Конспект занятия «Удмуртский национальный костюм»

Репортаж image Дмитрий Ермаков

Говоря о языческих культурах в России,имеют в виду обычно Алтай, Сибирь, если шире, а о финно-угорском язычестве — Марий Эл, «последних язычников Европы». 

Между тем в стороне оставляют Удмуртию, где язычества и очагов глубинной народной культуры никак не меньше. Просто они не столь заметны. Возможно, потому, что удмуртское язычество не такое зрелищное, не напоказ и более «бытовое».

Север и юг Удмуртии несколько отличаются друг от друга — как образом повседневности, так и в культурном отношении. Юг, где сохранилось больше явного и видимого язычества, тяготеет к Татарстану: межэтнические браки, широкие посевные поля, много скота. А север, вроде бы сильно обрусевший, утопает в дремучих хвойных лесах и выглядит очень сюрреалистично. Именно сюда, на север, я и отправился, чтобы сделать этот фотопроект, — в места, что граничат с легендарным ивановским «Сердцем Пармы», живописующим кровавые столкновения русской и финно-угорской «матриц».

Долгие века здесь селились удмурты, бесермяне и местами коми-пермяки. Затем появились русские — староверы, бежавшие от раскола, которые в силу традиций жили анклавами, стараясь не подпускать к себе инородцев. Через север Удмуртии проходил знаменитый Сибирский тракт, по которому ссыльные шли из столиц «на Камень и за Камень» — так называли Урал. Местные удмурты побаивались солдат-охранников и, опасаясь очутиться в кандалах, демонстрировали подчинение светской власти, но старались держаться от нее подальше, чтобы сохранить свой уклад. То же относится и к православной вере: удмурты встречали русского попа пирогамиперепечами, поили самогоном-кумышкой, провожали, а потом возвращались к своим богам и священным рощам.

Крупных городов здесь не было и нет; местность, формально входившая в Вятскую губернию, долго оставалась финно-угорской. И, в сущности, остается таковой до сих пор.

Конечно, советизация, смена экономик, глобализация и прочие современные общественные процессы «пармскую» картину смазали, но общий принцип сохранился: русский язык как главный, постсоветская культура, православная церковь, партия «Единая Россия» — и абсолютно местный, удмуртский уклад жизни. Здесь очень сильна воля кланов (или воршудов, по-удмуртски) и настороженное отношение к чужакам. Взять те же браки. Как же непросто русскому или татарину жениться на удмуртской девушке из деревни — даже если она учится или работает в столичном Ижевске!

Такой уклад сохранился потому, что Удмуртия, особенно ее север, находится как бы на отшибе, на краю мира; единственный крупный город Ижевск в советское время вообще был закрытым, как и соседняя Пермь. Железная дорога проходит через большинство основных поселков, но поезда ходят раздва в день. Кроме того, сталинская политика в отношении многих коренных народов привела к тому, что удмуртов, бесермян, пермяков приезжие начали считать «вторым сортом». Слово «вотяк», прежнее русское название удмуртов, стало даже чем-то вроде оскорбления, за которое в годы «оттепели» можно было схлопотать от удмурта по лицу — да и сейчас, по правде говоря, тоже можно. 

Все это и привело к своего рода удмуртской обособленности. Следы колониального уничижения и самоуничижения, увы, порой чувствуются и сегодня. А с другой стороны, эта «внутренняя эмиграция» помогла удмуртам сохранить язык и некоторые традиции.

О местном язычестве рассказывают различные вещи, в том числе и мрачные — с упоминанием «черной магии». Определенные таинственные вибрации от этой земли действительно исходят; их ощутит всякий, тонко чувствующий природу, просто зайдя в удмуртский лес.

А что же говорят местные?

«Удмуртия стоит на границе двух тектонических плит, поэтому она очень странное место. Как немецкие сказки мрачные, так и здешние. В них куча духов, и все злые. Мы ублажаем духов, пытаемся гармонизироваться со странной реальностью».

«В чистом виде язычества у нас на севере сохранилось мало, в отличие от юга Удмуртии. Советская власть запрещала, времена новые. Но мы иногда находим священные рощи, туда явно кто-то ходит, хотя и не целыми деревнями, как раньше. У нашей семьи и многих других есть священные деревья. Здесь это ель, иногда сосна». 

«Бог един, я не думаю, что он отличается от христианского. Думаю, это тот же Бог, Бог-Отец. Но мы в церковь не ходим и приносим Ему жертвы. В день окончания посевной, например, — быка. Православные священники, конечно, этого не приветствуют и не приезжают к нам. А мусульмане смотрят более спокойно — раньше мулла даже заезжал на наши праздники».

«Я живу в Москве и занимаюсь разными математическими точными расчетами. Но знаю, что эта удмуртская магия работает. Как — я не понимаю. Возможно, этого и не нужно объяснять, к тому же ученые не особенно изучают такие вещи». 

Трудно сказать, в какой степени все эти вибрации, вся эта магия — игра воображения. Но похоже все-таки, что старые культуры, обычаи не уходят в никуда, а просто изменяют свою форму.

Сейчас, например, в Удмуртии очень популярна тема национального возрождения. Можно ли назвать ее неоязыческой? Пожалуй, да. Растет мода на народный костюм, на родной язык, развивается удмуртский рок, проводятся кросскультурные исследования. Всереспубликанский праздник Гербер, аналог татарского Сабантуя, собирает десятки тысяч человек, которые искренне радуются гуляньям, а удмуртские активисты своей энергией способны реально увлечь. И сюда всегда приезжают языческие жрецы — восяси.

Но удмуртский народ, обитающий в лесу, как и сам этот лес, по своей натуре пассивен и несуетлив. Вековая мудрость, накопленная кланами-воршудами в их неразрывной связи с природой, подсказывает им, что это единственно верный и универсальный способ жизни.

Язычество ли это в классическом понимании? Наверное. Так ли все страшно, как преподносит писатель Иванов? Скорее всего, нет.

Однако всей правды русский человек никогда не узнает. 

image

  1. Немного истории
  2. Особенности
    • Для мужчин
    • Для женщин
  3. Аксессуары и обувь
  4. Современные модели

Немного истории

Национальный удмуртский костюм является для его хозяина некой оболочкой, которая защищает от внешних неприятностей. Самая первая одежда удмуртов имела фасон, очень схожий с современными туниками. Материал для пошива одежды ткали вручную: на севере использовали лён, а на юге коноплю. Занятие животноводством дало возможность удмуртам использовать в качестве сырья овечью шерсть, из которой ткались шерстяные ткани. Традиционный южноудмуртский шортдэрем – это рубаха или халат, пошитая из домотканой шерстяной ткани.

Цветовая гамма национального удмуртского костюма состояла из белого, серого, цвета охры, коричневого, красного и цвета индиго. Красители получали из минералов и растений, а со временем удмурты стали использовать анилиновые красители, завозимые тюрками, торговавшими с Удмуртией. Стоит отметить, что в северных районах Удмуртии использовали лишь два варианта: белый и серый. В южной части цвета были более пёстрыми и насыщенными, что связывается с расположением торговых путей, которых на юге было намного больше, чем на севере. Примечателен тот факт, что, зачастую, вся улица могла ходить в красных или зелёных одеждах, пошитых из одной ткани.

Появление атласных и шёлковых тканей не осталось незамеченным удмуртскими мастерицами. Из них шили красивые рубашки и платья. Девушек, которые умели не только ткать и шить, но и обладали хорошим вкусом, можно было по праву называть модельерами. Создавая костюм, они помечали его особой меткой: связкой ниток (чук). Другие мастера могли копировать костюм, но обязательно должны были указывать, чьё это было изобретение.

Стоит отметить, что ребёнок до определённых лет не имел собственной одежды. Первая одежда младенца – это рубаха мамы, если рождалась девочка и отцовская, если рождался мальчик. Практически до трехлетнего возраста дети донашивали одежду старших. Обращается внимание на то, что делалось это вовсе не из соображений экономии, а потому, что ношеная и стираная много раз одежда намного мягче новой.

С течением времени национальный удмуртский костюм стал отодвигаться на второй план. Постепенно домотканые ткани стали заменяться на фабричные. Произошло это в послевоенные годы, когда за труд стали расплачиваться живыми деньгами, а не продукцией. Ручная работа в этот период перестала быть востребованной и считалась признаком отсутствия достатка в семье. Несмотря на это, во многих удмуртских домах сохранились домотканые полотна, которые в настоящее время вернули себе былую ценность.

Особенности

Для мужчин

Мужской удмуртский национальный костюм был очень похож на русский. Он состоял из белой или позднее из пёстрой холщовой рубахи до колен (косоворотка), которая подхватывалась плетённым поясом с красивыми узорами или ремнем. На мужских рубахах вышивались символы, связанные с родом занятий. В праздничные дни и для молитвы одевали широкий радужный тканый пояс путо и штаны с большим шагом, которые чаше всего шились из синей в белую полоску ткани. Зимой мужчины носили кафтаны, которые в праздничном варианте были отрезные по талии и присборенные, а в повседневном – неотрезные и без сборок, но приталенные.

Для женщин

Главной особенностью женского удмуртского костюма являются его детальные отличия в зависимости от того, в какой части проживает женщина: в северной или в южной.

Женский национальный костюм северной удмуртки, как правило, не обходится без туникоподобной рубашки (дэрем), снимаемого нагрудника с вышивкой (кабачи), распахивающегося халата (шортдэрем), тканого или плетённого пояса и передника без грудки (азькышет). Нагрудник с вышивкой мог иметь праздничное назначение, для ежедневного ношения и для проведения обрядов. Его назначение определяло характер и богатство вышивки. Свадебный нагрудник украшался восьмиконечной звездой (толэзь). Как правило, одежда шилась из белой холщовой ткани из льна и расшивалась красными нитками.

Национальная одежда южной удмуртки изготавливался из пёстрой ткани. Белые комплекты одежды использовались лишь для свадьбы. Один из вариантов южного костюма представляет собой платье-трапецию с зауженными рукавами. По низу платья пришивается красивая широкая оборка. Грудь украшается снимаемым нагрудником с серебряными монетками. В другом исполнении – это пёстрая рубаха, к центральному полотну которой пришивали косые боковые клиновидные детали, рукава с клиньями и четырехугольными ластовицами, а небольшой стойка-воротничок в таком костюме застёгивался на крючок или пуговицу.

В течение своей первой беременности удмуртские женщины носили красное платье в клетку. В народе говорили, что чем больше клеток, тем больше детей будет у будущей матери. На фартуке обязательно вышивались своеобразные узорные обереги. Этот наряд был довольно просторного кроя и окружающим очень долго не удавалось догадаться, что женщина находится в положении.

Аксессуары и обувь

Головной убор удмуртской женщины мог рассказать о её семейном положении. В девичестве молодыми удмуртками надевались круглые или овальные шапочки из холста (такья), которые обшивались кумачовой тканью, бисером и монетками. Также девушки покрывали голову повязками из кумача или холста, декорированными вышивкой, ленточками, блёстками и платки. В другом виде наряда присутствовала налобная повязка с объёмным бантом из платка.

Женщины, которые уже были замужем, проживавшие на севере, помимо платков и налобных повязок, повязывали вышитое полотенце, а южные удмуртки носили налобную повязку, которая по низу украшалась бусами и монетками в комплекте с головным полотенцем, конусовидным убором айшон и покрывалом сюлык. Узорные концы полотенца исполняли роль наспинного украшения. Женские костюмы, предназначенные для праздничных гуляний, декорировались бусами, монетками, раковинами, из которых делались ожерелья и серьги.

Повседневной обувью для мужчин и женщин служили лапти. Женщины надевали их на вязаные узорные чулки и носки, а мужчины надевали под лапти онучи. Обувью, которую женщины носили по праздникам, были ботинки, у мужчин это роль исполняли сапоги. В зимний период как мужской, так и женской обувью являлись валенки.

Современные модели

Северный женский костюм включает в себя цельное платье с оборкой и вышивкой с длинными рукавами. Поверх платья надет кафтан из светлого льна с окантовкой, сверху кафтана – национальный вышитый фартук. Налобная повязка и горловина платья декорированы металлической тесьмой.

Южный женский костюм, состоящий из цельного клетчатого платья с тесьмой, оборкой по низу и втачным длинным рукавом, исполнен в традиционном народном стиле. Поверх платья надет однотонный кафтан отрезной по линии талии и с застёжкой, отделанный тесьмой. На кафтан надевается фартук с традиционной вышивкой и мониста. Голову украшает высокий головной убор.

В Удмуртии я живу третий год. Если быть точнее, здесь я с июня 2009 года. Занесло…Раньше я жила в другой республике – в Татарстане – тоже самобытной, со своими особенностями, но совсем другой. К Татарстану я имею бОльшее отношение – все-таки татарка на львиную долю, хотя Татарстан не моя родина. Но не об этом заметочка. Заметочка об Удмуртии 🙂 Мне вот сложно было за это время привыкнуть и к народу, и к городу Ижевск, и к самобытности этого края. Не смотря на то, что в Удмуртии себя больше позиционируют частью России, в сравнении в Татарстаном – там ощущение, что ты в отдельной стране. Как в матрешке – снаружи Россия, а внутри ты со своим укладом и менталитетом, да и вообще всем. Кто имеет какое-то отношение к Казани и Татарстану – поймет.  В Удмуртии же в этом плане я вздохнула с облегчением и почувствовала себя немного свободнее – я по духу все же больше русская, чем татарка.  Но привыкнуть мне удалось к удмуртскому духу совсем вот недавно. Происходило это все очень постепенно, этапно и с большим сопротивлением. Жизнь меня тянула как осла навстречу неизбежной судьбе, а я упиралась и кричала неистовым ослиным визгом: “Не люблю Удмуртию!”, “Не люблю Ижевск!”. И всегда в беседах говорила удмуртам и жителям Ижевска: “у вас”, “вы”.  Время текло, бежало, а порой поскакивало и меня утягивало в воронку удмуртской жизни. Наверно нужен был какой-то поручительный самый большой скачок и поворот не только в моих буднях, но и в буднях всех жителей республики, которую я где-то в глубине, спустя три года, уже полюбила и себя начала позиционировать как Жителя Удмуртии. Но еще исподтишка. А позавчера случилось кое-что, что заставило меня испытать гордость за республику. Я посмотрела на нее новыми глазами. На отборе Евровидения победили Бурановские Бабушки. Это ерунда на самом деле, потому что выступили они не так здорово, как могли бы. И песня не совсем та, которая может открыть всю их суть и глубину удмуртского народа и культуры. Да и у Удмуртии масса других достижений и побед что на российском, что и на мировом уровне. Спорт, культура, красота…Что еще – напомните, знаю не все.  Но то, что песню на удмуртском сейчас напевает вся страна и радуется за победу бабулечек на Евровидении – это очень и очень важный момент! Удмуртия вдруг стала на слуху, она стала не одной из затерявшихся в Предуралье республишек, а она стала Удмуртией!!! Конечно, заслуга в этом популярности этого рода бизнеса – шоу бизнеса. Если не все знали, что в Удмуртии есть прекрасные спортсмены, деятели узкого вида творчества, бизнесмены и так далее, то победа Бабушек стала знаковой, громкой и аккордной. Для меня это как пинок: я стала гордиться Удмуртией не потому, что бабулечки в ней есть и этот момент произошел. Я гордилась ей и раньше. Просто этот случай позволил мне понять и почувствовать мою гордость.  В общем, люблю я Удмуртию. Удмуртия – это звучит гордо. Ей есть чем гордиться – много в ней хорошего. Очень много. На плохое я глаза закрыла… Буду лелеять в себе это любовь – она мне очень нужна. Буду подогревать её. Нужны мне такие радости в жизни. После пережитого стресса от уезда из Казани 🙂 P.S.: Ну и оформляя этот пост добавляю впервые в мои метки тег Удмуртия…

Previous Entry | Next Entry

Удмурты объявили себя самым рыжим этносом на планете. И, похоже, имеют на то все основания

Пятилетний юбилей отметил ежегодно проводимый в Ижевске “Рыжий фестиваль”. Придуманный как развлекательное мероприятие, сегодня он собирает под своими оранжевыми знаменами уже не просто зевак, а вполне серьезных людей – политиков, артистов, ученых, большинство из которых природа одарила рыжим цветом волос. Они заседают в ВИП-клубе и решают, как должно развиваться новоиспеченное, пока что шуточное, общество. “Итоги” решили выяснить масштабы растущего рыжего движения в отдельно взятом субъекте Российской Федерации и узнали нечто совершенно удивительное. Индекс cолнца Уже в зале прилета аэропорта удмуртской столицы мимо меня нет-нет да проходили люди с яркими оранжевыми волосами. Дальше – больше: городские улицы и общественный транспорт вовсю изобилуют “детьми солнца”. Неужели стремление пообщаться с братьями по цвету волос может заставить бросить все свои насущные дела и примчаться на фестиваль? Оказывается, нет. Многие из них даже не подозревали о существовании своего праздника. Все встало на свои места, когда я приехал на заседание клуба самых влиятельных рыжих граждан республики. Как рассказали члены ВИП-клуба, задача в этот раз перед ними стояла совсем нешуточная. Нужно было обсудить и утвердить символы зарождающегося движения рыжих – гимн, устав и клятву. Флаг появился как-то сразу и вдруг еще пять лет назад – никому даже не пришлось ломать свою рыжую голову. Оранжевое полотнище с тех пор радует глаз всем входящим в зал заседания клуба. Так и не найдя председателя общества (по причине продвинутой демократии его, как оказалось, и нет), я обратился с вопросом к первому попавшемуся на глаза человеку. Им оказался директор Института человека Удмуртского госуниверситета доцент Альберт Разин: – Эти все рыжие люди на улицах города специально на фестиваль приехали? – Не все. Многие из них живут здесь. И тут ученый открыл нам главную загадку своего края. Оказывается, Удмуртия – самое рыжее место в нашей стране и, быть может, на планете. Более, по его словам, нигде не встретишь такого количества рыжеволосых жителей на душу населения в отдельно взятом административном образовании. Сказано это было даже без намека на улыбку. За разъяснениями я обратился к Марине Рупасовой, заместителю директора Национального музея Удмуртской Республики им. К. Герда. Она также без доли иронии подтвердила слова своего земляка: “Нам-то давно было известно, что удмурты – самые рыжие, но все эти разговоры ходили на уровне национального эпоса и шуток. Однако сейчас ученые занялись этим вопросом на своем уровне и выяснили, что в подобном утверждении есть большая доля истины. Более того, наши этнографы много общались с ирландцами, которые во всем мире считаются самым рыжим народом. И даже самые непримиримые из них после посещения Удмуртии согласились с тем, что мы все-таки рыжее”. Оказывается, с помощью специальных расчетов можно вывести “индекс рыжести”. Определяют его отдельно для каждого этноса. Подобное исследование провели и в Удмуртии. Результат поразил этнографов. Рыжий папа,рыжий дед “Индекс рыжести” в республике составил 70 процентов. “Однако это не значит, – замечает доктор экономических наук, профессор Удмуртского госуниверситета Юрий Перевощиков, – что у нас 70 процентов населения – рыжие. Такая цифра была бы слишком большой и неправдоподобной даже для Удмуртии”. Сам индекс хоть и показывает процент населения с рыжим цветом волос, но высчитывается по-особенному. Юрий Перевощиков принимал участие в работе группы этнографов и с охотой поделился секретами, как они пришли к 70-процентному результату: “Мы раздали в разных местах республики анкеты, в которых людям предлагалось описать свои родословные. Помимо имен и фамилий предков нужно было вспомнить их национальную принадлежность, а также цвет волос, глаз и другие особенности внешности”. Собрав заполненные анкеты, ученые принялись выяснять, как часто в них соотносятся слова “рыжий” и “удмурт”. Оказалось, что если на бумаге есть хотя бы одно упоминание предка-удмурта, то в 70 процентах случаев встречалось и слово “рыжий”. “Если же удмуртов в роду у человека не было, то и вероятность встретить среди его предков рыжих намного ниже. Например, среди русского населения республики она составила 40 процентов”, – привел данные своего научного изыскания Юрий Перевощиков. Конечно, известна масса случаев, когда даже под самые нелепые идеи пытаются подвести научное обоснование. Но зачем же самому доказывать, что ты рыжий? Ведь люди с этим слегка необычным и выделяющимся среди остальных цветом волос во все времена являлись объектами для насмешек. А чего стоят леденящие душу истории времен зверств инквизиции в Европе, когда за свою рыжесть, как явный признак связи с нечистой силой, легко можно было поплатиться и головой. Однако удмурты не только не стесняются своих внешних отличительных признаков, а еще и выставляют их напоказ всему миру. Чем можно объяснить столь странное поведение представителей этого этноса? Ген древности Завесу тайны “Итогам” приоткрыл доктор исторических наук заведующий кафедрой этнологии и регионоведения Удмуртского государственного университета Владимир Владыкин. Оказалось, антропологи и этнографы давно уже склоняются к мнению, что рыжие – потомки самых древних людей на Земле. По словам Владимира Владыкина, так называемый ген рыжести является одним из самых устойчивых и старых во всем наборе человеческих хромосом, и, передаваясь от отца к сыну, он четко указывает на почтенный возраст рода человека. Марина Рупасова добавляет, что “существуют теории о прямой линии родства рыжих людей с неандертальцами”. Есть, правда, и более смелые теории, гласящие, например, о том, что рыжие вообще были занесены на Землю инопланетянами. Но это уже для тех, кто верит в существование иных цивилизаций. В свою очередь Юрий Перевощиков уверен, что удмурты – потомки полумифического народа будинов, упоминаемого в трудах Геродота. Древнегреческий историк описывал будинов как “большое и многочисленное племя со светло-голубыми глазами и рыжими волосами”. Причем проживал этот кочевой народ, по его мнению, именно в междуречье Волги и Камы – как раз там, где находится современная Удмуртия. Столицей у них был город Гелон. Владимир Владыкин рассказал “Итогам”, что, по его сведениям, “удмурты жили на своей земле задолго до трудов Геродота”. Так, если грек описывал историю этого района в V веке до нашей эры, то сейчас имеются свидетельства, что рыжеволосые предки удмуртов заселяли территорию современной республики еще в IV тысячелетии до нашей эры. “И это еще не предел, просто более ранних данных пока не обнаружено, – говорит историк. – Это только вопрос времени”. Более того, профессор Перевощиков считает, что “большинство рыжеволосых людей мира вышли именно из Удмуртии. В том числе и кельты, заселившие когда-то современную Ирландию, тоже потомки будинов. Заинтересовавшись такими рассказами, корреспонденты “Итогов” решили выехать в места, не столь сильно затронутые внешним влиянием. Все же Ижевск, будучи промышленным городом, в свое время привлек много специалистов со всех уголков страны. Они могли существенно разбавить местное рыжее население. Сопровождать нас вызвался рыжий архитектор, удмурт Касим Галиханов. Первым пунктом назначения был Юкаменский район республики, где, по заверению Владимира Владыкина, число рыжих на душу населения достигает добрых 40 процентов. И в самом деле, долго “детей солнца” в глубинке искать не пришлось. Поселковая школа все сразу расставила на свои места. Войдя в класс, мы были поражены: не рыжие ребятишки, как обычно бывает, скудно разбавляли брюнетов, блондинов и шатенов, а как раз наоборот. Почти половина аудитории сияла своими оранжевыми шевелюрами. Такую же картину мы увидели в селе Дебесы на востоке Удмуртии. Какие уж тут издевки! Как бы про нас, темноволосых, чего обидного не придумали. Мнения Где их родина? Александр Белов, палеоантрополог: – Рыжие волосы, как и волосы другого цвета, фигурируют в качестве антропологического показателя. Есть, например, пояс брюнетов. Он проходит по Евразии. Блондины локализованы в районе Скандинавии. Большое количество людей с волосами одного цвета в одном месте может оказаться из-за того, что там не было мощного дрейфа генов. То есть скрещивание происходило внутри одной локальной популяции, которая жила в тесном районе, мало общалась с другими народами. И в итоге тот самый ген рыжести мог локализоваться внутри замкнутой группы. Они женились и выходили замуж только за своих, не передавали свои корни на сторону. Такое бывает, но, скорее всего, ген рыжести пошел не от неандертальцев, а от кроманьонцев, именно они были рыжими. Это ген базового признака, характерного для наших общих предков. В каких-то районах мира эти признаки остались. Геннадий Белорыбкин, археолог, доктор исторических наук: – С научной точки зрения цвет волос – очень широкое явление. Много кочевых народов были рыжими, скажем, те же половцы. Что касается конкретно Удмуртии, то там в свое время жили и финны, и угры, и славяне. Кого там только не было. И потому при желании Удмуртия может быть родиной кого угодно. Однако исторической подоплеки под этим нет никакой. Официальный комментарий посольства Ирландии: – По нашим данным, рыжеволосые люди особенно распространены в Западной Европе, а именно в Шотландии, Ирландии, Уэльсе и Англии. Среди европейцев приблизительно 4 процента рыжих, при этом больше всего их в Шотландии, ирландцы же расположились на втором месте в этом рейтинге – рыжими являются около 420 тысяч граждан нашей страны.

Profile

andy_sinclair

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

View All Archives

Tags

View my Tags page

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.com Designed by Lilia Ahner Содержание

Удмурты представляют собой финно-угорский народ, большинство представителей которого проживает в Удмуртии. Поразительно, но даже сегодня эти племена остаются одними из самых малоизученных народностей России. Даже их название вызывает немало вопросов, ведь “мурт” на местном наречии — “человек”, а вот частица “уд” до сих пор не поддаётся точной расшифровке, порождая самые разные теории.

Яркость и богатство удмуртской культуры очаровывают путешественников, побывавших в их крае. Сами же удмурты считают, что одно из самых популярных и известных блюд, пельмени, принадлежит именно их кухне (на местном языке “пель нянь” — “ухо медведя”). Так ли это?

Споры можно вести бесконечно, а потому стоит познакомиться с более глобальным аспектом жизни удмуртов — их историей. Что же известно о прошлом этого народа? Какие племена можно считать родственными им?

Где жили удмурты?

Как показывают археологические исследования, удмурты наиболее близки по своим чертам к коми-пермякам, однако далеко не все учёные склонны считать их коренным народом Удмуртии. Как указывает И.Г.Широбоков в своей работе “Материалы к антропологии пермских народов XVII-XIX вв.”, предполагаемая родина удмуртского этноса может находиться на северо-западе Татарстана.

Нередко удмуртов называют вотяками, это же именование можно встретить в старинных источниках. В записях дьяка города Хлынова, Семёна Попова, указывается, что ещё до начала русской колонизации в районе Вятки появилось пять крупных поселений, что принадлежали вотякам, то есть удмуртам.

Это мнение подтверждается и профессором А.В.Эммаусским:

“В эпоху Древней Руси IX–XII веков бассейн реки Вятки населяли племена древних удмуртов”.

Более того, считается, что название самой реке Вятке тоже дали удмурты.

image
Удмуртская семья

Название народа

Подавляющее большинство этнографов сходятся во мнении, что удмурты как народ появились после распада прапермского этноса, разделившегося на несколько родственных племён. Во внешности современных жителей Удмуртии ярко выражено влияние славянских и тюркских народов.

Точно сказать, когда зародился удмуртский народ, нельзя. Причина тому — отсутствие письменных источников, что могли бы раскрыть нам историю удмуртов до определённого времени. Поэтому жизнь их в древние времена так и остаётся загадкой.

image
Густав-Федор Христианович Паули «Зыряне и вотяки в традиционной одежде, 1862 г.»

Самые первые упоминания о племенах Удмуртии встречаются у древнегреческого историка Геродота, что называет их “будины” и “аримаспи”. Здесь явно заметно одно и древних названий народа — “ары” (означает “люди”). А вот вотяками удмуртов в XII веке прозвали русские, появившиеся на их землях и использовавшие для определения племён реку Вятку.

Развитие земель удмуртов

Арабские путешественники IX-XII веков дают более расширенную характеристику удмуртам. В их сочинениях значится, что это был высококультурный народ с развитым экономическим потенциалом. Основными занятиями людей были охота и ремёсла, благодаря которым активно развивалась торговля с соседними народностями.

С конца I тысячелетия нашей эры земли удмуртов находились под властью Волжской Булгарии. Через два века государство становится частью Золотой Орды, что приносит народу новые испытания. Удмурты вынуждены были терпеть притеснения и давление со стороны племён захватчиков. Итогом стало отступление народа в Прикамье.

В 1489 году Вятские земли входят в состав России, что становится новым витком развития истории удмуртского народа. После падения Казани вся территория современной Удмуртии попадает под власть русских.

image
Верхнечепецкие удмурты. Глазовский уезд. Начало XX века.

От славян удмуртский народ перенял немало особенностей деятельности, например, научился создавать новые орудия труда для обработки земли, разведению особых пород скота. Впервые у людей появилась традиционная русская печь в домах, что очень быстро “прижилась” в Удмуртии.

Русское влияние заметно даже в отдельных элементах традиционного удмуртского костюма, хотя в основе его сохранились старинные особенности (использование монет как украшений, народные орнаменты в вышивке).

С XVIII века начинается стремительное развитие промышленности. Российская империя в Удмуртии занималась производством железа, изготовлением огнестрельного оружия.

image
Вотяки, 1870 год

Сложности и становление Удмуртии

Однако далеко не всегда удмурты положительно воспринимали власть русских. Периодически в регионе вспыхивали бунты, причиной которых являлось повышение налогов и насильственная христианизация.

Население южных земель Удмуртии активно приняло участие в восстании Емельяна Пугачёва. Народное сопротивление было подавлено, однако это не отразилось на постоянном развитии края удмуртов. В 1889 году на юге Удмуртии впервые появляются железные дороги.

В прошлом веке удмурты, как и многие другие народы России и соседних стран, познали горечь потерь в двух разрушительных кровопролитных войнах. Однако Удмуртия стала тем регионом, куда было эвакуировано более 20 предприятий.

В тяжёлые годы Великой Отечественной войны население региона сумело перевыполнить план. Немалый вклад в развитие транспортной системы Удмуртской АССР стал настоящий трудовой подвиг народа, строительство железной дороги Ижевск — Балезино.

image
Удмуртки д.Покровский-Урустамак, ныне Бавлинского района Татарстана. Снимок начала XX в.

Сегодня край удмуртов называется Удмуртской Республикой и представляет собой государство в составе Российской Федерации. Его население постепенно растёт, и в наше время составляет около 600 тысяч человек.

Удмурты — народ с богатой историей, где есть как яркие и радостные страницы, так и периоды упадка и скорби. С давних времён жители Удмуртии гордятся своими землями, стараются возродить старинные обычаи и хранят культурное наследие предков. Их труды не оказываются напрасными.

Сегодня интерес к малоизученным удмуртским верованиям, национальным особенностям заметно возрос. На мой взгляд, далеко не последнюю роль в этом сыграл вокальный коллектив “Бурановских бабушек”, получивших признание как в России, так и в странах Европы. Возможно, возрождение культуры Удмуртии поможет нам открыть новые тайны этого народа.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий