной основе.
  • Другие: корсетные ткани.

Сатиновое переплетение

В знаменателе дроби обозначается горизонтальный сдвиг — R/SУ.

  • Сатиновое переплетение 5.2.png

    Раппорт сатинового переплетения 5/2

  • Сатиновое переплетение 5.2 (2).png

    Сатиновое переплетение 5/2

  • Сатиновое переплетение 7.3.png

    Раппорт сатинового переплетения 7/3

  • Сатиновое переплетение 7.3 (2).png

    Сатиновое переплетение 7/3

  • Сатиновое переплетение 8.3.png

    Раппорт сатинового переплетения 8/3

  • Сатиновое переплетение 8.3 (2).png

    Сатиновое переплетение 8/3

Атласное переплетение

В знаменателе дроби обозначается вертикальный сдвиг — R/SО.

  • Атласное переплетение 5.2.png

    Раппорт атласного переплетения 5/2

  • Атласное переплетение 5.2 (2).png

    Атласное переплетение 5/2

  • Атласное переплетение 7.3.png

    Раппорт атласного переплетения 7/3

  • Атласное переплетение 7.3 (2).png

    Атласное переплетение 7/3

  • Атласное переплетение 8.3.png

    Раппорт атласного переплетения 8/3

  • Атласное переплетение 8.3 (2).png

    Атласное переплетение 8/3

Производные переплетения

Производные полотняного переплетения

Образуются путём усиления (удвоения, утроения и т. д.) перекрытий нитей полотняного переплетения в направлении основы и/или утка. Примеры:

Репс

Виды:

  • основный репс;
  • уточный репс;
  • полурепс.

Обозначается дробью. У основного репса, в числителе — степень усиления в направлении основы одиночных перекрытий (основных или уточных) первой основной нити раппорта, в знаменателе — степень усиления в направлении основы одиночных перекрытий (основных или уточных) второй основной нити раппорта.

  • Основный репс 2.2.png

    Основный репс 2/2

  • Основный полурепс 3.1.png

    Основный полурепс 3/1

  • Уточный репс 3.3 (2).png

    Уточный репс 3/3

  • Уточный полурепс 2.3.png

    Уточный полурепс 2/3

Ассортимент тканей: хлопчатобумажный и шёлковый репс, хлопчатобумажная фланель, файдешин (разновидность фая), платьевые и костюмные шерстяные ткани, репсовые ленты.

Рогожка

Ткань, в которой нити основы и утка образуют достаточно крупные квадраты, расположенные в шахматном порядке[1] Обозначается дробью. В числителе — степень усиления в направлении основы и утка первого одиночного основного перекрытия в раппорте полотняного переплетения, в знаменателе — степень усиления в направлении основы и утка второго одиночного основного перекрытия в раппорте полотняного переплетения.

RО = RУ = 4, 5, 6, 7, 8.

  • Рогожка 2.2.png

    Рогожка 2/2

  • Рогожка 2.3 (2).png

    Рогожка 2/3

Ассортимент тканей: оксфорд, двунитка, хлопчатобумажные и льняные рогожки, некоторые шерстяные и шёлковые ткани.

Производные саржевого переплетения

Усиленная саржа

  • Усиленная саржа 2.2.png

    Усиленная саржа 2/2

Ассортимент тканей: шотландка, бумазея, шевиот, бостон, коверкот, габардин, колумбия, трико костюмное, плательные ткани.

Ломаная саржа (обратная, шеврон)

  • Ломаная саржа по основе на базе саржи 2.3.png

    Раппорт ломаной саржи по основе на базе саржи 2/3

  • Ломаная саржа по основе на базе саржи 2.3 (2).png

    Ломаная саржа по основе на базе саржи 2/3

  • Ломаная саржа по утку на базе саржи 1.2, 2.2.png

    Раппорт ломаной саржи по утку на базе саржи 1/2, 2/2

  • Ломаная саржа по утку на базе саржи 1.2, 2.2 (2).png

    Ломаная саржа по утку на базе саржи 1/2, 2/2

Ломаная со сдвигом саржа (обратносдвинутая)

  • Ломаная со сдвигом саржа по основе на базе саржи 1.4.png

    Раппорт ломаной со сдвигом саржи по основе на базе саржи 1/4

  • Ломаная со сдвигом саржа по основе на базе саржи 1.4 (2).png

    Ломаная со сдвигом саржа по основе на базе саржи 1/4

  • Ломаная со сдвигом саржа по основе на базе саржи 2.2.png

    Раппорт ломаной со сдвигом саржи по основе на базе саржи 2/2

  • Ломаная со сдвигом саржа по основе на базе саржи 2.2 (2).png

    Ломаная со сдвигом саржа по основе на базе саржи 2/2

  • Ломаная со сдвигом саржа по основе на базе саржи 2.3.png

    Раппорт ломаной со сдвигом саржи по основе на базе саржи 2/3

  • Ломаная со сдвигом саржа по основе на базе саржи 2.3 (2).png

    Ломаная со сдвигом саржа по основе на базе саржи 2/3

  • Ломаная со сдвигом саржа по утку на базе саржи 1.2, 2.2.png

    Раппорт ломаной со сдвигом саржи по утку на базе саржи 1/2, 2/2

  • Ломаная со сдвигом саржа по утку на базе саржи 1.2, 2.2 (2).png

    Ломаная со сдвигом саржа по утку на базе саржи 1/2, 2/2

Ассортимент тканей: гринсбон.

Ромбовидная саржа (крестообразная, лозанж)

  • Ромбовидная саржа на базе саржи 1.4 (2).png

    Раппорт ромбовидной саржи на базе саржи 1/4

  • Ромбовидная саржа на базе саржи 1.4.png

    Ромбовидная саржа на базе саржи 1/4

  • Ромбовидная саржа на базе саржи 2.2 (2).png

    Раппорт ромбовидной саржи на базе саржи 2/2

  • Ромбовидная саржа на базе саржи 2.2.png

    Ромбовидная саржа на базе саржи 2/2

Ассортимент тканей: плательные и декоративные ткани.

Сложная саржа

  • Сложная саржа 1.2, 2.2 (2).png

    Раппорт сложной саржи 1/2, 2/2

  • Сложная саржа 1.2, 2.2 (3).png

    Сложная саржа 1/2, 2/2

Ассортимент тканей: плательные и декоративные ткани.

Зигзагообразная саржа

  • Зигзагообразная саржа по направлению утка на базе саржи 2.4 (2).png

    Раппорт зигзагообразной саржи по направлению утка на базе саржи 2/4

  • Зигзагообразная саржа по направлению утка на базе саржи 2.4 (3).png

    Зигзагообразная саржа по направлению утка на базе саржи 2/4

Ассортимент тканей: плательные и декоративные ткани.

Теневая саржа

  • Теневая саржа по направлению утка на базе саржи 1.4 (2).png

    Раппорт теневой саржи по направлению утка на базе саржи 1/4. Эффект перехода «от света к тени и снова к свету»

  • Теневая саржа по направлению утка на базе саржи 1.4 (3).png

    Теневая саржа по направлению утка на базе саржи 1/4

Производные сатинового и атласного переплетений

Усиленные сатины и атласы

  • Усиленный сатин на базе сатина 7.3 (2).png
  • Усиленный сатин на базе сатина 7.3.png

    Усиленный сатин на базе сатина 7/3

  • Усиленный атлас на базе атласа 7.4 (2).png

    Раппорт усиленного атласа на базе атласа 7/4

  • Усиленный атлас на базе атласа 7.4.png

    Усиленный атлас на базе атласа 7/4

Ассортимент тканей: молескин, блестящий мерсеризованный молескин, москат и ластик меланжевый, одёжные хлопчатобумажные ткани с начёсом (сукно, вельветон, замша).

Теневые сатины и атласы

Принцип построения теневого сатина и атласа такой же, как у теневой саржи.

  • Теневой сатин на базе сатина 5.3 (2).png

    Раппорт теневого сатина на базе сатина 5/3. Эффект перехода «от света к тени»

  • Теневой сатин на базе сатина 5.3 (3).png

    Теневой сатин на базе сатина 5/3

Комбинированные переплетения

Комбинированные переплетения являются мелкоузорчатыми переплетениями. Образуются на основе главных и производных переплетений.

Просвечивающие переплетения

Образуются на базе полотняного и основных и уточных репсов.

  • Просвечивающее переплетение 3.3 (2).png

    Раппорт просвечивающего переплетения на базе основного и уточного репса 3/3

  • Просвечивающее переплетение 3.3.png

    Просвечивающее переплетение на базе основного и уточного репса 3/3

  • Просвечивающее переплетение 5.5.png

    Раппорт просвечивающего переплетения на базе основного и уточного репса 5/5

  • Просвечивающее переплетение 5.5 (2).png

    Просвечивающеее переплетение на базе основного и уточного репса 5/5

Вафельные переплетения

Образуются на базе ромбовидного переплетения, полученного на базе саржевого переплетения.

  • Ромбовидная саржа на базе саржи 1.4 (2).png

    Раппорт ромбовидной саржи на базе саржи 1/4

  • Ромбовидная саржа на базе саржи 1.4.png

    Ромбовидная саржа на базе саржи 1/4

  • Вафельное переплетение на базе саржи 1.4 (2).png

    Раппорт вафельного переплетения на базе ромбовидной саржи 1/4

  • Вафельное переплетение на базе саржи 1.4.png

    Вафельное переплетение на базе ромбовидной саржи 1/4

Переплетения с продольными и поперечными полосами, клетками и квадратами

Креповые переплетения

Диагоналевые переплетения

Переплетения с закреплёнными настилами (рубчиковые)

Сложные переплетения

Образуются на основе главных, производных и комбинированных переплетений. Применяется больше двух систем нитей основы и утка. Примеры тканей:

  • Полутораслойные.
  • Полые (мешковые), двойной (тройной и более) ширины.
  • Двухслойные.
  • Многослойные.
  • Ворсовые (уточно- и основоворсовые).
  • Петельные.
  • Жаккардовые.
  • Пике.
  • Перевивочные (ажурные).

Напишите отзыв о статье “Ткацкие переплетения”

Примечания

  1. Рогожка // Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. — М.: Государственное Научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1959.

Литература

  • Мартынова А. А., Ятченко О. Ф., Васильев А. В. Технология изготовления тканей. — 1-е изд. Учебник для НПО. — М.: Академия, 2007. — С. 18—126. — 304 с. — ISBN 978-5-7695-2967-2.
  • Гурович К. А. Основы материаловедения швейного производства. — 1-е изд. Учебник для НПО. — М.: Академия, 2013. — С. 54—66. — 208 с. — ISBN 978-5-7695-5341-7.
  • Савостицкий Н. А., Амирова Э. К. Материаловедение швейного производства. — Учебное пособие для СПО. — М.: Академия, 2001. — С. 60-73. — 240 с. — ISBN 5-7695-0633-4.
  • Ефремов Д. Е., Толубеева Г. И. [telarian.ru/?r=decor.interweaving&id=268 Теория переплетений. Часть 1. Главные и производные переплетения]. — Иваново: Ивановская государственная текстильная академия, 2007. — 33 с.

См. также

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий